Экономика благосостояния – это хозяйственная система, которая опирается на механизм, автоматически способствующий такому распределению ресурсов, при котором обеспечивается максимизация благосостояния общества. В основе экономики благосостояния должны действовать механизмы рыночной системы хозяйствования, благодаря которым максимизируется совокупная полезность всех участников рынка и эффективно распределяются ресурсы (рис. 69).
Теоремы экономики благосостояния состоят в следующем:
1) Механизм конкурентного рынка обязательно приведет систему хозяйствования в равновесное состояние, использующего все выгоды от обмена, в результате чего достигнутое равновесие будет Парето-эффективным. Конкурентный рынок - это наилучший способ распределения ресурсов, которое справедливо при выполнении следующих условий:
а) нацеленности субъектов исключительно на максимизацию собственной полезности;
б) согласованности и единой направленности предпочтений субъектов рынка;
в) отсутствия взаимовлияний;
г) конкурентное поведение.
Равновесие совершенно конкурентного рынка |
Эффективность в обмене |
Эффективность в производстве |
Эффективность структуры производства |
Экономика благосостояния Совершенно конкурентные рынки обеспечивают функционирование экономики на уровне пределов производственных возможностей и при Парето-эффективном распределении ресурсов. |
Рис. 69 Общее равновесие и экономика благосостояния
2) Каждое Парето-эффективное распределение может быть конечным конкурентным равновесием, но только при такой системе цен на блага, которая обеспечит совмещение точек оптимального выбора потребителей. Отсюда, следует важный вывод: рыночный механизм способен определять и поддерживать эффективное распределение, но он не учитывает критериев справедливости такого распределения. Это является основанием для возможности государственного вмешательства в процесс распределения благосостояния.
Тема 17: Несовершенства рынка.
Неопределенность и риск.
Асимметрия информации и эффективность рынка.
Внешние эффекты.
Неопределенность и риск.
При рассмотрении конкурентного рынка создается модель, в которой вся информация между участниками рынка распределена симметрично, т.е. каждый из них обладает равным доступом к информации. Неопределенность отсутствует, что позволяет участникам рынка использовать имеющиеся ресурсы наиболее эффективным способом.
Реальные экономические условия могут не совпадать с моделью совершенного конкурентного рынка и приводить к ситуации, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, не подпуская к ней остальных заинтересованных участников.
Информационное обеспечение любого экономического процесса является трудной задачей, которое практически всегда связано с затратами либо денежных средств, либо времени. Существенной проблемой при использовании информации становится ее надежность, достоверность, полнота и своевременность. Именно неполнота информации о тех или иных процессах приводит к появлению рыночной неопределенности.
Рыночная неопределенность – это условия принятия и реализации экономических решений при недостатке информации. Субъекты рынка вынуждены принимать решения в условиях, которые трудно спрогнозировать, а вероятность их наступления сложно оценить.
Наличие рыночной неопределенности имеет ряд существенных негативных последствий для рынка:
- трудно определить оптимальное решение;
- появляются дополнительные трансакционные издержки, связанные с поиском информации;
- субъекты рынка оказываются в неравных условиях при принятии решений;
- изменяется характер поведения фирм.
Проблема рыночной неопределенности сводится к неизвестности конечного результата, поэтому любое решение, принятое в условиях неопределенности, связано с риском.
Риск – это ситуация, когда зная возможные варианты развития ситуации, нельзя точно определить конечный результат. Риск связан с вероятностью возникновения потерь в результате реализации экономического решения в условиях рыночной неопределенности.
При принятии решений важную роль будет играть субъективное отношение людей к риску. В экономической науке принято различать следующие отношения к риску:
1) Нерасположенность к риску предполагает, что субъект всегда предпочтет гарантированный доход возможному результату с рискованным, неопределенным результатом.
2) Нейтральное отношение к риску предполагает, что субъект безразличен к выбору между гарантированным и рисковым результатом.
3) Склонность к риску предполагает, что субъект всегда предпочтет ожидаемый доход, связанный с риском, нежели гарантированный доход.
Поскольку рыночная неопределенность неустранима, то неизбежен и риск. Однако, существуют способы снижения риска:
а) Страхование – это снижение степени риска путем перенесения ответственности за риск на третьих лиц.
б) Диверсификация риска – это снижение степени риска путем его распределения между несколькими направлениями деятельности.
в) Распределение риска – это снижение риска, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, чтобы возможные потери каждого были относительно невелики.
г) Объединение риска – это снижение риска, при котором случайные убытки преобразуются в относительно небольшие постоянные издержки.