Единый социальный налог – его сущность и значение

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Учет и анализ расчетов по социальному страхованию и обеспечению (на примере Управления культуры и организации досуга населения мэрии города Ульяновска)

Студентка      Карпеева Наталья Николаевна          ___________________

                                                                                      (Ф.И.О.)                                                       (подпись)

 

Руководитель Болтунова Елена Михайловна                                  _

                                               (Ф.И.О.)                                                       (подпись)

 

Рецензент       Сологубова Нина Николаевна_____________________________                                                             

                                                                                      (Ф.И.О.)                                                       (подпись)

Допустить к защите ГАК

Зав. кафедрой

______________________

(Ф.И.О.)

«____»__________2006 г.

 

 

Ульяновск 2006


Содержание

 

Введение…...……………………………………………………..………………..….….. 3

Глава 1 Теоретические основы учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения

1.1  Экономическая сущность налогов. Функции и классификация налогов……….…5

1.2  Единый социальный налог – его сущность и значение………………………...…12

1.3  Правовое регулирование внебюджетных фондов……………………………...….20

Глава 2 Краткая характеристика организации и анализ расчетов с органами социального страхования и обеспечения на примере Управления культуры и организации досуга населения мэрии города Ульяновска

2.1 Краткая экономическая характеристика деятельности организации……...……..29

2.2 Анализ расчетов с органами социального страхования и обеспечения……….....34

Глава 3 Состояние учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения

3.1 Общая характеристика организации учета на предприятии………………...……41

3.2 Учет расчетов с Пенсионным фондом……………………………………………...45

3.3 Учет расчетов с Фондом социального страхования РФ……………………...…...48

3.4 Учет расчетов с фондами обязательного медицинского страхования………...…58

3.5 Контроль расчетов с органами социального страхования и обеспечения…….....61

Глава 4 Проблематика и основные направления совершенствования расчетов по социальному страхованию и обеспечению

4.1 Направления совершенствования расчетов с Пенсионным фондом……….….…64

4.2 Совершенствование расчетов с Фондом социального страхования ………...…...68

4.3 Направления совершенствования расчетов по ЕСН………...………………….....75

Заключение ……………….…………………………………….….………………….…79

Список использованных источников…………………………….…………………..…81

Приложения




Введение

Российская Федерация в соответствии со ст. 7 Конституции является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция РФ устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень, а также закрепляет основные направления этой политики. Среди них: назначение и выплата государственных пенсий и социальных пособий; создание системы социальных служб занятости; охрана здоровья людей и др. Однако на практике реализация основных принципов социальной политики, закрепленных в Конституции РФ, существенно затруднена.

Происходящие в России с начала 90-х годов 20 века преобразования создали для населения страны новую ситуацию, характеризуемую непривычно высоким уровнем социальных рисков (материальной необеспеченности в случае болезни, старости, безработицы), и потребовали создания системы обязательного социального страхования.

Такая система выдержала испытание временем и подтвердила свою эффективность в странах с развитой рыночной экономикой. Суть обязательного социального страхования заключается в распределении социального риска на работодателей и самих работающих, которые отчисляют страховые платежи в целевые внебюджетные фонды социального страхования.

С 1 января 2001 года страховые взносы на обязательное государственное социальное страхование уплачиваются в составе единого социального налога. Единый социальный налог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан РФ на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также медицинскую помощь.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами РФ.

В отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы проводят все предусмотренные НК РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога в порядке, установленном НК РФ.

Тема учета и анализа расчетов с органами социального страхования и обеспечения является актуальной, так как правильность исчисления налоговой базы, начисления сумм страховых вносов по государственному пенсионному и социальному обеспечению, правомерность применения налоговых льгот и налоговых ставок при уплате и расчете единого социального налога помогает в организации учета расчетов и облегчает ответственность организации перед налоговыми органами.

Основной целью работы является изучение теории и практики учета и анализа расчетов с внебюджетными фондами в организации, а также определить пути совершенствования расчетов с органами социального страхования и обеспечения.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

1) Изучить теоретические основы бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

2) Проанализировать состояние учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения.

3) Оценить состояние учета расчетов с внебюджетными фондами.

4) Предложить направления совершенствования учета расчетов по ЕСН.

Объектом исследования работы является бюджетная организация - Управление культуры и организации досуга населения мэрии города Ульяновска. Источниками для написания работы послужили регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская и налоговая отчетность за 2004-2006 гг.

Глава 1 Теоретические основы учета расчетов с органами

социального страхования и обеспечения

1.1 Экономическая сущность налогов. Функции и классификация

налогов

 

Налоги и в прошлом, и сегодня пронизывают все социально-экономические сферы общества. Ни одно государство, как политическая организация общества, не может обойтись без налоговых доходов. Налоги, являясь общественной категорией, отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства. Налоги выступают источником формирования доходов бюджета государства, поэтому неразрывно связаны с функционированием самого государства и, соответственно, напрямую зависят от уровня развития самого государства. Посредством налогов государство изымает и присваивает себе часть произведенного национального дохода, и поэтому налоги и налоговая система напрямую зависят от уровня развития государственного механизма.

Налоги, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, однако далеко не все, кто высказывает различные суждения о налогах, глубоко разбираются в их экономическом содержании, природе и социальном назначении. Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах английского экономиста Д. Рикардо: «Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны» [33,c.54].

Определенный вклад в определение сущности налогов внесли ученые-экономисты России А. Тривус, Н. Тургенев, А. Соколов.

Так, по мнению Н. Тургенева, «налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т.е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств» [33,c.86].

А. Тривус считал, что налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. Конечно, в некотором отношении эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть.

А. Соколов утверждал, что под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента.

Налоговым кодексом Российской Федерации определено, что налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Таким образом, налог – философская и историческая категория, отражающая все изменения реальной действительности, изменяющаяся в разные, применяемые в отдельные исторические периоды времени формы и не теряющая своего сущностного содержания экономическая категория, опосредующая процесс перераспределения стоимости.

Экономическая природа налогов раскрывается в том, что налоги выступают:

1) косвенным регулятором развития экономики;

2) являются инструментом структурного, антиинфляционного регулирования;

3) это обязательный атрибут участников деловых отношений;

4) это основной источник формирования государственных доходов;

5) один из способов регулирования дефицита госбюджета;

6) это одно из действенных средств достижения приемлемого социального равенства и справедливости в условиях рынка, распределения и перераспределения доходов различных социальных слоев населения;

7) это один из инструментов воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов [34,c.37].

Налоги – не только экономическая категория, но и финансовая: выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, имеют свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т.е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Налоги и их функции отражают реальные базисные отношения, то есть объективные закономерности движения налоговых отношений. Две основные функции налогов: фискальная функция налогов, экономическая (регулирующая) функция налогов.       

В действительности, исходя из глубинной экономической сущности самого понятия налога, ему присуща, прежде всего, функция формирования бюджетного фонда государства, т.е. фискальная (фиск – государственная казна).

Посредством фискальной функции реализуется главное общест­венное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюд­жетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на

основе стабильного централизованного взимания налогов превра­щает само государство в крупнейший экономический субъект [31,c.22].

Именно эта основная функция налогов характерна для всех государств, в бюджетах которых доля налоговых поступлений ко­леблется от 80 до 95%.

Практически до начала 1930-х гг. фискальная функция явля­лась единственной, присущей налогам. Однако налоги, как и дру­гие общественные явления, определенным образом эволюциони­руют, их глубинное экономическое содержание по мере развития государственного устройства, главными ориентирами которого уже становится обеспечение экономического роста и социального спо­койствия, изменяется.

Так, например, в США, а также в странах ЕС обсуждается и уже частично внедряется идея введения так называемых зеленых нало­гов, призванных не только в определенной степени пополнять го­сударственные бюджеты, но и работать на охрану природы. При­менение этих налогов направлено не на расширение налоговой базы, а как раз на ее сокращение.

Таким образом, на определенном этапе своего развития эконо­мическое содержание налогов проявляется и в функции регулиро­вания (на смену фискальной функции постепенно приходит регу­лирующая).

Последняя, естественно, тесно связана с первой и наиболее полно реализуется в налоговой системе в целом, создавая некото­рые преимущества отдельным приоритетным отраслям и зонам, стимулируя отдельные виды деятельности и достижение опреде­ленных, не фискальных, а социальных целей.

Регулирующая функция проявляется при проведении целена­правленной налоговой политики, построении самой налоговой системы, включающей в себя как определенные льготные режимы налогообложения, так и возможности снижения обычных ставок налогов. При этом вследствие реализации регулирующей функции налога достаточно ощутимы фискальные потери.

Экономическая функция означает, что налоги как объективный участник перераспределительных отношений оказывают сущест­венное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвя­зи. Расширение налогового метода в мобилизаций для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение на­логов с участниками процесса производства, что позволяет ему влиять на экономику страны [35,c.28].

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, то есть реализация фискальной функции, создает мате­риальную возможность для осуществления экономической роли го­сударства, т.е. экономической функции. В то же время, достигну­тое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства, позволяет государству получить боль­ше средств.

 Состав налоговой системы разнообразен и включает большое количество налогов. Разнообразие налогов и сборов потребовало классифицировать их. Классификация налогов и сборов – это их систематизация, группировка по заранее установленному признаку. Она имеет большое экономическое и практическое значение.

 

Схематично классификация налогов представлена рисунком 1.

1.1 Прямые
1. По способу взимания
                                 

 

 


3.1 Закрепленные
3. По уровню бюджета    
               

   
 
 
 

 


Рисунок 1 – Классификация налогов

Налоги классифицируют:

1. По способу взимания различают:

1) прямые налоги. Взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачивают с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода налогоплательщика, и личные прямые нало­ги, которые уплачивают с реально полученного дохода с уче­том фактической платежеспособности налогоплательщика;

2) косвенные налоги. Включаются в цену товаров и услуг. Окон­чательным плательщиком косвенных налогов является потре­битель товара. В зависимости от объектов взимания косвен­ные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров; косвенные универсальные, которыми облагаются большинство товаров и услуг; фискальные монополии, которыми облагают­ся все товары, производство и реализация которых сосредото­чены в государственных структурах; таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экс­портно-импортных операций.

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и

конкретизировать налоги, последние подразде­ляются на:

1) федеральные (общегосударственные) налоги, элементы кото­рых определяются законодательством страны и являются еди­ными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, но зачисляться эти на­логи могут в бюджеты различных уровней;

2) региональные налоги, отличительной чертой которых являет­ся то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

3) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законо­дательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и поступают только в местные бюджеты.

3. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд, и регулирующие налоги — разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропор­ции, принятой согласно бюджетному законодательству.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды налогов: налоги, взимаемые с физических лиц, налоги, взимаемые с предприятий и организаций, смежные нало­ги, которые уплачивают и физические, и юридические лица.

5. По порядку ведения налоговые платежи делятся на обяза­тельные налоги, взимаемые на всей территории страны незави­симо от бюджета, в который они поступают, факультативные на­логи — предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание находятся в компетенции органов местного самоуправления.

6. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному норматив­ными актами, периодично-календарные налоги, которые подраз­деляются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодо­вые, годовые.

7. В зависимости от направлений использования налоговой системы различают:

1) общие налоги — это обезличенные налоги, которые поступают в бюджет и

используются государством для финансирования различных государственных мероприятий;

2) целевые налоги — это налоги, которые взимаются для финансирования конкретных мероприятий (земельный налог, единый социальный налог, транспортный налог) [27,c.78].

Классификация налогов и сборов характеризует отношение их к воспроизводству в целом и раскрывает способы их участия в распределительных процессах. Она дает возможность устанавливать связь бюджета с производством, выявлять роль налоговых форм в экономическом регулировании. Группировка налогов по кодификационным признакам позволяет оперативно получать информацию о поступлениях налоговых доходов, анализировать итоги и оперативно вмешиваться в ход налогового процесса.

Развитие социальной защиты в РФ ранее было ориентировано, главным образом, на смягчение негативных социально-экономических последствий экономического спада высокой инфляции и безработицы. В частности, на это были направлены такие нововведения, как система социальных внебюджетных фондов, механизмы индексации социальных выплат, развитие сети учреждений социальной поддержки незащищенных категорий граждан. Сложившаяся в России система социальной защиты была похожа на решето, с помощью которой государство пыталось переносить «воду» от богатых к бедным. Финансирование социальной сферы было организовано настолько нерационально, что значительная часть ресурсов терялась на дороге, так и не достигая людей, которые действительно нуждались в социальной защите.

Для предотвращения распада системы социальной защиты необходимо было обеспечить условия для её устойчивого длительного функционирования при крайне ограниченных финансовых возможностях государства. К таким условиям можно отнести повышения уровня поступлений страховых взносов в различные социальные фонды, а также приведение социальных расходов в соответствие с реальными возможностями государства. Эти проблемы должны быть решены с введением единого социального налога, сущность и значение которого рассмотрены в следующем пункте работы.

 



Единый социальный налог – его сущность и значение

Введение единого социального налога было осуществлено в русле тех тенденций развития социально - страховой системы, которые законодатель определил еще в 1998 г. при принятии Бюджетного и Налогового кодексов, причислив страховые взносы к федеральным налогам (сборам) и распространив на них практически все положения налогового законодательства.

Министерство налоговой службы России предложило ввести для всех социальных внебюджетных фондов единую налогооблагаемую базу и передать функции учета, анализа и контроля одному ведомству. Обосновывалось это тем, что плательщик социальных взносов дол­жен был представлять отдельные формы отчетов для каждого фон­да, а также производить уплату налоговых платежей в сроки, уста­новленные тем или иным фондом. Многочисленные нормативные акты, вводимые фондами, создавали различные условия обложения предприятий, порядок предоставления отсрочки по недоимкам.

В постановлении Конституционного суда РФ от 24 февраля 1998 №7-П указано, что признаки страховых взносов не позволяют ограничить их от налогов, сборов. Обязательство по уплате стра­ховых взносов строится так же, как и налоговое обязательство. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.

Поскольку нормативными правовыми актами по социальному страхованию не предполагалось соответствие размера и общей сум­мы выплат, на которые может рассчитывать ее получатель, сумме страховых взносов, уплаченной конкретным работодателем и работником либо индивидуальным предпринимателем или другим самозанятым гражданином, то страховые взносы имели обезличен­но-безвозмездный характер.

1 января 2001 г. со вступлением в действие гл. 24 НК РФ стра­ховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды были заменены федеральным налогом. В период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в РФ он назывался «единый социальный налог (взнос)». С 1 января 2002 года этот налог получил новое наимено­вание — «единый социальный налог» (ЕСН).

Теперь в отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые орга­ны проводят все предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.

Но введение ЕСН практически не упростило, а усложнило работу бухгалтерий организаций, так как налогоплательщики представляют формы отчетности не только во внебюджетные фонды, но и в налоговую инспекцию, и появились новые, дополнительные формы отчетности.

С введением ЕСН был ликвидирован Фонд занятости населения, но другие социальные внебюджетные фонды остались: Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования. Для них устанавливается единая налоговая база — выплаты, начисленные в пользу работников.

В качестве налогоплательщиков ЕСН в соответствии со ст. 235 НК РФ признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: