Показатели эффективности использования бюджетных средств в сельском хозяйстве

 

Организация рационального и эффективного расходования финансовых ресурсов необходима в любом современном обществе, поскольку существенно влияет на достижение оптимальных параметров функционирования экономики и решение стоящих перед государством приоритетных задач. Теоретически любое общество стремится использовать свои ресурсы максимально эффективно. Следовательно, необходимость оценки результативности и эффективности бюджетных средств, направленных в сельское хозяйство продиктована требованиями современной экономики.

«Определение эффективности использования бюджетных средств осуществляется на основе следующих принципов:

) правильности ведения учета бюджетных средств, полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями;

) целевое использование бюджетных средств, полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями;

) достоверности расчета сумм возмещения бюджетных средств, полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями;

) ведение экономической и управленческой деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, получивших бюджетные средства, направленные на получение прибыли;

) эффективности использования трудовых, финансовых и других ресурсов, исследование соответствия внутреннего контроля, методов устранения выявленных нарушений, т.е. эффективности организационной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих бюджетные средства;

) направленность управленческой и финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, получивших бюджетные средства, на предмет определения резервов снижения расхода бюджетных средств и мероприятий по повышению эффективности их расхода;

) заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в обсуждении результатов определения эффективности использования полученных бюджетных средств и разработке мероприятий по устранению выявленных нарушений в расходе бюджетных средств и представление отчетов по проверкам с целью использования результатов в бюджетном процессе». [15, c.7]

Многообразие принципов и направлений государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей не дает возможности применения единого подхода к определению эффективности использования бюджетных средств. Однако в целом эффективность можно рассчитывать двумя видами показателей:

производственные показатели;

финансовые показатели.

«Тема эффективности поддержки приобретает особую значимость в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», призванного не только увеличить производство сельскохозяйственной продукции, но и положить начало преобразованию всех сторон жизни села. Результативность этого проекта в значительной степени будет зависеть от научной проработанности проблем, которые возникают во время его реализации. Дополнительные возможности открывает для этого закон «О развитии сельского хозяйства». Требуется также обосновать направления дальнейшего совершенствования законодательства в аграрной сфере.

Так как первостепенной задачей пересмотра системы субсидирования является повышение уровня продовольственной безопасности, необходимо сопоставление данного показателя с объемом бюджетных субсидий». [29, с. 103.].

Государственная поддержка должна носить адресный характер в форме прямых дотаций на производство сельскохозяйственной продукции. При этом размеры дотаций должны рассчитываться отдельно для каждого сельскохозяйственного предприятия с учетом фактической рентабельности производства каждого вида продукции.

Для сельскохозяйственных предприятий государство должно гарантировать определенный уровень рентабельности производства отдельных видов продукции. Такой продукцией должно стать зерно, сахарная свекла, подсолнечник, молоко, мясо КРС и картофель.

«Гарантированный уровень рентабельности производства этих видов продукции должен составлять 30%. Критерий рентабельности в 30% определен исходя из расчетов (проведенных ВНИИЭСХ), показывающих, что такой уровень рентабельности позволяет сельскохозяйственным предприятиям осуществлять расширенное воспроизводство, а также обеспечит темпы роста производства продукции сельского хозяйства, обозначенные в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы». [3, с.14]

В настоящее время оценка исполнения бюджетного законодательства производится лишь с позиций достижения поставленных в программах развития села задач, целевого использования средств или контроля доведения средств до конечного получателя.

В то же время вопрос о соблюдении принципов Бюджетного кодекса РФ в части «Достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств» остается открытым [8]. Сегодня внушительные размеры господдержки, небывалый ажиотаж на освоение бюджетных ресурсов как со стороны предпринимательских структур, так и со стороны сельского обывателя обязывают органы власти установить контроль эффективности использования бюджетных средств.

Осознание такой необходимости воплотилось в принятой Министерством сельского хозяйства РФ в 2009 г. Методике оценки эффективности использования бюджетных средств, предоставляемых сельхозтоваропроизводителям в виде субсидий. Названная методика должна стать базовой при распределении размеров федеральной поддержки между регионами.

«В основу методики положены 9 критериев оценки эффективности использования бюджетных средств. Наиболее значимыми в условиях обеспечения продовольственной безопасности страны и повышения финансовой устойчивости товаропроизводителей, являются:

− прирост производства продукции сельского хозяйства в целом и по отраслям в стоимостном выражении на 1 руб. субсидий;

− объем субсидий на 1 га сельскохозяйственных угодий;

− уровень рентабельности проданной сельскохозяйственной продукции в целом и по отраслям в разрезе показателей без учета и с учетом субсидий;

− прирост товарной продукции сельского хозяйства, полученный за счет государственной поддержки». [16, с. 7]

Сегодня, при вступлении России в ВТО, важно использовать те, показатели эффективности использования государственной поддержки, которые отражены в Соглашении о сельском хозяйстве, которыми являются:

Объем субсидий на 1 га сельхозугодий;

Объем субсидий на 1 условную голову.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: