Главными задачами анализа основных фондов являются изучение степени их использования и выявления резервов более полной загрузки. Задача экономического анализа использования основных фондов на железных дорогах определяется высокой фондоемкостью транспорта. В качестве источников информации для анализа используются:
- отчет формы – баланс, в котором приводят данные по активу и пассиву, расчеты, основные фонды, плата за них, взаимоотношения с бюджетом и т.д. (приложение Х);
- отчет формы – о движении и составе основных фондов с выделением основных производственных фондов (приложение Ц);
- сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов (форма № 11);
- отчет о выполнении плана ввода в действие основных фондов (форма 2-КС, 3-КС);
- данные бухгалтерского учета, инвентарные карточки и технические паспорта.
Для анализа наличия и движения основных фондов в Дистанции пути используются, кроме того, показатели Отчета о наличии и движении основных средств (Приложение к форме 6-жел), в котором приводятся данные о составе и основных фондов, среднегодовой стоимости, степени износа и т.д. с учетом особенностей состава основных средств железнодорожного транспорта (приложение Ш).
|
|
Уровень использования основных производственных фондов определяется большим количеством объективных и субъективных факторов, которые могут не найти отражения в отчетности. Поэтому выводы базируются на изучении складывающейся обстановки, и особенно на учете размеров и структуры грузооборота, пассажирооборота, хода работ по технической реконструкции и т.д.
Интенсивность использования основных производственных фондов и результаты сопоставления уровня фондоотдачи могут быть правильно определены только с учетом структуры основных фондов, которая определяется спецификой отрасли и отражает производственно- технические особенности предприятия.
При анализе структуры фондов необходимо определить соотношение активной и пассивной частей. Активная часть фондов непосредственно воздействует на предмет труда. Пассивную часть образуют фонды, которые создают условия для процесса производства.
К активной части фондов относят машины и оборудование, транспортные средства, а к пассивной части – здания и сооружения.
Повышение удельного веса машин и оборудования характеризует прогрессивность структуры основных фондов и рост технической оснащенности.
В соответствии с этим, чем выше удельный вес подвижной части основных фондов на железнодорожном транспорте, т.е. той части, которая непосредственно участвует в создании тонно-километровой или ремонтной продукции, тем, как правило, выше уровень их использования.
|
|
Структура основных производственных фондов определяется долями различных групп этих фондов в общей их стоимости.
Для оценки технического уровня развития производства и его анализа используются показатели отраслевой, технологической, возрастной, производственной структуры основных фондов [13, С.265].
Соотношение различных групп основных фондов в их общей стоимости дает представление о производственной структуре. Это один из показателей технического уровня развития производства, влияющих на эффективность капитальных вложений.
Подвижной состав, путевые и строительные машины, оборудование, производственный инвентарь и инструмент составляют активную часть основных производственных фондов. От того, насколько полно они используются, зависит объем транспортной продукции, степень использования всех видов основных фондов. Увеличение доли активной части в составе основных фондов – положительная тенденция.
Рассмотрим состав, структуру производственных средств Ульяновской Дистанции пути за 2002, 2003 гг., используя данные таблицы 4.
Таблица 4 - Состав и структура производственных основных средств Ульяновской Дистанции пути за 2002 – 2003 гг.
Группы основных средств | На начало 2003 г. | На конец 2003 г. | Отклонение | Темп роста, проценты | |||
сумма, тыс.руб. | удельный вес, проценты | группы основных фондов | на начало 2003 г. | на конец 2003 г. | отклонение | ||
1. Здания | 28371 | 0,52 | 27917 | 0,51 | -454 | -0,01 | 98,40 |
2.Сооружения | 5357096 | 98,53 | 5350075 | 98,55 | -7021 | 0,02 | 99,87 |
3.Передаточные устройства | 13249 | 0,25 | 13249 | 0,25 | - | - | 100 |
4.Машины и оборудование, всего | 27364 | 0,50 | 26519 | 0,49 | -845 | -0,01 | 96,91 |
Из них | |||||||
а) рабочие машины и оборудование | 21451 | 0,39 | 21287 | 0,39 | -164 | - | 99,24 |
б) силовые машины и оборудование | 3540 | 0,07 | 2030 | 0,04 | -1510 | -0,03 | 57,34 |
в) измерительные и регулирующие приборы, устройства, лабораторное оборудование | 2326 | 0,04 | 3155 | 0,06 | 829 | 0,02 | 135,64 |
д) вычислительная техника | 47 | - | 47 | - | - | - | 100 |
5. Транспортные средства | 10214 | 0,19 | 10156 | 0,19 | -58 | - | 99,43 |
6. Инструмент | 150 | - | 199 | - | 49 | - | 132,67 |
Продолжение таблицы 4
Группы основных средств | На начало 2003 г. | На конец 2003 г. | Отклонение | Темп роста, проценты | ||||
сумма, тыс.руб. | удельный вес, проценты | группы основных фондов | на начало 2003 г. | на конец 2003 г. | отклонение | |||
7.Производствен-ный инвентарь и прочие виды ОС | 542 | 0,01 | 631 | 0,01 | 89 | - | 116,42 | |
Основные производственные фонды, всего: | 5436986 | 100 | 5428746 | 100 | -8240 | 99,85 | ||
Из приведенных в таблице данных видно, что наибольшую долю в стоимости всех производственных основных фондов составляют сооружения, их стоимость составила 5357096 тыс.руб. на конец 2002г. и 5350075 тыс.руб. на конец 2003г. или соответственно 98,53% стоимости основных фондов на начало года и 98,55% на конец года. К сооружениям в Дистанции причисляют земляное полотно железной дороги, верхнее строение пути и металлические мосты с пролетными строениями.
Стоимость зданий составляет 28371 тыс.руб. в 2002г. и 27917 тыс.руб. в 2003г., удельный вес в общей стоимости составляет соответственно 0,52% и 0,51%. Здания и сооружения составляют пассивную часть основных фондов.
Доля же активной части основных средств в общей стоимости незначительна и на конец 2003г. составила 0,69%, на конец 2002г. – 0,7%, то есть снизилась на 0,01 процентных пункта в результате ликвидации бензоэлектрических агрегатов и других средств труда. Снижение удельного веса машин и оборудования, которые непосредственно влияют на рост выпуска продукции и повышение производительности труда, ухудшает структуру основных фондов, т.к. говорит о снижении технической оснащенности предприятия.
|
|
Высокий уровень пассивной части основных средств (в частности сооружений) в общей стоимости основных фондов предопределена особенностями перевозочного процесса и видом производственной деятельности Дистанции пути. За последние годы выполнены большие работы по усилению путевого хозяйства дорог главным образом за счет укладки тяжелых рельсов, железобетонных шпал, щебеночного балласта. Сложившаяся высокая стоимость железнодорожного пути сказывается на структуре основных фондов. Стремление обеспечить высокую долю активной части без учета конкретных условий производства может вызвать нарушения производственных, санитарно-гигиенических условий труда и техники безопасности.
В Дистанции пути все основные фонды относятся к производственным средствам транспорта. В 2002г. их первоначальная стоимость составляла 5436986 тыс. р., в 2003г. – 5428746 тыс.руб. Стоимость основных фондов снизилась в отчетном году на 8240 тыс.руб. или на 0,15% по сравнению с базисным периодом; темп роста составляет 99,85%.
При анализе структуры основных фондов учитывается возрастной состав их активной части. Возрастной состав характеризует технический уровень основных фондов, он позволяет судить о работоспособности оборудования, необходимости замены, о потенциальных возможностях повышения фондоотдачи. Возрастная структура основных фондов определяется сопоставлением долей различных возрастных групп в общей стоимости основных производственных фондов с их изменением по одинаковым возрастным группам за анализируемый период. Для этого действующее оборудование группируют по видам, а внутри них – по продолжительности использования, и сопоставляют с нормативными. Возрастной состав отдельных видов оборудования в Ульяновской Дистанции пути за 2002 – 2003 гг. проанализируем, используя данные таблицы 5.
Из данных таблицы следует, что на предприятии используется в основном оборудование со сроком службы от 10 до 20 лет, при этом в 2003г. удельный вес такого оборудования вырос по сравнению с 2002г. на 2,97 процентных пункта.
|
|
Удельный вес устаревшего оборудования (со сроком службы более 20 лет) составил в 2002г. 13,49% от общей стоимости, в 2003г. – 9,06%.
Таблица 5- Возрастной состав оборудования Ульяновской Дистанции пути за 2002-2003 гг.
Виды оборудования | Возрастные группы, лет | Всего, единиц | Удельный вес, проценты | |||||||||
до 5 лет | от 5 до 10 | от 10 до 20 | 20 лет и более | |||||||||
2002г. | 2003г. | 2002г. | 2003г. | 2002г. | 2003г. | 2002г. | 2003г. | 2002г. | 2003г. | 2002г. | 2003г. | |
1.Металлоре-жущее (рельсо-резные станки) | 2 | 2 | 12 | 12 | 6 | 5 | 5 | 2 | 25 | 21 | 9,92 | 8,64 |
2.Подъемно-транспортное (краны портальные) | 4 | 4 | 12 | 10 | 3 | 3 | 4 | 3 | 23 | 20 | 9,13 | 8,23 |
3.Деревообра-батывающее | 3 | 3 | 10 | 11 | 8 | 9 | 2 | - | 23 | 23 | 9,13 | 9,46 |
4.Рельсосвер-лильное и шлифовальное | 6 | 6 | 6 | 6 | 3 | 2 | 4 | 2 | 19 | 16 | 7,54 | 6,58 |
5.Агрегаты бензоэлектри-ческие | 2 | 1 | 11 | 10 | 10 | 10 | 7 | 4 | 30 | 25 | 11,9 | 10,29 |
6.Разгонщики | 3 | 3 | 7 | 7 | 5 | 5 | 3 | 3 | 18 | 18 | 7,14 | 7,14 |
7.Дефектоскопы | 4 | 4 | 6 | 5 | 6 | 7 | 2 | 2 | 18 | 18 | 7,14 | 7,14 |
8.Путеремонт-ные летучки | 9 | 9 | 11 | 12 | 13 | 13 | 4 | 4 | 37 | 38 | 14,68 | 15,64 |
9.Прочее оборудование | 3 | 3 | 17 | 19 | 36 | 40 | 3 | 2 | 59 | 64 | 23,42 | 26,34 |
Всего установленного оборудования, единиц | 36 | 35 | 92 | 92 | 90 | 94 | 34 | 22 | 252 | 243 | 100 | 100 |
Удельный вес, проценты | 14,29 | 14,4 | 36,51 | 37,86 | 35,71 | 38,68 | 13,49 | 9,06 | 100 | 100 | х | х |
Использование данного оборудования не может обеспечить нужного уровня фондоотдачи, поскольку оптимальным для замены оборудования принято считать срок службы до 10 лет, и целесообразно заменять его новым. Если увеличивается доля старого оборудования, растет число физически изношенных элементов основных фондов, это приводит к увеличению затрат на ремонт, рост эксплуатационных расходов, ухудшению качества (так как устаревшие станки не могут обеспечить нужную точность обработки).
Технологическая структураосновных фондов характеризуется долей различных видов основных фондов внутри определенной их группы. Например, внутри группы «Сооружения», можно рассчитать долю верхнего строения пути или земляного полотна в общей стоимости всех сооружений, в том числе по протяженности и другим параметрам.
Из приведенных в таблице данных видно, что наибольшую долю в стоимости всех производственных основных фондов составляют сооружения, их стоимость составила 5357096 тыс.руб. на конец 2002г. и 5350075 тыс.руб. на конец 2003г. или соответственно 98,53% стоимости основных фондов на начало года и 98,55% на конец года. К сооружениям в Дистанции причисляют земляное полотно железной дороги, верхнее строение пути и металлические мосты с пролетными строениями.
Стоимость зданий составляет 28371 тыс.руб. в 2002г. и 27917 тыс.руб. в 2003г., удельный вес в общей стоимости составляет соответственно 0,52% и 0,51%. Здания и сооружения составляют пассивную часть основных фондов.
Доля же активной части основных средств в общей стоимости незначительна и на конец 2003г. составила 0,69%, на конец 2002г. – 0,7%, то есть снизилась на 0,01 процентных пункта в результате ликвидации бензоэлектрических агрегатов и других средств труда. Снижение удельного веса машин и оборудования, которые непосредственно влияют на рост выпуска продукции и повышение производительности труда, ухудшает структуру основных фондов, т.к. говорит о снижении технической оснащенности предприятия.
Высокий уровень пассивной части основных средств (в частности сооружений) в общей стоимости основных фондов предопределена особенностями перевозочного процесса и видом производственной деятельности Дистанции пути. За последние годы выполнены большие работы по усилению путевого хозяйства дорог главным образом за счет укладки тяжелых рельсов, железобетонных шпал, щебеночного балласта. Сложившаяся высокая стоимость железнодорожного пути сказывается на структуре основных фондов. Стремление обеспечить высокую долю активной части без учета конкретных условий производства может вызвать нарушения производственных, санитарно-гигиенических условий труда и техники безопасности.
Кроме возрастной и отраслевой специфики на структуру основных фондов оказывают влияние и другие факторы, в том числе:
- объем услуг, так как чем больше объем услуг, тем больше должно быть специализированного и высокопроизводительного и, следовательно, дорогостоящего оборудования. Например, станков-автоматов, станков ЧПУ и т.д.;
- климатические и географические условия расположения предприятия. Это в первую очередь влияет на соотношение пассивной и активной частей основных фондов. Например, производственные здания могут быть необогреваемыми либо отапливаемыми, то есть более дорогими;
- характер выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Это прежде всего определяет специализацию оборудования [13, С.271].
На динамику основных средств оказывают влияние поступление, выбытие фондов и их соотношение. Рассмотрим движение и состояние основных средств в следующем параграфе.
3.2 Анализ показателей движения и технического состояния основных средств
При изучении движения основных фондов определяется наличие основных фондов на начало и конец периода с учетом их поступления и выбытия.
Для характеристики роли различных видов поступления (или выбытия) основных фондов в формировании их наличия на конец года определяют долю:
а) поступивших основных фондов (по видам поступления) в общем их наличии на конец года (исчисляют коэффициенты общего, нового и безвозмездного поступления основных фондов), то есть определяют степень обновления основных фондов. Она показывает величину введенных в действие основных фондов за тот или иной период. Коэффициент обновления исчисляется как по всей стоимости фондов, так и по активной их части, а также по группам оборудования и рассматривается обычно в динамике за ряд лет [13, С.283].
Рассмотрим движение и техническое состояние основных средств на анализируемом предприятии по таблице 5, которая составлена по данным статистического отчета формы 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» за 2003г.
Таблица 6 - Показатели движения и технического состояния основных фондов в Ульяновской дистанции пути за 2002 – 2003гг.
Показатели | Основные фонды, всего: | Производственные основные фонды транспорта | ||||
всего | активная часть | |||||
2002г. | 2003г. | 2002г. | 2003г. | 2002г. | 2003г. | |
Первоначальная стоимость на начало года, тыс.руб. | 5442287 | 5436986 | 5441137 | 5436986 | 39650 | 38270 |
Поступило за год, тыс.руб. | 2087 | 2811 | 2087 | 2811 | 1329 | 2782 |
Выбыло за год, тыс.руб. | 7388 | 11051 | 6238 | 11051 | 2709 | 3547 |
Первоначальная стоимость на конец года, тыс.руб. | 5436986 | 5428746 | 5436986 | 5428746 | 38270 | 37505 |
Износ на начало года, тыс.руб. | 3364219 | 3459264 | 3364219 | 3459264 | 28453 | 28151 |
Износ на конец года, тыс.руб. | 3459264 | 3557827 | 3459264 | 3557827 | 28151 | 28575 |
Коэффициент обновления, проценты | 0,04 | 0,05 | 0,04 | 0,05 | 3,47 | 7,42 |
Коэффициент выбытия, проценты | 1,14 | 0,2 | 0,11 | 0,2 | 6,83 | 9,27 |
Коэффициент износа на начало года, проценты | 61,82 | 63,62 | 61,83 | 63,62 | 71,76 | 73,56 |
Продолжение таблицы 6
Показатели | Основные фонды, всего: | Производственные основные фонды транспорта | ||||
всего | активная часть | |||||
2002г. | 2003г. | 2002г. | 2003г. | 2002г. | 2003г. | |
Коэффициент износа на конец года, проценты | 63,62 | 65,54 | 63,62 | 65,54 | 73,56 | 76,19 |
Коэффициент годности на начало года, проценты | 38,18 | 36,38 | 38,17 | 36,38 | 28,24 | 26,44 |
Коэффициент годности на конец года, проценты | 36,38 | 34,46 | 36,38 | 34,46 | 26,44 | 23,81 |
По данным таблицы видно, что в Дистанции пути за отчетный год было введено основных фондов на 2811 тыс. руб., следовательно коэффициент обновления составляет лишь 0,05%, в том числе коэффициент нового поступления 0,002%, остальные основные средства были приняты безвозмездно. Коэффициент обновления активной части основных средств составил в отчетном году 7,42%, в том числе коэффициент нового поступления 0,3%. То есть обновление активной части идет быстрее, что соответствует требованиям развития, модернизации производства.
Сравнение с прошлым годом показывает, что обновление основных фондов в отчетном году опережает соответствующий показатель базового года на 0,01% в целом и на 3,95 % по активной части основных средств.
б) выбывших основных фондов(по видам выбытия) в общем их наличии на начало года (исчисляют коэффициенты общего выбытия, ликвидации и безвозмездной передачи ОФ).
В Дистанции пути коэффициент общего выбытия составляет в 2002 году 0,2% от стоимости основных фондов, в том числе по ликвидированным средствам 0,17%. В прошлом году данные показатели составили соответственно 0,11 % и 0,14%.
Техническое состояние фондов характеризуется степенью их изношенности, возрастным составом оборудования.
Состояние основных фондов зависит от продолжительности и интенсивности их эксплуатации. Участвующие в процессе производства основные фонды постепенно утрачивают полезные свойства, так как подвергаются физическому и моральному износу.
Физический износ основных фондов связан с их производственным потреблением (эксплуатационный износ), а также с воздействием различных внешних природных факторов, например, под влиянием атмосферных осадков, температуры, влажности и т.п. (естественный износ). Моральный износ производственных фондов происходит под воздействием, во-первых, научно-технического прогресса, который ведет к удешевлению воспроизводства средств труда по сравнению с действующими в данный момент, во-вторых, в связи с внедрением в производство новых, более экономичных видов техники.
|
Ки = И / ОФ ´ 100%;
Как правило, чем ниже коэффициент износа основных фондов, тем в лучшем состоянии они находятся. В Дистанции пути коэффициент износа составляет
В 2002г.: Ки = 3459264 / 5436986 ´ 100% = 63,62%
В 2003г.: Ки = 3557827 / 5428746 ´ 100% = 65,54%
Повышение коэффициента износа за отчетный год по сравнению
с прошлым составило ΔКи = 65,54 - 63,62 = + 1,92 %
Начисленный износ за 2002 год ( Ив ) составил 103526 тыс.руб. Следовательно, поэтому фактору прирост коэффициента износа составит: ΔКи(Ив)= = 103526/5428746 ´ 100%=1,91%, то есть основные фонды изнашиваются быстрее, чем происходит замена изношенных объектов на новые.
Коэффициент годности Кг показывает, какую долю составляет остаточная стоимость основных фондов от первоначальной:
|
В Дистанции пути коэффициент годности составил соответственно:
в 2002г.: Кг=1977722 / 5436986 ´ 100% =36,38%,
в 2003г.: Кг = 1870919 / 5428746 ´ 100% = 34,46%.
Высокий коэффициент износа в Дистанции пути указывает на то, что они давно не обновлялись. В этом случае полезно по инвентарной картотеке основных фондов выявить объекты, подлежащие первоочередной замене, и рассчитать, как изменится коэффициент износа при их ликвидации.
Причины изменения коэффициентов годности и износа - движение основных фондов (поступление и выбытие объектов с коэффициентами износа, отличающимися от среднего) и начисление амортизации.
Технический уровень основных фондов также характеризует возрастной состав оборудования. Как отмечалось в предыдущем параграфе, на анализируемом предприятии преобладает оборудование, эксплуатирующееся уже более 5 лет. В целях обеспечения нормального функционирования дороги следует улучшать возрастной состав оборудования путём введения нового, более современного оборудования, что послужит повышению его производительности, росту качества обслуживания и ремонта пути, безопасности движения поездов [15, C.74].
Для достижения наибольших результатов деятельности организации огромное значение играет эффективность их использования. Рассмотрим подробно показатели использования основных средств в следующем параграфе.