Модель дуополии Бертрана

Модель дуополии сознательного соперничества (Бертрана) является примером ценовой олигополии. Для анализа данной модели применяются те же предпосылки, что и при модели Курно, с единственным отличием, что параметром реагирования конкурента является цена.

Модель Бертрана представляет собой способ взаимодействия, при котором фирма принимает решение об объеме выпуска, исходя из предположения, что фирма-конкурент не изменит цену.

При отраслевом спросе и одинаковых издержках производства  фирмы могли бы поделить рынок пополам и реализовывать продукцию по монопольно высоким ценам, получая при этом монопольную экономическую прибыль. Однако, каждая из фирм имеет потенциал увеличения прибыли и это будет стимулом к изменению ситуации на рынке. Поскольку фирма А считает цену фирмы Б неизменной, то она рассчитывает несколько снизив свою цену, увеличить объем спроса на продукт фирмы. А так как продукт фирм однороден, то любое снижение цены фирмой А приведет к переключению всего рыночного спроса на продукт данной фирмы. Соответственно, фирма Б вынуждена будет ответить снижением цен на свой продукт ниже цены конкурента, и следовательно, уже она захватит весь объем рынка. Ответные действия конкурента заставляют каждую из фирм снижать цену до тех пор, пока она не достигнет уровня средних издержек и ее дальнейшее снижение принесет убытки (равновесие Бертрана).

Таким образом, ценовая война приведет рынок в такое состояние, при котором цена будет равна долгосрочным средним издержкам, как и на рынке совершенной конкуренции. Фирмы снова разделят рынок пополам, но при этом не получая экономической прибыли.

Ситуация «ценовых войн» выгодна потребителям, так как приводит к максимизации потребительского излишка. Но от ее проигрывают фирмы-производители независимо от исхода борьбы. Фирмы, стремясь максимизировать прибыль, в итоге оказываются с нулевой прибылью – парадокс Бертрана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: