Модель ценового лидерства

Одной из форм кооперативного поведения фирм является модель ценового лидерства, когда фирмы также согласовывают свои действия только в неявной форме.

Ценовое лидерство проявляется на отраслевом рынке, когда одна из фирм обладает стратегическими преимуществами перед своими конкурентами. Данные преимущества могут выражаться в более низком уровне издержек или в лучшем качестве продукта, что приводит к доминирующему положению фирмы на данном отраслевом рынке.

Фирма-лидер получает более полную информацию о рынке и способна устанавливать рыночную цену путем контроля значительной доли предложения. Остальным фирмам отрасли (последователям) ничего не остается, кроме принятия цены как установленного параметра. При этом их основной задачей будет являться нахождение оптимального объема выпуска, при заданной цене.

Поведение фирмы-лидера зависит от следующих факторов:

- размер отраслевой доли рынка лидера;

- различие в издержках производства;

- эластичность спроса на продукт лидера и последователей;

- эластичность предложения последователей.

Наиболее значимым из всех факторов является преимущество в издержках производства. Лидерство в издержках может быть относительным (проявление эффекта масштаба) и абсолютным (новые технологии, доступ к дешевым ресурсам). Чем больше различается уровень издержек фирмы лидера и его последователей, тем устойчивее ценовое лидерство.

Ценовое лидерство также может поддерживаться с помощью санкций фирмы-лидера, которые проявляются в снижении цен. А поскольку, фирмам –последователям это невыгодно, то они стараются не нарушать ценовую дисциплину.

Сложившаяся модель взаимодействия фирм на рынке может быть даже полезна фирмам-последователям, поскольку они полностью перекладывают ответственность за исследование рынка и назначение оптимальной цены на лидера. В итоге, установление цен фирмой-лидером приводит к максимизации отраслевой прибыли и обеспечивает получение больших объемов прибылей каждой отдельной фирмой.

Модель блокирующего ценообразования.

Модель блокирующего ценообразования - это модель кооперативного взаимодействия фирм-конкурентов, при которой они будут препятствовать проникновению новых фирм (новичков) в отрасль. Фирмы склонны сохранять сложившуюся ситуацию, так как имеющийся объем выпуска и цен обеспечивает фирмам-старожилам наиболее благоприятные условия для функционирования.

Основными причинами блокирования входа в отрасль для фирм-новичков являются:

- нарушение сложившегося равновесия, что приведет к обострению конкурентной борьбы между всеми участниками;

- использование фирмами-новичками новых, более современных технологий приведет к производству улучшенного продукта, по сравнению с продуктом фирм-старожил рынка, и значительно ослабят их конкурентную позицию;

- фирмы-новички могут не принимать устоявшееся взаимодействие участников рынка относительно цен и объемов выпуска;

- фирмы-новички могут выбрать агрессивную политику в отношении проникновения на рынок.

Вследствие проявления данных факторов, основной задачей взаимодействия фирм-старожил станет создание непреодолимых барьеров входа для новых фирм. Вариантов увеличения барьеров входа в отрасль много, но основным из них выступает цена. Если цена, установившаяся на рынке, будет очень низкой, то это вызовет снижение или получение нулевой экономической прибыли фирмами, но в тоже время сделает невозможным проникновение новых фирм в отрасль.

 

Модели некооперативного поведения фирм.

Характер конкурентного взаимодействия фирм при условии некооперативного поведения имеет ряд особенностей. А именно, каждая фирма строит свою конкурентную стратегию поведения, ориентируясь на стратегию конкурентов. Очень важным при этом является параметр, который принимается фирмами в качестве объекта реагирования. Таким параметром может служить цена или объем выпуска.

Если роль параметра реагирования выполняет цена, то имеет место ценовая олигополия, если объем выпуска - то количественная олигополия.

Основными моделями реализации некооперативного взаимодействия фирм на рынке олигополии являются:

- модель дуополии Курно;

- модель дуополии Бертрана (сознательного соперничества);

- модель ломаной кривой спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: