Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде

Для поведения фирмы в долгосрочном периоде характерно то, что она может изменять все факторы производства, поэтому в ее деятельности возникает ряд особенностей.

Во-первых, все издержки становятся переменными, поэтому изменяется критерий остановки производства. Уровень затрат характеризуется только долгосрочными средними издержками () и именно они сопоставляются с рыночной ценой. Если , то фирма имеет чистые убытки, поэтому условием продолжения производства в долгосрочном периоде является его безубыточность или получение нулевой экономической прибыли. В долгосрочном периоде фирма минимизирует убытки путем прекращения производства, а основанием для продолжения производственной деятельности является превышение рыночной цены над долгосрочными средними издержками.

Во-вторых, фирма имеет возможность изменять все параметры производства, а значит, основная задачи фирмы для долгосрочного периода сводится к нахождению оптимальной производственной мощности.

И в-третьих, фирма на рынке совершенной конкуренции имеет возможность свободного входа и выхода из отрасли. Уровень доходности фирмы становится регулятором применяемых в отрасли ресурсов. Если рыночная цена на продукт фирмы превышает минимум средних издержек отрасли, то возможность получения экономической прибыли является стимулом для прихода новых фирм в отрасль. И наоборот, если рыночная цена не покрывает средних издержек фирм, то они имеют возможность свободного выхода из отрасли, и более эффективного использования ресурсов.

Таким образом, для модели совершенной конкуренции характерно установление такого объема выпуска, при котором рыночная цена равна минимальным долгосрочным средним издержкам отрасли, что обеспечивает фирмам получение нулевой экономической прибыли. Рынок совершенной конкуренции принуждает фирмы функционировать эффективно в рамках рынка и отрасли.

В целом, эффективность рынка представляет собой его способность обеспечивать оптимальное размещение ресурсов (аллокативная эффективность) и такое их использование, при котором обеспечивается выпуск продукции с минимальными издержками (производственная эффективность).

Оптимальное размещение ресурсов – это распределение ресурсов по отраслям, когда достигается производство такого объема и структуры благ, которое полностью соответствует объему и структуре потребительского спроса. Ценность товара для потребителя выражается рыночной ценой, ценность используемого ресурса – предельными издержками, поэтому равенство этих характеристик свидетельствует об оптимальном распределении ресурсов.

Эффективное использование ресурсов – это достижение такого объема выпуска благ, при котором обеспечивается наименьший уровень затрат на их производство при данном уровне технологий. В качестве показателя эффективности использования ресурсов выступает уровень минимальных долгосрочных средних издержек отрасли, при котором устанавливается рыночное равновесие.

Как видно, оба условия эффективности выполняются для рынка совершенной конкуренции, поэтому он является экономически эффективным.

При всех достоинствах модели совершенной конкуренции, следует отметить и ряд недостатков:

- малый размер фирм приводит к тому, что они не могут обеспечить применение наиболее эффективной техники и технологии, а такой фактор, как экономия на масштабах производства, становится доступной только крупным фирмам;

- малый размер фирм приводит также к тому, что у фирм недостаточно средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- полная стандартизация и унификация продукции приведет к сужению товарного ассортимента, а значит, и снижению благосостояния потребителей.

 

Тема 9: Монополия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: