Инвентаризация основных средств

 

Достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности организации обеспечивается инвентаризацией имущества (основных средств) предприятия, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка. Инвентаризация основных средств –это уточнение фактического наличия имущества предприятия путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату. На практике различают несколько видов инвентаризации.

Частичная инвентаризация проводится один раз в год для каждого объекта. Это надежный способ проверки, не требующий высокого уровня внутренней организации и, как правило, не мешающий процессу производства.

Периодическая инвентаризация осуществляется в конкретные сроки в зависимости от вида и характера имущества.

Полная инвентаризация- это проверка всех видов имущества организации. Она проводится в конце года перед составлением годового отчета, а также, при полной документальной ревизии, по требованию финансовых и следственных органов. Выборочная инвентаризация имеет место на отдельных участках производства или при проверке работы материально- ответственных лиц, например проверка наличия основных средств машинно-тракторного парка предприятия.

Количество инвентаризаций в отчетным году, даты их проведения, перечень имущества проверяемых при каждой из них, устанавливается организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации основных средств обязательно:

- при передачи имущества в аренду, выкупе, продаже, приватизации, а также при образовании государственной или муниципальной унитарной организации;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;

- при смене материально- ответственных лиц (на день приема- передачи дел);

- при установлении фактов хищений и злоупотреблений основных средств, а также при порче ценностей;

- в случае пожара, стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации, ликвидации организации предусмотренных Законодательством РФ;

- инвентаризации подлежит все основные средства. Инвентаризация проводится поэтапно и в следующие сроки - один раз в три года.

Работу по проведению инвентаризации основных средств разделяют на три этапа.

Первый - предварительная работа председателя инвентаризационной комиссии: изучаются объекты, подлежащие инвентаризации; организуется пломбирование мест хранения основных средств.

 Второй – члены инвентаризационной комиссии разбиваются на группы и закрепляются за объектами подлежащими инвентаризации. Они должны быть ознакомлены с инструкцией «О порядке поведения инвентаризации а также получить необходимые бланки для поведения инвентаризации», а также получить необходимые бланки для проведения инвентаризации.

Материально- ответственные лица сдают в бухгалтерию к началу инвентаризации последний отчет о движении основных средств с приложением всех документов, дают подписку о том, что все документы на поступившие и выбывшие основные средства сданы в бухгалтерию и что не оприходованных или списанных основных средств нет. Инвентаризацию проводят в присутствии материально- ответственного лица.

Инвентаризацию проводят в порядке расположения основных средств по месту хранения и по каждому материально- ответственному лицу в отдельности.

 Результаты проверки основных средств записывают в инвентаризационные описи, где подробно указывают полное наименование основного средства, порядковые номера по прейскуранту, количество цену и общую сумму. Инвентаризационные описи заполняются чернилами или химическим карандашом четко и ясно, не допускаются незаполненные строки, а также подчистки. Исправления можно вносить только корректурным способом. Инвентаризационные описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии, а также материально-ответственным лицом. Перед подписью материально- ответственное лицо должно дать письменную справку следующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящей инвентарной описи, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении.

 Материально- ответственное лицо имеет право при необходимости оспаривать результаты инвентаризации основных средств. С этой целью пишется заявление с приложением соответствующих документов на имя председателя инвентаризационной комиссии не позднее следующего дня после завершения инвентаризации.

 По окончании инвентаризации основных средств могут осуществляться контрольные проверки правильности ее проведения. Результаты этих проверок оформляются актом и регистрируются в книге контрольных проверок –правильности проведения инвентаризации.

Третий – выявление результатов инвентаризации и отражения их в учете. В бухгалтерии данные инвентаризационных описей сверяют с остатками, показанными в учете, и составляют ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией. Она подписывается руководителем организации, главным бухгалтером и председателем инвентаризационной комиссии.

По окончании проверки инвентаризационная комиссия составляет протокол, отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждается руководителем организации. Затем определяется порядок регулирования выявленных разниц между данными инвентаризации и учета [26, С. 3].

Основные средства, оказавшиеся в излишке подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц. При этом делаются проводки:

Дебет 01 «Основные средства» Кредит 91 «Прочие доходы» [27, С. 243].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: