Деятельность совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

Совершенно  конкурентная фирма  –  это фирма, которая не осуществляет собственную ценовую политику, а только приспосабливается к установившимся на рынке ценам.

Кривая спроса на продукт совершенно конкурентной фирмы зависит от следующих факторов:

1) Фирма принимает установившуюся на рынке цену как заданную;

2) Объем производства отдельной фирмы не оказывает влияния на рыночную структуру и уровень цен.

Спрос на продукцию совершенно конкурентной фирмы является абсолютно эластичным, а кривая спроса горизонтальна оси Х (не изменяется в зависимости от объемов выпуска) (рис. 34).

Экономический смысл абсолютной эластичности кривой спроса совершенно конкурентной фирмы (рис. 34, а) заключается в следующем: при бесконечно малом снижении цены, фирма может увеличить объем продаж до бесконечно большой величины. При бесконечно малом увеличении цены объем выпуска фирмы будет равен нулю. 

 

                                                 

 

 

                                                                             

 

                                                                                     

 

                             а)                                                          б)

Рис. 34 Кривая спроса на продукт фирмы (а) и кривая рыночного спроса (б)

 

Необходимо отметить, что абсолютно эластичным является спрос только совершенно конкурентной фирмы, рыночный спрос в целом формируется исходя действия закона спроса, а выражающая его линия будет иметь отрицательный наклон (рис. 34, б).

Поскольку на рынке совершенной конкуренции фирма выступает ценополучателем, то при принятии фирмой текущих решений цена рассматривается как постоянная величина (). В этом случае средняя и предельная выручка фирмы будут равны рыночной цене:

,                            (30)

,     (31)

,                                          (32)

Данные соотношения свидетельствуют о том, что для совершенно конкурентной фирмы условие максимизации прибыли преобразуется из равенства  в соотношение . Максимизация прибыли фирмы на рынке совершенной конкуренции происходит при таком объеме выпуска, при котором предельные издержки производства равны рыночной цене единицы продукции.

Величина общей выручки фирмы будет зависеть только от объема ее выпуска:

,                                       (33)

Общий вид кривой  имеет вид прямой возрастающей линии (рис. 35). Поскольку значение прибыли фирмы определяется как разность общей выручки и общих издержек, и учитывая характер изменения издержек производства , фирма может определить такой объем производства, при котором не будет иметь убытков.

 

Область прибыли
Область убытков
Точка безубыточности производства
                                        

                                                            

 


                                                           

                                                          

                                                                      

                                                                     

          

 

 

                                           

 

                                                                   

                                         

 

Рис. 35 Динамика совокупных издержек, совокупной выручки и прибыли совершенно конкурентной фирмы в зависимости от объема выпуска

 

На начальном этапе выпуска (до ) общие издержки превышают общий объем выручки и фирма несет убытки. В точке, равной объему , фирма добивается безубыточности производства (). На отрезке, соответствующем объемам выпуска от  до , фирма наращивает величину прибыли. Максимальное значение прибыли достигается при объеме выпуска , при котором разность между  и  наибольшая. Дальнейшее увеличение объемов выпуска (до ), приводит к снижению прибыли.

Выбор варианта поведения совершенно конкурентной фирмы может проводиться и с помощью предельных величин.

В условиях совершенной конкуренции предельный доход фирмы равен рыночной цене (32), поэтому условие максимизации прибыли будет достигаться при объеме выпуска, соответствующем точке равенства предельных издержек и цены (рис. 36).

 

                                             

                                                                 

 

 

                                                                

 

 

                                                          

Рис. 36 Правило  для совершенно конкурентной фирмы

 

Объем выпуска фирмы может увеличиваться до тех пор, пока предельный доход фирмы выше его предельных издержек (). Когда, объем выпуска приводит к превышению предельных издержек над предельным доходом (), то производство каждой дополнительной единицы продукции будет приводить к сокращению прибыли или к появлению убытков. Только в точке равенства , фирма достигнет такого объема выпуска, при котором прибыль максимальна.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: