ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Учет и анализ расчетов по социальному страхованию и обеспечению (на примере Управления культуры и организации досуга населения мэрии города Ульяновска)
Студентка Карпеева Наталья Николаевна ___________________
(Ф.И.О.) (подпись)
Руководитель Болтунова Елена Михайловна _
(Ф.И.О.) (подпись)
Рецензент Сологубова Нина Николаевна_____________________________
(Ф.И.О.) (подпись)
Допустить к защите ГАК
Зав. кафедрой
______________________
(Ф.И.О.)
|
|
«____»__________2006 г.
Ульяновск 2006
Содержание
Введение…...……………………………………………………..………………..….….. 3
Глава 1 Теоретические основы учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения
1.1 Экономическая сущность налогов. Функции и классификация налогов……….…5
1.2 Единый социальный налог – его сущность и значение………………………...…12
1.3 Правовое регулирование внебюджетных фондов……………………………...….20
Глава 2 Краткая характеристика организации и анализ расчетов с органами социального страхования и обеспечения на примере Управления культуры и организации досуга населения мэрии города Ульяновска
2.1 Краткая экономическая характеристика деятельности организации……...……..29
2.2 Анализ расчетов с органами социального страхования и обеспечения……….....34
Глава 3 Состояние учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения
3.1 Общая характеристика организации учета на предприятии………………...……41
3.2 Учет расчетов с Пенсионным фондом……………………………………………...45
3.3 Учет расчетов с Фондом социального страхования РФ……………………...…...48
3.4 Учет расчетов с фондами обязательного медицинского страхования………...…58
3.5 Контроль расчетов с органами социального страхования и обеспечения…….....61
Глава 4 Проблематика и основные направления совершенствования расчетов по социальному страхованию и обеспечению
4.1 Направления совершенствования расчетов с Пенсионным фондом……….….…64
4.2 Совершенствование расчетов с Фондом социального страхования ………...…...68
4.3 Направления совершенствования расчетов по ЕСН………...………………….....75
|
|
Заключение ……………….…………………………………….….………………….…79
Список использованных источников…………………………….…………………..…81
Приложения
Введение
Российская Федерация в соответствии со ст. 7 Конституции является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция РФ устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень, а также закрепляет основные направления этой политики. Среди них: назначение и выплата государственных пенсий и социальных пособий; создание системы социальных служб занятости; охрана здоровья людей и др. Однако на практике реализация основных принципов социальной политики, закрепленных в Конституции РФ, существенно затруднена.
Происходящие в России с начала 90-х годов 20 века преобразования создали для населения страны новую ситуацию, характеризуемую непривычно высоким уровнем социальных рисков (материальной необеспеченности в случае болезни, старости, безработицы), и потребовали создания системы обязательного социального страхования.
Такая система выдержала испытание временем и подтвердила свою эффективность в странах с развитой рыночной экономикой. Суть обязательного социального страхования заключается в распределении социального риска на работодателей и самих работающих, которые отчисляют страховые платежи в целевые внебюджетные фонды социального страхования.
С 1 января 2001 года страховые взносы на обязательное государственное социальное страхование уплачиваются в составе единого социального налога. Единый социальный налог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан РФ на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также медицинскую помощь.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами РФ.
В отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы проводят все предусмотренные НК РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога в порядке, установленном НК РФ.
Тема учета и анализа расчетов с органами социального страхования и обеспечения является актуальной, так как правильность исчисления налоговой базы, начисления сумм страховых вносов по государственному пенсионному и социальному обеспечению, правомерность применения налоговых льгот и налоговых ставок при уплате и расчете единого социального налога помогает в организации учета расчетов и облегчает ответственность организации перед налоговыми органами.
Основной целью работы является изучение теории и практики учета и анализа расчетов с внебюджетными фондами в организации, а также определить пути совершенствования расчетов с органами социального страхования и обеспечения.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
|
|
2) Проанализировать состояние учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения.
3) Оценить состояние учета расчетов с внебюджетными фондами.
4) Предложить направления совершенствования учета расчетов по ЕСН.
Объектом исследования работы является бюджетная организация - Управление культуры и организации досуга населения мэрии города Ульяновска. Источниками для написания работы послужили регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская и налоговая отчетность за 2004-2006 гг.
Глава 1 Теоретические основы учета расчетов с органами
социального страхования и обеспечения
1.1 Экономическая сущность налогов. Функции и классификация
налогов
Налоги и в прошлом, и сегодня пронизывают все социально-экономические сферы общества. Ни одно государство, как политическая организация общества, не может обойтись без налоговых доходов. Налоги, являясь общественной категорией, отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства. Налоги выступают источником формирования доходов бюджета государства, поэтому неразрывно связаны с функционированием самого государства и, соответственно, напрямую зависят от уровня развития самого государства. Посредством налогов государство изымает и присваивает себе часть произведенного национального дохода, и поэтому налоги и налоговая система напрямую зависят от уровня развития государственного механизма.
Налоги, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, однако далеко не все, кто высказывает различные суждения о налогах, глубоко разбираются в их экономическом содержании, природе и социальном назначении. Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах английского экономиста Д. Рикардо: «Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны» [33,c.54].
|
|
Определенный вклад в определение сущности налогов внесли ученые-экономисты России А. Тривус, Н. Тургенев, А. Соколов.
Так, по мнению Н. Тургенева, «налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т.е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств» [33,c.86].
А. Тривус считал, что налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. Конечно, в некотором отношении эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть.
А. Соколов утверждал, что под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента.
Налоговым кодексом Российской Федерации определено, что налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Таким образом, налог – философская и историческая категория, отражающая все изменения реальной действительности, изменяющаяся в разные, применяемые в отдельные исторические периоды времени формы и не теряющая своего сущностного содержания экономическая категория, опосредующая процесс перераспределения стоимости.
Экономическая природа налогов раскрывается в том, что налоги выступают:
1) косвенным регулятором развития экономики;
2) являются инструментом структурного, антиинфляционного регулирования;
3) это обязательный атрибут участников деловых отношений;
4) это основной источник формирования государственных доходов;
5) один из способов регулирования дефицита госбюджета;
6) это одно из действенных средств достижения приемлемого социального равенства и справедливости в условиях рынка, распределения и перераспределения доходов различных социальных слоев населения;
7) это один из инструментов воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов [34,c.37].
Налоги – не только экономическая категория, но и финансовая: выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, имеют свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т.е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.
Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Налоги и их функции отражают реальные базисные отношения, то есть объективные закономерности движения налоговых отношений. Две основные функции налогов: фискальная функция налогов, экономическая (регулирующая) функция налогов.
В действительности, исходя из глубинной экономической сущности самого понятия налога, ему присуща, прежде всего, функция формирования бюджетного фонда государства, т.е. фискальная (фиск – государственная казна).
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на
основе стабильного централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект [31,c.22].
Именно эта основная функция налогов характерна для всех государств, в бюджетах которых доля налоговых поступлений колеблется от 80 до 95%.
Практически до начала 1930-х гг. фискальная функция являлась единственной, присущей налогам. Однако налоги, как и другие общественные явления, определенным образом эволюционируют, их глубинное экономическое содержание по мере развития государственного устройства, главными ориентирами которого уже становится обеспечение экономического роста и социального спокойствия, изменяется.
Так, например, в США, а также в странах ЕС обсуждается и уже частично внедряется идея введения так называемых зеленых налогов, призванных не только в определенной степени пополнять государственные бюджеты, но и работать на охрану природы. Применение этих налогов направлено не на расширение налоговой базы, а как раз на ее сокращение.
Таким образом, на определенном этапе своего развития экономическое содержание налогов проявляется и в функции регулирования (на смену фискальной функции постепенно приходит регулирующая).
Последняя, естественно, тесно связана с первой и наиболее полно реализуется в налоговой системе в целом, создавая некоторые преимущества отдельным приоритетным отраслям и зонам, стимулируя отдельные виды деятельности и достижение определенных, не фискальных, а социальных целей.
Регулирующая функция проявляется при проведении целенаправленной налоговой политики, построении самой налоговой системы, включающей в себя как определенные льготные режимы налогообложения, так и возможности снижения обычных ставок налогов. При этом вследствие реализации регулирующей функции налога достаточно ощутимы фискальные потери.
Экономическая функция означает, что налоги как объективный участник перераспределительных отношений оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизаций для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что позволяет ему влиять на экономику страны [35,c.28].
Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, то есть реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства, позволяет государству получить больше средств.
Состав налоговой системы разнообразен и включает большое количество налогов. Разнообразие налогов и сборов потребовало классифицировать их. Классификация налогов и сборов – это их систематизация, группировка по заранее установленному признаку. Она имеет большое экономическое и практическое значение.
Схематично классификация налогов представлена рисунком 1.
|
|
|
|
Рисунок 1 – Классификация налогов
Налоги классифицируют:
1. По способу взимания различают:
1) прямые налоги. Взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачивают с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода налогоплательщика, и личные прямые налоги, которые уплачивают с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика;
2) косвенные налоги. Включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров; косвенные универсальные, которыми облагаются большинство товаров и услуг; фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.
2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и
конкретизировать налоги, последние подразделяются на:
1) федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, но зачисляться эти налоги могут в бюджеты различных уровней;
2) региональные налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
3) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и поступают только в местные бюджеты.
3. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд, и регулирующие налоги — разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды налогов: налоги, взимаемые с физических лиц, налоги, взимаемые с предприятий и организаций, смежные налоги, которые уплачивают и физические, и юридические лица.
5. По порядку ведения налоговые платежи делятся на обязательные налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают, факультативные налоги — предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание находятся в компетенции органов местного самоуправления.
6. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами, периодично-календарные налоги, которые подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
7. В зависимости от направлений использования налоговой системы различают:
1) общие налоги — это обезличенные налоги, которые поступают в бюджет и
используются государством для финансирования различных государственных мероприятий;
2) целевые налоги — это налоги, которые взимаются для финансирования конкретных мероприятий (земельный налог, единый социальный налог, транспортный налог) [27,c.78].
Классификация налогов и сборов характеризует отношение их к воспроизводству в целом и раскрывает способы их участия в распределительных процессах. Она дает возможность устанавливать связь бюджета с производством, выявлять роль налоговых форм в экономическом регулировании. Группировка налогов по кодификационным признакам позволяет оперативно получать информацию о поступлениях налоговых доходов, анализировать итоги и оперативно вмешиваться в ход налогового процесса.
Развитие социальной защиты в РФ ранее было ориентировано, главным образом, на смягчение негативных социально-экономических последствий экономического спада высокой инфляции и безработицы. В частности, на это были направлены такие нововведения, как система социальных внебюджетных фондов, механизмы индексации социальных выплат, развитие сети учреждений социальной поддержки незащищенных категорий граждан. Сложившаяся в России система социальной защиты была похожа на решето, с помощью которой государство пыталось переносить «воду» от богатых к бедным. Финансирование социальной сферы было организовано настолько нерационально, что значительная часть ресурсов терялась на дороге, так и не достигая людей, которые действительно нуждались в социальной защите.
Для предотвращения распада системы социальной защиты необходимо было обеспечить условия для её устойчивого длительного функционирования при крайне ограниченных финансовых возможностях государства. К таким условиям можно отнести повышения уровня поступлений страховых взносов в различные социальные фонды, а также приведение социальных расходов в соответствие с реальными возможностями государства. Эти проблемы должны быть решены с введением единого социального налога, сущность и значение которого рассмотрены в следующем пункте работы.
Единый социальный налог – его сущность и значение
Введение единого социального налога было осуществлено в русле тех тенденций развития социально - страховой системы, которые законодатель определил еще в 1998 г. при принятии Бюджетного и Налогового кодексов, причислив страховые взносы к федеральным налогам (сборам) и распространив на них практически все положения налогового законодательства.
Министерство налоговой службы России предложило ввести для всех социальных внебюджетных фондов единую налогооблагаемую базу и передать функции учета, анализа и контроля одному ведомству. Обосновывалось это тем, что плательщик социальных взносов должен был представлять отдельные формы отчетов для каждого фонда, а также производить уплату налоговых платежей в сроки, установленные тем или иным фондом. Многочисленные нормативные акты, вводимые фондами, создавали различные условия обложения предприятий, порядок предоставления отсрочки по недоимкам.
В постановлении Конституционного суда РФ от 24 февраля 1998 №7-П указано, что признаки страховых взносов не позволяют ограничить их от налогов, сборов. Обязательство по уплате страховых взносов строится так же, как и налоговое обязательство. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.
Поскольку нормативными правовыми актами по социальному страхованию не предполагалось соответствие размера и общей суммы выплат, на которые может рассчитывать ее получатель, сумме страховых взносов, уплаченной конкретным работодателем и работником либо индивидуальным предпринимателем или другим самозанятым гражданином, то страховые взносы имели обезличенно-безвозмездный характер.
1 января 2001 г. со вступлением в действие гл. 24 НК РФ страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды были заменены федеральным налогом. В период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в РФ он назывался «единый социальный налог (взнос)». С 1 января 2002 года этот налог получил новое наименование — «единый социальный налог» (ЕСН).
Теперь в отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые органы проводят все предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.
Но введение ЕСН практически не упростило, а усложнило работу бухгалтерий организаций, так как налогоплательщики представляют формы отчетности не только во внебюджетные фонды, но и в налоговую инспекцию, и появились новые, дополнительные формы отчетности.
С введением ЕСН был ликвидирован Фонд занятости населения, но другие социальные внебюджетные фонды остались: Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования. Для них устанавливается единая налоговая база — выплаты, начисленные в пользу работников.
В качестве налогоплательщиков ЕСН в соответствии со ст. 235 НК РФ признаются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.