Государственное регулирование рынка

Современные условия хозяйствования отличаются тем, что практически во всех странах мира осуществляется вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования. Контроль над рынком со стороны государства может проявляться в следующих методах:

1) Установление фиксированных цен или ценовых коридоров, что наблюдается, например, для социально значимых товаров и услуг, курса валют;

2) Воздействие на рыночный спрос (нормативы потребления, штрафы, лимиты, подоходный налог, субсидии и т.д.);

3) Воздействие на рыночное предложение (квоты, пошлины, лицензии, налог с продаж, и т.д.).

 

Тема 4: Теория поведения потребителя.

Потребительский выбор.

Подходы к анализу поведения потребителя.

Бюджетное ограничение потребителя.

Равновесие потребителя.

 

Потребительский выбор.

В ходе изучения поведения потребителя в экономике фактически рассматривается вопрос о формировании рыночного спроса, т.е. процесс принятия решения о покупке и реализация данного решения позволяют оценить формирование платежеспособного спроса потребителя.

В микроэкономике под потребителем понимается хозяйствующий субъект, который самостоятельно принимает решение о структуре и объеме потребляемых им благ. В рамках исследования поведения потребителя важным моментом является принятие решения о покупке, поэтому понятия «потребитель» и «покупатель» являются синонимами.  

Приобретение покупателем тех или иных благ приносит ему определенную полезность, которую можно определить как удовольствие, удовлетворение от совершенных покупок.

Иначе, полезность благ можно рассматривать как некий потребительский эффект, присутствие у благ таких свойств и качеств, которые удовлетворяют субъективные запросы потребителей.

Теория поведения потребителя опирается на следующие фундаментальные предположения:

1) Полезность представляет собой субъективную оценку ценности блага, т.е. одно и то же благо может иметь разную оценку у отдельных потребителей.

2) Каждый потребитель будет стремиться к максимизации полезности, исходя из принципа рационального поведения.

3) Полезность разных благ сопоставима, т.к. любой потребитель принимает решение в условиях альтернативного выбора.

4) Потребитель имеет широкий спектр потребностей, а возможности для их удовлетворения (бюджет) всегда ограничены.

Таким образом, потребительский выбор представляет собой принятие решения потребителем о распределении своего бюджета таким образом, чтобы состав и структура приобретенных благ приносили максимальную полезность.

 

Подходы к анализу поведения потребителя.

Для того, чтобы максимизировать ожидаемую полезность, потребитель должен ее оценить, а в дальнейшем, проводить сравнение полезности различных благ. Исторически сложились два подхода, объясняющие поведение потребителя:

1) Кардинализм (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) – подход, предполагающий количественную оценку полезности различных благ.

2) Ординализм (Ф. Эджворт, В. Парето, И. Фишер) – подход, предполагающий возможность сравнения и ранжирования потребителем товарных наборов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: