Приоритетные направления повышения эффективности государственной поддержки в сельском хозяйстве

 

В настоящее время в России государственная поддержка сельскохозяйственного производства осуществляется с помощью законодательных актов на основе программно-целевого подхода, целью которых является повышение его функционирования. Действующая система государственной поддержки отечественных СХО в большинстве случаев сводится к методам прямой поддержки в виде компенсаций, дотаций и различных субсидий на производство определѐнных видов продукции.

Состояние и объем государственного финансирования является главным фактором, определяющим социально-экономическое положение и благополучие аграрного сектора экономики.

«В силу своих особенностей сельское хозяйство не может функционировать на условиях саморегулирования и самофинансирования. Произведенный в сельском хозяйстве продукт всегда находит признание полезности на рынке, однако, не всегда платежеспособный спрос населения позволяет производителям сельскохозяйственной продукции получать прибыль, обеспечивающую ведение расширенного, а зачастую и простого воспроизводства. То есть усилия сельскохозяйственных товаропроизводителей в силу не зависящих от них причин не всегда приводят к получению экономического эффекта. Поэтому экономическая эффективность сельскохозяйственного производства во многом определяется степенью государственной регулирования отрасли и зависит от объемов государственной поддержки аграрной сферы». [14, с.257]

Основной проблемой аграрной политики области является отсутствие адекватных механизмов определения объемов и направлений государственной поддержки аграрного сектора. Поэтому важно усовершенствовать методику распределения бюджетных средств сельскохозяйственным организациям, учитывающую эффективность использования бюджетных средств и природно-климатические условия функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Такой механизм обеспечит: доступность информации о мерах государственной поддержки для сельскохозяйственных товаропроизводителей; прозрачность направлений государственной поддержки; предоставление поддержки товаропроизводителям с учетом эффективности использования полученных средств; прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

«Субсидии в сложившихся размерах и порядке использования не обеспечивают какие-либо изменения в отдельных отраслях сельского хозяйства. Поэтому для координации решения вопроса прибыльности сельскохозяйственного производства меры прямого субсидирования недостаточны. Предоставляемые бюджетные средства не покрывают всех произведенных расходов, так как они находятся за так называемой точкой безубыточного производства продукции (особенно в части постоянных затрат). Поэтому наряду с мерами государственной поддержки необходимо развивать инновации. Необходимы коренные методологические, технические, технологические и инновационные решения». [31]

Реальный уровень государственной поддержки необходимо довести до среднего по странам участникам ВТО с учетом специфики стран и отраслей. Необходимы рыночные механизмы планирования производства сельскохозяйственной продукции, как это делается в развитых странах.

В США 24 процента от себестоимости продукции составляют дотации. В Германии - 50, в Швеции - 70, в Норвегии - 80 процентов. США вкладывают в сельское хозяйство 130 млрд. долларов в год, Евросоюз - 45-50. Россия около 4.

Для интенсификации российского агропроизводства необходимы региональная специализация, рациональное использование всех видов ресурсов, концентрация производства, развитие орошения и химизации, интеграция производства, внедрение достижений биоэнергетики и биотехнологий, системный подход к организации и управлению сельскохозяйственным производством, кооперация, государственные поддержка и регулирование, рост качества жизни сельского населения.

Необходимы научные разработки высокого технологического уровня, инновационные устремления хозяйствующих субъектов, наличие доступных ресурсов, четкая организация и управление производством.

«Вследствие усиления государственной поддержки в отрасли достигнуты весьма впечатляющие результаты, но они не привели к коренным переменам, без которых не удается сделать аграрный сектор конкурентоспособным даже на внутреннем рынке сельхозпродукции и продовольствия». [28, с.14]

Связано это с тем, что рентабельность отрасли растет слишком медленно, темпами не превышающими инфляцию.

Большая часть помощи, предназначенной для сельхозпроизводителей, уходит на укрепление экономики монопольных и сверхдоходных отраслей - банковского сектора, предприятий нефтяной и химической промышленности (когда государство субсидирует приобретение ГСМ, минеральных удобрений, оплачивает процентные ставки по кредитам).

Сейчас основная часть средств государственной поддержки отрасли направляется на возмещение некоторых затрат и приобретение материальных ресурсов, а на повышение квалификации кадров в программах развития аграрного сектора средства практически не предусматриваются, что ведет к недостатку высококвалифицированных кадров, а также внедрение научных разработок.

Итак, аграрный сектор весьма чутко реагирует на государственную помощь и способен развиваться динамично, стать конкурентоспособным, но для этого необходимы следующие мероприятия:

усовершенствовать методику распределения бюджетных средств сельскохозяйственным организациям, учитывающую эффективность использования бюджетных средств и природно-климатические условия функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей;

наряду с мерами государственной поддержки необходимо развивать инновации. Необходимы коренные методологические, технические, технологические и инновационные решения;

объем государственного финансирования является главным фактором, определяющим социально-экономическое положение и благополучие аграрного сектора экономики, поэтому следует как минимум в три раза увеличить объем государственной поддержки;

для интенсификации российского агропроизводства необходимы региональная специализация, рациональное использование всех видов ресурсов, концентрация производства, развитие орошения и химизации, интеграция производства, внедрение достижений биоэнергетики и биотехнологий, системный подход к организации и управлению сельскохозяйственным производством, кооперация, государственные поддержка и регулирование, рост качества жизни сельского населения, и повышение квалификации кадров.

государственный поддержка сельхозпредприятие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: