Модель ломаной кривой спроса

В основу модели ломаной кривой спроса (модель Суизи) также положено предположение об особенностях олигополистического реагирования.  Модель предполагает, что конкуренты всегда будут реагировать на снижение цен, отвечая адекватным уменьшением цен на свой продукт, и оставят цену на прежнем уровне, если конкурент повышает цену. Данная модель, в отличие от предыдущих, допускает некоторую дифференциацию продукта, которая при этом не препятствует высокой степени замещения продуктов фирм-конкурентов.

Кривая спроса на продукт фирмы будет принимать вид ломанной линии с двумя участками. Участок кривой спроса, расположенный выше равновесной цены, высокоэластичен, а нижний, наоборот, неэластичен. Ее вид – это результат предположений фирмы о реакции конкурентов.

Опасаясь повышения цены, так как это может привести к сокращению рыночной доли фирмы, и понижения цены из-за возможной реакции конкурентов, фирма будет придерживаться установившейся на рынке равновесной цены.

 

Проблемы эффективности олигополии.

Эффективность рынка олигополии зависит от модели взаимодействия фирм на нем. Если это модель картельного соглашения, то, безусловно, рынок близок к монополии и проявляет все негативные черты данной структуры.

На рынках некооперативного поведения фирм действие конкурентных сил намного сильнее, чем в картелеподобных отраслях. В трудах некоторых ученых, например Альфреда Д. Чендлера, приводиться ряд практических рекомендаций, при выполнении которых существование крупных олигополистических фирм на рынке будет приводить к его эффективности.

А. Д. Чендлером были предложены связанные инвестиции по трем направлениям деятельности фирмы-олигополиста:

1) Создание крупного производства;

2) Создание национальной, а затем и мировой сбытовой и маркетинговой сети;

3) Создание эффективной команды управления.

Крупные фирмы имеют положительный результат в экономии на масштабе производства. Разработка и создание крупной сбытовой и маркетинговой сети приводит к более полной загрузке производственных мощностей. Инвестиции в менеджмент позволяют решить проблему эффективного управления в сложном механизме предприятия-гиганта.

 

Тема 12: Рынки производственных ресурсов.

Рынки ресурсов и факторные доходы.

Спрос на факторы производства.

Предложение производственных ресурсов.

Рыночное равновесие на рынке факторов производства.

Рынки ресурсов и факторные доходы.

В предыдущих темах рассматривались товарные рынки, где основными действующими лицами выступали потребитель и производитель. В этой темы перейдем к анализу рынков факторов производства, где участники рынка меняются местами. Уже фирмы предъявляют спрос на рынке, приобретая для своей производственной деятельности землю и капитал, трудовые ресурсы и предпринимательские способности.

Любое производство представляет собой преобразование тех или иных ресурсов в готовую продукцию. Начиная свою деятельность, фирма должна определить необходимый ей объем экономических ресурсов, т.е. объем спроса на ресурсы. Однако, объем спроса на экономические ресурсы будет иметь производный характер от объема спроса на готовую продукцию. Если продукция востребована покупателями на рынке, то фирма будет производить данный товар и, соответственно, предъявлять спрос на экономические ресурсы, и наоборот.

В экономической науке сформулировано основное правило для производственной деятельности фирм: «Производить то, что можно продать, а не пытаться продать, то, что смогли произвести». Другими словами, на деятельность фирмы решающую роль оказывает реальный платежеспособный спрос на ее продукцию со стороны потребителей. Исходя из его объема, фирма предъявляет свой спрос на те, или иные виды ресурсов.

Все ресурсы, которые можно применять в производственной деятельности, разнообразны, но условно разделены на 4 группы: труд, земля, капитал и предпринимательские способности.

В модели кругооборота продуктов, ресурсов и доходов, где представлены в качестве участников рынка только фирмы и потребители, выручка фирм представляет собой форму возмещения затрат на производство продукта, предложение, а предоставление потребителями своих факторов производства фирмам является для них единственным источником дохода.  Поэтому доходы, полученные потребителями от реализации факторов производства, принято называть факторными доходами. Каждой группе факторов соответствует своя форма факторного дохода (рис. 49).

 

Доходы от фактора (плата за использование)
Деятельности (способностей)
Владение (собственности)
Труд
Предпринимательские способности
Земля
Капитал
Заработная плата
Предпринимательский доход
Рента
Ссудный процент

 


                                                                       

 

 

Рис. 49 Факторные доходы от экономических ресурсов

 

Таким образом, каждый фактор производства имеет свой доход, а именно, трудовые ресурсы получают факторный доход в виде заработной платы, владельцы капитала – в виде ссудного процента, владельцы земли – в виде ренты, а формой дохода от предпринимательских способностей выступает прибыль.

Факторный доход владельцев каждой группы ресурсов определяется рыночной ценой фактора и объемом его реализации. Поскольку на рынке ресурсов также действуют законы спроса и предложения, то уровень цен на ресурсы будет зависеть от рыночного спроса и предложения, а объем реализации определится в зависимости от сложившегося уровня рыночных цен. Таким образом, механизм формирования факторного дохода можно отразить с помощью стандартной модели рыночного равновесия.

При анализе рынков факторов производства используются те же условные обозначения, что и при анализе товарных рынков с использованием индекса  (рис. 50). Так, например,  - спрос на фактор производства,  предложение фактора производства, и т.д.

 


        

                                                          

                                                             

 

        

 

                                                      

                                                                  

                   

 

Рис. 50 Цена фактора производства и величина факторного дохода

 

Величина спроса на фактор производства также имеет отрицательный наклон, т.е. спрос возрастает при снижении цены на ресурс. Кривая предложения отражает прямую зависимость объема предложения от цены ресурса. Равновесие на рынке того или иного фактора производства достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения, при этом рынок характеризуется равновесной ценой и равновесным объемом . Величина факторного дохода представляет собой произведение цены ресурса на объем его реализации, и графически, она отражена закрашенным квадратом на рис. 50.

Изменение величины факторного дохода находится в прямой зависимости от изменения спроса на ресурс. Так, расширение спроса на фактор производства приведет к росту цен на него, и наоборот, сокращение спроса на фактор приведет к снижению цен.

Изменения в предложении фактора производства также будут оказывать влияние на величину факторного дохода. Так, если увеличиться объем предложения ресурса на рынке при неизменности спроса на него, то это приведет к снижению цен и увеличению объема реализации ресурса. Уменьшение предложения производственного ресурса приведет к росту цен и уменьшению объема проданного ресурса.  

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: