Тема 5: Теория производства

Фирма как субъект экономики.

Производство и производственная функция.

Деятельность фирмы в краткосрочном периоде.

Деятельность фирмы в долгосрочном периоде.

Оптимальный объем производства. Эффект масштаба.

Фирма как субъект экономики.

Фирма является одним из важнейших участников экономики. Поскольку экономические системы постоянно изменяются, то и фирмам приходится адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Традиционно под фирмой рассматривают некоторую коммерческую организацию. Обычно понятие фирма трактуется в узком и широком смыслах. Под фирмой в узком смысле понимается имя юридического лица, под которым оно осуществляет свою деятельность (единолично или коллективно). В широком смысле, фирма – это основная хозяйствующая единица экономики, имеющая свое название, юридический адрес, устав, печать, баланс и расчетный счет в банке.

Основными признаками фирмы являются:

1) Производственная обособленность;

2) Экономическая и юридическая независимость;

3) Имущественная ответственность;

4) Основная цель функционирования фирмы в экономике: максимизация прибыли;

5) Основная функция фирмы в экономике: эффективное распределение ограниченных ресурсов.

Классификация фирм по некоторым отличительным признакам представлена в таблице 4.

Классификация (типология) фирм

Таблица 4

Признак классификации Тип фирмы
1. По цели деятельности - Коммерческие фирмы – осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета и нацелены на получение прибыли (являются предметом изучения микроэкономики); - Некоммерческие фирмы – преследуют социальные цели, прибыль для них не является основной деятельностью.
2. По виду хозяйственной деятельности - промышленные; - торговые; - транспортные; - банковские; - страховые и пр.
3. По отраслевой принадлежности - Одноотраслевые; - Многоотраслевые, образованные в результате слияния и поглощения.
4. По территориальной принадлежности - региональные; - национальные; - транснациональные.
5. По форме собственности - частные; - государственные; - со смешанной формой собственности; - с иностранным капиталом.
6. По форме организации деятельности - индивидуальное предприятие; - хозяйственное товарищество или общество; - хозяйственное сообщество (корпорация).
7. По размеру - мелкие (малые); - средние; - крупные.

 

Сложившиеся в экономической науке концепции фирм отражены в таблице 5.

 

Концепции фирм в экономической науке

Таблица 5

Концепции Характеристика
1. Классическая и неоклассическая (А. Смит, Дж. Хикс, Дж. Робинсон) – производственная теория фирмы 1. Фирма – это производственная единица, основной целью которой является максимизация прибыли; 2. Фирма рассматривается как «черный ящик», преобразующий ресурсы в продукты. Внутренняя организационная структура фирмы не исследовалась. 3. Основная задача – оптимизация производства, т.е. нахождение такого сочетания ресурсов и масштабов производств, при котором достигаются минимальные издержки производства. 4. Фирма действует в условиях определенности внешних факторов (полнота информации, рациональное поведение, цена выступает в роли единственного регулятора рынка). Фирма приспосабливается к внешним условиям. 5. Недостатком концепции является невозможность объяснить причины многообразия фирм, их эволюцию.
2. Институциональная (Ф. Найт, Р.Коуз и др.) – контрактная теория фирмы 1. Фирма – это сложная иерархическая структура, действующая в условиях рыночной неопределенности. 2. Цель функционирования – выбор эффективного способа заключения контракта. Проблема «работодателя – агента». 3. Способ достижения цели – оптимизация соотношения трансакционных издержек и издержек контроля. 4. Фирма действует в условиях предсказуемой и стабильной внешней среды, которая оказывает влияние на фирму. 5. Фирма рассматривается как альтернатива рыночного механизма координации ресурсов, фирма производит то, что не может обеспечить рынок.
3. Поведенческая (бихевиористская) (Г. Саймон, Р. Хайнер и др.) 1. Фирма – это сложная иерархическая структура, внутри которой неизбежны конфликты интересов и целей разных уровней управления. 2. Отвергаются предпосылки о рациональном поведении и максимизации полезности в отношении анализа деятельности фирмы. 3. Основная задача – оптимизация внутренних коммуникаций и процесса принятия решений, при этом сама фирма выступает механизмом самореализации работников. 4. Фирма может менять размеры фирмы независимо от эффективности распределения ресурсов. 5. Фирма выступает активным участником рынка, способная сама оказывать влияние на внешнюю среду.
4. Эволюционная (С. Уинтер, Р. Нельсон, А. Чандлер и др.) 1. Фирма – это саморазвивающаяся организация, которая учитывает влияние внешних и внутренних факторов, а принятие решений осуществляется исходя из потребностей развития. 2. Деятельность фирмы осуществляется не исходя из вопроса эффективного распределения ресурсов, а в связи с обеспечением условий для активной инновационной деятельности. 3. Происходит смещение в сторону неценовых способов конкуренции. 4. Цель фирмы – оптимизация условий для собственного развития.

 

Как видно по приведенным выше таблицам, фирма – это сложный и постоянно меняющийся субъект экономики, поэтому ее поведение анализируется с разных позиций и целей исследования.

Микроэкономический анализ в своей методологии применяет производственную теорию фирмы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: