Методические рекомендации

При подготовке к семинарскому занятию первоначально следует изучить характер и содержание таких грамматических категорий, как число, падеж, род, степени сравнения. Определить специфику этих категорий в грамматической системе английского языка. Связать способность к изменению по той или иной грамматической категории с семантическими характеристиками членов данного грамматического класса (например, счетные/несчетные, одушевленные/неодушевленные существительные, качественные/относительные прилагательные, качественные/обстоятельственные наречия).

Установить наличие/отсутствие грамматической категории в системе английского существительного, прилагательного и наречия на основе некоторого общего грамматического значения и специфических грамматических (морфологических) способов его выражения.

Сравнить существующие подходы к определению сущности грамматического падежа и способов выражения падежных отношений. Обратить внимание на специфику форманта –‘s, его значение и возможности сочетаемости.

Описать существующие точки зрения на наличие/отсутствие в английском языке грамматической категории рода.

Охарактеризовать систему степеней сравнения в классах прилагательных и наречий. Обратить внимание на расхождение в интерпретации форм more interesting и most interesting английской и отечественной грамматическими традициями.

Далее следует приступить к выполнению практических заданий. В задании А содержатся словоформы с единственным и множественным числом. Определите с помощью словаря актуализованную форму числа и распределите их по следующим группам: «существительные с регулярным образованием форм мн.ч.», «существительные с заимствованными формами мн.ч.», «существительные с нулевым аффиксом мн.ч», «существительные singularia tantum», «существительные pluralia tantum», «существительные, образующие мн.ч с помощью изменения корневой гласной».

Задание В предполагает овладение системой грамматических категорий английских существительных, прилагательных и наречий. Подчеркните в тексте данные классы слов, выпишите их семантические, морфологические и синтаксические характеристики. Следует помнить о явлении полисемии (многозначности) и принимать во внимание контекст. Так, существительное war в контекстах 3 и 4 имеет разное значение, и, следовательно, обладает разными грамматическими категориями.

В задании С следует определить грамматический слова или границы группы слов, к которым относится формант –‘s. На основании контекстного анализа и перевода определить его значении и сделать вывод о его категориальной принадлежности (морфема, послелог).

Основные вопросы:

1. Существительное: категория числа и падежа. Проблема –‘s. Проблема категории рода в английском языке

2. Прилагательное: семантическая классификация прилагательных. Прилагательные со степенями сравнения

3. Наречие: семантическая классификация наречий. Наречия со степенями сравнения

Задания

А. Распределите следующие существительные по формам множественного числа:

Oxen, antenna, headquarters, knowledge, sanatoria, clothes, sheep, physics, advice, pence, children, woman, gymnastics, weather, deer, feet, means

В. Выделите в следующих предложениях существительные, прилагательные, наречия, укажите их

A) семантический класс

B) актуализованные грамматические категории

c) синтаксическую функцию):

1) The door opened, and a thickest heavy-looking young man entered… (Eliot)

2) Our reason for going there was, to say the least, a trifle unusual.(Durrel)

3) War is man’s delight. Danger is his solace, and death is the lover of all who breathe. (Saroyan)

4) Since the end of the war I had been financing and organizing expeditions to many parts of the world to collect wild animals for various zoological gardens. (Durrel)

5) You will stay here till it is time to go to the barrier. (Voynich)

6) Miss Marple’s telephone rang when she was dressing. (Christie)

7) Actions speak louder than words. (proverb)

8) When he returned to his hotel he found a message that someone had telephoned in his absence. (Helton)

9) Mr.Pickwick found that his three companions had risen and were waiting for his arrival to commence breakfast. (Dickens)

10) You’ll be sorry for what you’ve said when you’ve calmed down and then you’ll want me to forgive you. (Maugham)

11) As she neared the kitchen, Chris came from the garage where he had been attending to a lorry with a magneto trouble, wiping his hands on some waste. (Lindsay)

12) Sarie knew that she would fight for Lanny, do anything for him. (Abrahams)

13) Sarie would always laugh at Sam’s jokes and dimples would appear in her cheeks. (Abrahams)

14) Gert said he would go to Smith’s in the evening. Whenever he went to Smith’s he stayed for the night or longer. Then he would return, sick and red-eyed from drinking. (Abrahams)

С. Определите значение –‘s и грамматический класс слова, к которому этот формант относится, переведите предложения:

1) And after a couple of hours’ tramp they suddenly came out of the crest of the chalk ridge. (Aldington)

2) … because at my age and the young man I go with’s age, it is the only right thing to do. (Tarkington)

3) In another moment, the grocer’s boy passed on the opposite side of the street. (Jerome K.Jerome)

4) Ruth’s hand sought Martin’s beseechingly under the table, but his blood was up. (London)

5) Coming on the top of 1968’s staggering increases in the cost of living this price rise will be a hardship to those least able to bear it. (Morning Star)

6) But I don’t propose to deal with Charles Strickland’s work exept in so far as it touches upon his character. (Maugham)

7) Her skin was as dry as a child’s with fever. (Green)

8) Where are the children? – I sent them to mother’s. (Cronin)

Литература

1. Бархударов Л.С., Штелинг Д.А. Грамматика английского языка. – М., 2010

2. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка. - М., 2010.

3. Гуревич В.В. Теоретическая грамматика английского языка. Сравнительная типология английского и русского языков. – М., 2010

4. Камшилова О.Н. Теоретическая грамматика английского языка (электр.учебник) – СПб., СПбУУЭ, 2011.

5. Ривлина А.А. Теоретическая грамматика английского языка (электр.учебник) – реж. доступа – http://www.bgpu.ru/site/content/kafs/engphil/rivlina/grammar/lectures/

6. Biber D., Johansson S., Leech G., Conrad S., Finegan E. Longman Grammar of Spoken and Written English. Harlow: Longman, 2008. – http://www.knigka.info/2008/08/23/longman-grammar-of-spoken-and-written.html

7. Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание. Модуль 4. Основы морфологии – электронный учебник http://homepages.tversu.ru/~ips/Studets.htm


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: