Бюджетное ограничение потребителя

В реальных условиях поведение потребителя и его выбор будут ограничены его денежным доходом, бюджетом потребителя. Абсолютную величину покупок можно представить следующим выражением:

 

,               (7)

где - объем покупок благ ;

- цены на блага ;

Из формул (3) и (7) видно, что изменения в объеме покупаемых благ (спросе потребителя) могут произойти вследствие изменения следующих параметров:

- изменения цен на блага;

- изменения предельной полезности приобретаемых благ;

- изменения дохода потребителя.

Графически бюджетное ограничение представлено на рис. 14:

 

Бюджетная линия
                 

                

 

                                                                          

                                                                    

Рис. 14 Бюджетная линия (ограничение)  потребителя

 

Любая точка на бюджетной линии характеризует максимальный объем товаров, который при данном уровне цен потребитель может приобрести, расходуя весь свой бюджет. Разные точки на бюджетной линии отражают различные комбинации товаров, входящих в товарный набор потребителя, но во всех этих точках бюджет израсходован полностью.

Наклон бюджетной линии определяется соотношением рыночных цен на блага, входящие в товарный набор потребителя ().

Смещения бюджетной линии происходят в силу действия следующих основных факторов:

1) Изменения дохода потребителя.

Смещение бюджетной линии происходит параллельно исходному положению в сторону расширения (вправо), если реальные доходы потребителя увеличиваются, и в сторону сужения (влево), если доходы – сокращаются (рис. 15).

2) Изменения цен на блага, входящих в товарный набор.

                 

          

                  

 

 

                                                                    

                                                                                     

                                                                                                              

Рис. 15 Изменение бюджетной линии вследствие изменения дохода потребителя

 

При изменении цен на благо происходит изменение наклона бюджетной линии, поскольку рост цен вызывает сокращение объемов потребления, и наоборот, снижение цен на благо – рост объемов потребления (рис.16).

 

 

                    

               

                     

 

 

                                                                                      

                                           

 где

       .

 

Рис. 16 Изменение наклона бюджетной линии вследствие изменения цен

 

На бюджет потребителя также могут оказывать влияние такие внешние факторы, как:

а) Налогообложение потребителя, которое может проявиться как в сдвиге бюджетной линии (подоходный налог), так и в ее повороте (налог с продаж);

б) Субсидии потребителю, которые расширяют его бюджетное поле;

в) Нормирование потребителя, которое в конечном итоге, приводит к сокращению бюджетного поля, а бюджетная линия принимает вид ломаной (квотирование, штрафы за превышение лимитов потребления);

г) Стимулирование сбыта приводит к расширению бюджетного поля (цена при оптовой закупке, скидки).

 4.4. Равновесие потребителя.

Объединив анализ потребительских предпочтений и бюджетное ограничение потребителя (его покупательную способность) можем выявить тот товарный набор, который будет являться наилучшим для потребителя.

Точка равновесия (оптимума) потребителя – это товарный набор, который обеспечивает ему максимальную полезность и исключает внутренние стимулы для изменения принятого решения (рис. 17).

 

 

                  

 

                                В            D

                                                 

                                                   Е             

                                            А         С

                                                             

                                                                         

Рис. 17  Равновесие потребителя

 

На рис.17 можно выделить следующие товарные наборы:

а) т. Е – это товарный набор, характеризующий оптимальный выбор потребителя (наивысшая кривая безразличия при имеющемся уровне дохода);

б) т. А – это товарный набор, который достижим при данном уровне дохода потребителя, но не обеспечивающий ему максимальной полезности;

в) т. В и т. С – это товарные наборы, на которые расходуется весь доход потребителя, но обеспечивающие ему меньшую полезность, чем оптимальный товарный набор;

г) т. D – это товарный набор, который недостижим при данном уровне дохода потребителя.

Как видно на рис. 17, оптимум потребителя достигается в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии, что означает равенство углов наклона данных линий в т. Е и равенство предельной нормы замещения одного блага другим обратному отношению цен:

 

,                  (8)

 

Предельная норма замещения отражает желательность замещения одного блага другим, в то время как соотношение рыночных цен характеризует возможность замещения благ в потреблении.

Виды равновесия потребителя:

1) Внутреннее равновесие – это оптимальный выбор потребителя, когда он расходует свой бюджет на потребление двух видов благ;

2) Угловое равновесие потребителя – это оптимальный выбор потребителя, когда потребитель отказывается от покупки одного блага из двух.

Реакция потребителей, вызванная изменением цен покупаемых благ, складывается из следующих эффектов:

Эффект дохода представляет собой изменение объема спроса на благо, вызванное изменением реального дохода потребителя в результате роста или снижения цены на данное благо.

Эффект замещения представляет собой изменение объема спроса на благо, вызванное перераспределением спроса в его пользу вследствие роста или снижения цены на данное благо.

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: