Поскольку взаимодействие на основе реагирования представляет собой сложный механизм, упростим его рассмотрение на примере дуополии, т.е. таком отраслевом рынке, где действуют две фирмы.
Анализ поведения фирм в модели Курно опирается на ряд предпосылок:
1) Фирмы производят однородный продукт и имеют одинаковые издержки производства;
2) Фирмы обладают полной информацией о рыночном спросе и в качестве основной цели деятельности рассматривают максимизацию прибыли;
3) Решения фирм принимаются одновременно.
В качестве стратегического параметра, относительно которого происходит взаимодействие фирм, служит объем выпуска. Суть взаимодействия заключается в том, что каждая из фирм самостоятельно принимает решение об объеме выпуска, исходя из неизменности выпуска конкурентом.
Предположим, что рыночный спрос задается кривой
, а предельные издержки фирм – кривой
(рис. 47). Фирма Б предполагает, что объем выпуска фирмы А будет таким, чтобы максимизировать прибыль (
) и составит
. Объем спроса на свой продукт фирма Б воспринимает как остаточный, который ограничен участком кривой спроса
. Для остаточного спроса линия предельной выручки находится в положении
. Оптимальным объемом выпуска фирмы Б будет
, при котором выполняется равенство
. Таким образом, принятие решения фирмой Б есть не что иное, как реакция на предположение об объеме выпуска фирмы-конкурента.





Рис. 47 Принятие решения о выпуске в модели Курно
Когда действующим на рынке фирмам характерен такой объем взаимодействия, то любые изменения объема выпуска одной фирмы будут приводить к изменениям объема выпуска другой, и наоборот. Графически данная зависимость может быть выражена кривой реагирования фирмы.
Кривая реагирования фирмы – это выраженная функциональная зависимость, характеризующая оптимальный с позиции максимизации прибыли объем выпуска одной фирмы в зависимости от объема выпуска конкурента. Кривые реагирования фирм позволяют отследить механизм установления рыночного равновесия в случае некооперативного поведения конкурентов, стремящихся избежать ценовой конкуренции (рис. 48).
Если объем выпуска фирмы А составит
, то фирма Б, в соответствии со своей кривой реагирования, не будет осуществлять производство (
). Если фирма А сократит объем своего производства до объема
, то фирма Б начнет осуществлять выпуск в объеме, равном
. Реагируя на выпуск конкурента фирма А сократит объемы выпуска до
. Фирмы будут вести себя аналогично и, в конечном итоге, это приведет к производству такого объема продукции, при котором установится рыночное равновесие.
Точка пересечения кривых реагирования фирм отражает равновесие Курно, которое свидетельствует о достижении каждой из фирм наилучшего объема выпуска с позиции максимизации прибыли при заданных действиях конкурента.
| Кривая реагирования фирмы Б |
| Равновесие Курно |
| Кривая реагирования фирмы А |






Рис. 48 Кривые реагирования фирм и равновесие в модели Курно






