Сводный подсчет резервов роста объема производства продукции (работ, услуг) за счет улучшения использования основных средств

 

Конечная эффективность использования основных фондов характеризуется показателями относительной экономии фондов, повышения объема продукции, повышения производительности труда рабочих, снижения себестоимости продукции, увеличения сроков службы средств труда; лучшее использование основных фондов позволяет экономить не только капитальные вложения, но и время, в течение которого получают отдачу от них.

В результате анализа эффективности использования основных производственных фондов Дистанцией пути выявлены возможности дополнительного увеличения объема производства.

Определим возможный прирост объема перевозок за счет улучшения структуры основных фондов (повышение удельного веса активной части основных средств до уровня прошлого года). Для этого используем более точные округления чисел. Так как

(14)
 

где П - объем продукции;

ОФ -стоимость ОПФ;

dакт - доля активной части в стоимости основных средств;

ФОакт - фондоотдача активной части, рассчитаем влияние каждого фактора:

(15)
Снижение объема перевозок за счет уменьшения объема ОПФ:

ΔП (ОФ) = (ОФ1-ОФ0) ´ dакт.0 ´ ФОакт.0

ΔП (ОФ)= (5436242-5438264) ´ 0,0071515 ´ 6,8119665= - 98,5 (тыс.руб.);

Следовательно, увеличение размера основных производственных фондов до уровня прошлого года позволило бы повысить объем производства на 98,5 тыс.руб.

(16)
Снижение объема перевозок за счет снижения доли активной части в стоимости ОПФ:

П(dакт) = ОФ1 ´ (dакт1 – dакт0) ´ Фоакт0

     П(dакт) = 5436242 ´ (0,0069695-0,0071515) ´ 6,8119665= - 6739,73 (тыс.руб.);

Улучшение структуры основных фондов до уровня прошлого года способствовало бы увеличить объем производства на 6739,73 тыс.руб.

(17)
Прирост объема перевозок за счет прироста фондоотдачи активной части:

П (ФОакт) = ОФ1 ´ dакт1´  (ФОакт1 – ФОакт0)

П(ФОакт)=5436242 ´ 0,0069695 ´ (7,219357-6,8119665)=-15435,17 (тыс.руб.)

Общий прирост объема продукции 8596 тыс.руб.(-98,5-739,73+15435,17)                                                                                 То есть улучшением структуры основных фондов (ростом доли активной части основных средств) можно добиться прироста объема продукции.

Согласно приведенным данным таблицы объем перевозок по всем показателям может быть увеличен на 10198,97 тыс.руб.

Использование основных производственных фондов оказывает влияние как на объем, так и на уровень себестоимости перевозок. Амортизационные отчисления в общей сумме расходов железной дороги в последние годы значительно выросли в связи с проводимыми переоценками и занимают первое место в структуре себестоимости и на анализируемом нами предприятии их доля составляет 47,13% всех затрат.                  

Поэтому в снижении себестоимости большое значение имеет сокращение размера амортизационных отчислений. Снижение себестоимости перевозок за счет улучшения использования основных производственных фондов осуществляется по двум направлениям:

1) увеличение объема перевозок, которое приводит к снижению доли амортизационных отчислений, приходящихся на единицу перевозок;

2) сокращение условно-постоянных расходов (расходов по содержанию, ремонту, амортизации постоянных устройств, зданий, искусственных сооружений, общехозяйственных расходов).

Экономия амортизационных отчислений определяется по формуле:

(18)

где Еа0 и Еа1- сумма амортизационных отчислений в базисном и отчетном периодах;

  Р1о и Рl1 - объем перевозок в приведенных тонно-км в базисном и отчетном периодах.

В Дистанции пути приведенные километры пути не изменились, экономия амортизационных отчислений в 2003 году составила 2556 тыс.руб.

 

 

Заключение

 

Основные фонды являются важнейшей частью национального богатства общества и имеют определяющее значение в экономике любой страны. Они составляют главную часть активов организации, поэтому информация об основных средствах и суммах начисленной амортизации имеет большое значение для характеристики финансового положения и результатов деятельности организации.

Основные средства – это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.  

В настоящее время в России осуществляется программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, в связи с этим произошли изменения в учете основных средств. Согласно ПБУ 6/01, разработанному в соответствии с МСФО, по-новому трактуются вопросы определения срока полезного использования; амортизации; переоценки основных средств; пояснений при раскрытии учетной политики, устранены многие, имевшиеся ранее различия с МСФО.

В дипломной работе рассмотрены организация бухгалтерского учета и контроля основных средств и проведен анализ движения основных средств на примере Ульяновской Дистанции пути, учетная политика которой достаточно полно раскрывает особенности организационной и производственной структуры предприятия, а принятые варианты учета по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности соответствуют установленным требованиям. Синтетический учет ведется в соответствии с рабочим планом счетов, структура которого включает в себя систему счетов и субсчетов, позволяющую осуществить взаимоувязку учета хозяйственных операций по их видам.

На предприятии создана и действует комиссия по приему, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств.

Ежегодно основные средства переоцениваются.

Начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в организации проводится инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

В связи со структурной реформой, проводимой на железнодорожном транспорте, в Дистанции особое внимание уделяется учету и контролю использования основных средств, что проявляется в более детальной инвентаризации, учете расходов на ремонт и модернизацию и амортизационной политике.

С 1 января 2002г. в Дистанции пути ведется налоговый учет, ежемесячно составляются налоговые регистры.       

Основным показателем деятельности Дистанции является содержание пути, а измерителем эксплуатационной работы – стоимость содержания пути на 1 км приведенной длины. В связи с этим структуру основных фондов составляют в основном сооружения, обслуживающие транспорт, - земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения, железнодорожный путь и земляное полотно.

Проведенный анализ использования основных фондов показал, что на предприятии преобладает устаревшее оборудование, использование которого в некоторых случаях не может обеспечить нужного уровня фондоотдачи.

Доля активной части основных средств в общей стоимости снизилась по сравнению с прошлым годом, что повлияло на снижение объема продукции. А обновление основных фондов в отчетном году опережает соответствующий показатель базового года.

Фондоотдача выросла по сравнению с прошлым годом, что связано прежде всего с увеличением мощности и производительности основных фондов и ростом производительности труда.

В результате анализа эффективности использования основных производственных фондов Дистанцией пути выявлены возможности дополнительного увеличения объема перевозок за счет увеличения размера основных производственных фондов до уровня прошлого года; улучшение структуры основных фондов (повышения удельного веса машин и оборудования в их составе до уровня прошлого года); ввода в эксплуатацию неустановленного оборудования; увеличения коэффициента сменности; ликвидации сверхплановых простоев.

Одной из важнейших задач, стоящих перед отраслью, является снижение эксплуатационных расходов железных дорог. Это важно не только для самой отрасли, но и отражается на развитии всех отраслей народного хозяйства, так как железнодорожные тарифы устанавливаются правительством РФ. Стало очевидным, что транспорт сможет уменьшить тарифную нагрузку на грузовладельцев, сохранив рентабельность отрасли, только за счет снижения расходов.

В целях решения данной задачи и на Ульяновском отделении Куйбышевской дороги проводится большая работа по совершенствованию существующей технологии. В частности в Дистанции пути за счет внедрения комплекса самоходной техники, позволяющего проводить выборочную смену шпал, снижена себестоимость капитально отремонтированного 1 км пути почти в 2 раза. Внедрено комплекты стационарного рельсосмазывателя, чем достигается уменьшение износа колесных пар и рельсов. За счет внедрения нового метода транспортировки рельсовых плетей с помощью путеукладочного крана, платформ и специальных устройств, достигнуто повторное использование рельсовых плетей в местах новой кладки. В целях сокращения расходов по содержанию основных фондов, излишние и неиспользуемые основные фонды списываются, реализуются, передаются в аренду, консервируются.

В целом основные показатели производственно-финансовой деятельности за 2003г. характеризуют работу Дистанции пути с хорошей стороны. Для выполнения качественных и количественных показателей в целях укрепления финансово-экономического положения и на 2004г. разработаны мероприятия по снижению расходов и увеличению доходов.

 

 

 

 

        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: