Модель дуополии Курно

Поскольку взаимодействие на основе реагирования представляет собой сложный механизм, упростим его рассмотрение на примере дуополии, т.е. таком отраслевом рынке, где действуют две фирмы.

Анализ поведения фирм в модели Курно опирается на ряд предпосылок:

1) Фирмы производят однородный продукт и имеют одинаковые издержки производства;

2) Фирмы обладают полной информацией о рыночном спросе и в качестве основной цели деятельности рассматривают максимизацию прибыли;

3) Решения фирм принимаются одновременно.

В качестве стратегического параметра, относительно которого происходит взаимодействие фирм, служит объем выпуска. Суть взаимодействия заключается в том, что каждая из фирм самостоятельно принимает решение об объеме выпуска, исходя из неизменности выпуска конкурентом.

Предположим, что рыночный спрос задается кривой , а предельные издержки фирм – кривой (рис. 47). Фирма Б предполагает, что объем выпуска фирмы А будет таким, чтобы максимизировать прибыль () и составит . Объем спроса на свой продукт фирма Б воспринимает как остаточный, который ограничен участком кривой спроса . Для остаточного спроса линия предельной выручки находится в положении . Оптимальным объемом выпуска фирмы Б будет , при котором выполняется равенство . Таким образом, принятие решения фирмой Б есть не что иное, как реакция на предположение об объеме выпуска фирмы-конкурента.

 

                     

 

                                           

 

 

                                                                            

                                                    

 

                                                             

 

Рис. 47 Принятие решения о выпуске в модели Курно

 

Когда действующим на рынке фирмам характерен такой объем взаимодействия, то любые изменения объема выпуска одной фирмы будут приводить к изменениям объема выпуска другой, и наоборот. Графически данная зависимость может быть выражена кривой реагирования фирмы.

Кривая реагирования фирмы – это выраженная функциональная зависимость, характеризующая оптимальный с позиции максимизации прибыли объем выпуска одной фирмы в зависимости от объема выпуска конкурента. Кривые реагирования фирм позволяют отследить механизм установления рыночного равновесия в случае некооперативного поведения конкурентов, стремящихся избежать ценовой конкуренции (рис. 48).

Если объем выпуска фирмы А составит , то фирма Б, в соответствии со своей кривой реагирования, не будет осуществлять производство (). Если фирма А сократит объем своего производства до объема , то фирма Б начнет осуществлять выпуск в объеме, равном . Реагируя на выпуск конкурента фирма А сократит объемы выпуска до . Фирмы будут вести себя аналогично и, в конечном итоге, это приведет к производству такого объема продукции, при котором установится рыночное равновесие.

Точка пересечения кривых реагирования фирм отражает равновесие Курно, которое свидетельствует о достижении каждой из фирм наилучшего объема выпуска с позиции максимизации прибыли при заданных действиях конкурента.

 

Кривая реагирования фирмы Б
Равновесие Курно
Кривая реагирования фирмы А
                                                                

                

 

 

               

              

              

 

 

             

                                             

Рис. 48 Кривые реагирования фирм и равновесие в модели Курно

 




double arrow
Сейчас читают про: