Нормативно-правовое регулирование учета и анализа использования бюджетных средств в сельском хозяйстве

 

Расходование бюджетных средств на сельское хозяйство определяется главным образом Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2008 - 2012 гг.; 2013-2020гг.).

«Именно сельское хозяйство стало первой отраслью, финансовое обеспечение которой осуществляется в рамках государственных программ. Средства бюджета на сельское хозяйство стали расходоваться с привязкой к конкретным мероприятиям и индикаторам, по которым можно проследить выполнение этих мероприятий и целевое использование средств» [8, с.46]

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия разработана в целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». В соответствии с этим законом государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства утверждается ежегодно Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год.

Порядок предоставления субсидий и других видов государственной помощи на поддержку сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса (АПК) из местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации утверждается ежегодно соответствующими структурами органов местной и региональной власти.

Финансирование субсидий осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз РФ) через органы исполнительной власти субъектов РФ в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на основании заключенных с ними соглашений. Финансирование субсидий и других видов государственной помощи на поддержку сельского хозяйства и других отраслей АПК из местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ осуществляют соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ.

Фактические объемы финансирования субсидий по субъектам РФ определяются Минсельхозом РФ на основании сводных справок-расчетов, представляемых органами исполнительной власти субъектов РФ, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Минсельхоз РФ по согласованию с Министерством финансов РФ (Минфин РФ) устанавливает и доводит до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации размеры (ставки) субсидий на соответствующие виды расходов, формы справок-расчетов на получение субсидий, порядок их заполнения и представления, перечень документов, подтверждающих фактически произведенные затраты, а также форму перечня получателей субсидий.

Органы исполнительной власти субъектов РФ на основании заключенных соглашений утверждают перечни получателей субсидий по отдельным отраслям сельскохозяйственного производства, осуществляют исчисление субсидий и перечисление денежных средств получателям субсидий через лицевые счета, открытые органам исполнительной власти субъектов РФ в органах Федерального казначейства в установленном порядке.

Получателями субсидий могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также предприниматели без образования юридического лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции.

Предоставление господдержки входит в систему финансовых отношений сельхозпредприятий с бюджетом и включает следующие их виды:

• бюджетные отношения, возникающие по поводу сбора (аккумулирования) и расходования бюджетных денежных средств;

• налоговые, по поводу сбора и перечисления налогов и налоговых платежей;

• отношения по поводу страхования;

• кредитные и расчетные отношения.

Правовое регулирование финансовых отношений в государстве в целом, а значит, и в сельском хозяйстве, осуществляется нормами финансового права. Эти нормы распространяются на все сферы общественной жизни, если они связаны с денежными расчетами, кредитом, страхованием и другими видами финансовой деятельности. Распространяются данные нормы и на аналогичные отношения в сельском хозяйстве. Одновременно действуют нормативные акты, регулирующие эти отношения именно в сельском хозяйстве.

Основу регулирования бюджетных отношений составляет Бюджетный кодекс РФ. Налоговые отношения урегулированы частью I Налогового кодекса РФ, Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., законами, регулирующими взимание отдельных видов налогов. Отношения по поводу страхования охватываются законодательством, в основе которого - Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. Банковская деятельность регулируется особым банковским законодательством, во главе которого - Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др.

Отражение в бухгалтерском учете предоставленных субсидий из федерального бюджета осуществляется получателями субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами, которые применяются в отношении подлежащих признанию в бухгалтерском учете бюджетных средств.

Органы исполнительной власти субъекта РФ представляют в Минсельхоз РФ отчетность по установленной форме, заверенную в соответствующих органах Федерального казначейства.

Минсельхоз РФ в установленном порядке представляет в Минфин РФ отчетность в установленные сроки. Контроль за достоверностью документов, подтверждающих фактические объемы произведенных получателями субсидий соответствующих затрат, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Контроль за правильным исчислением и выплатой органами исполнительной власти субъектов РФ субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, а также за целевым использованием бюджетных средств осуществляется Минсельхозом РФ.

Минфин РФ и его территориальные органы осуществляют финансовый контроль согласно бюджетному законодательству РФ.

Бухгалтерский учет бюджетных средств регулируется Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. От 28.12.2013) «О бухгалтерском учете».

Вопросы учета государственной помощи регулируются ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. Приказом Минфина РФ № 92н от 16.10.2000, где определяются виды государственной помощи, условия ее получения и порядок ее отражения в бухгалтерском учете.

Итак, учет государственной поддержки подчиняется четырем уровням правового регулирования:уровень системы - Бюджетный кодекс, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», иные федеральные законы, указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ по вопросам государственной помощи в сельском хозяйстве;уровень системы - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)уровень системы - методические указания (типовые указания и рекомендации) по ведению учета государственной помощи, по оценке эффективности господдержки и т.д.уровень системы - рабочие документы конкретной организации (учетная политика организации, рабочий план счетов и т.д.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: