Представители данного научного подхода выявили, что ценность одного и того же блага определяется не только его количеством, но и тем товарным набором, в котором это благо находится. Поэтому понятие полезность стали применять не к отдельному благу, а к определенному потребительскому набору.
В рамках данного подхода, потребитель не количественно оценивает полезность того или иного блага, а располагает их в определенном порядке: от наименее ценного к наиболее.
Поскольку поведение каждого потребителя индивидуально, то для его изучения в рамках ординалистской теории предложены следующие аксиомы:
1) Аксиома полной упорядоченности: при наличии двух различающихся между собой товарных наборов потребитель способен либо ранжировать свои предпочтения в пользу одного из них, либо признать их равноценными;
2) Аксиома рефлексивности: если два товарных набора одинаковы, то при оценке их полезности потребитель признает, что любой из данных наборов не хуже другого;
3) Аксиома транзитивности: если при оценке полезности товарных наборов потребитель выяснил, что товарный набор №1 предпочтительнее набора №2, а товарный набор №2 - набора №3, то это значит, что товарный набор №1 предпочтительнее набора №3;
|
|
4) Аксиома ненасыщения: при прочих равных условиях, потребитель выбирает большее количества определенного блага меньшему, более качественное благо вместо худшего, и т.д.
Аксиомы ординализма позволяют ранжировать различные сочетания товарных наборов и проводить их попарные сравнения при осуществлении потребительского выбора.
Максимизация полезности потребителя также сохраняется основным мотивом его поведения, но она достигается за счет выбора наиболее предпочтительного набора благ из имеющихся и доступных потребителю.
Кривая безразличия – это линия, отражающая совокупность товарных наборов, имеющих одинаковую предельную полезность для потребителя.
Кривая безразличия всегда соответствует только одному уровню потребления, представленному в различных комбинациях благ. Количественная характеристика, отражающая взаимозаменяемость одного блага другим выражается предельной нормой замещения (, от англ. marginal rate of substitution):
, (5)
или
, (6)
Если товарные наборы имеют для потребителя одинаковую полезность, то ему безразлично какой из них выбрать, на основании этого происходит построение кривой безразличия и их совокупности (рис. 13).
U3
U2
|
|
U1
Рис. 13 Карта кривых безразличия
Свойства кривых безразличия:
1) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, поскольку для увеличения объема потребления одного блага, потребитель вынужден отказаться от определенного количества другого блага;
2) Кривые безразличия никогда не пересекаются, поскольку потребитель ранжирует их по значимости, предпочтительности товарных наборов для него;
3) Кривые безразличия расположенные более высоко отражают более высокий уровень полезности (), т.е. расположение кривых безразличия отражает предпочтительность тех или иных товарных наборов для потребителя;
4) Кривые безразличия выпуклы к началу координат, т.к. наклон кривой безразличия уменьшается с увеличением потребления какого-то одного блага в связи с действием убывающей предельной полезности.
Наклон кривой безразличия является отражением предпочтений потребителя относительно благ, входящих в данный товарный набор. Основные характеристики и общий вид кривых безразличия для разных типов благ представлены в табл. 3.
Тип блага и вид кривых безразличия
Таблица 3
Тип блага | Характеристика блага | Вид кривой безразличия |
Нормальное благо | Благо, увеличение потребления которого в товарном наборе приводит к росту общей полезности потребителя. | |
Совершенные заменители | Блага, которые рассматриваются потребителем как однотипные, при этом потребитель готов замещать одно благо другим в постоянном соотношении, т.е. . | |
Комплементар-ные блага | Блага, которые могут принести полезность потребителю только в случае их совместного использования. | |
Нейтральное благо | Благо, увеличение количества которого в товарном наборе потребителя не приводит к росту общей полезности. | |
Антиблаго | Благо, потребление которого рассматривается потребителем как ущерб, нанесенный его общей полезности. |