Сущность единого социального налога

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

Тема: Учет, контроль и анализ отчислений в Единый социальный налог

 

 

Студент

       Мусорина Нина Николаевна    
(Ф.И.О.)   (подпись)
       
Руководитель        Варнакова Галина Федоровна    
  (Ф.И.О.)   (подпись)
Рецензент        Фунина Наталья Михайловна    
  (Ф.И.О.)   (подпись)

 

                                                                                                        Допустить к защите ГАК

                                                                                 Зав. кафедрой            

        ______________________

  (Ф.И.О.)

                                                                      «___» ___________ 2005 г.

 

Ульяновск 2005 г.

     Содержание

                                                                                                                                                           

Введение                                                                                                                         3

Глава 1 Теоретические основы организации бухгалтерского учета расчетов    

по социальному страхованию и обеспечению                                                            5

1.1 Сущность единого социального налога                                                                5 

1.2 Реформа единого социального налога: первые результаты, первые

проблемы                                                                                                                           16

Глава 2 Бухгалтерский учет расчетов по единому социальному налогу             24

2.1    Краткая организационно – экономическая характеристика

ГУ – ОПФР по Ульяновской области                                                                        24                                                                                                                         

2.2    Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию                          27

2.3    Бухгалтерский учет расчетов с Пенсионным фондом                                     39

2.4    Бухгалтерский учет расчетов по обязательному медицинскому

страхованию                                                                                                                   48

Глава 3 Контроль и анализ отчислений в единый социальный налог                    53

3.1 Контроль отчислений в единый социальный налог                                           53

3.2 Анализ отчислений в единый социальный налог                                              58

3.3 Новый этап налоговой реформы – снижение ЕСН                                        65

Заключение                                                                                                                   70

Список использованных источников                                                                         73

Приложения                                                                                                                  77

  

 

   Введение

   

   С принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации в 1999 году и принятием изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), вступивших в силу с 1 января 2001 года началось реформирование налоговой и бюджетной политики. Обновление российского законодательства в сложившихся условиях потребовало создание внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип или сокращение финансирования социальных расходов.

  Основным источником формирования государственных внебюджетных фондов стал единый социальный налог, введенный с 1 января 2001 года.

  Замена в 2001 году страховых взносов в государственные внебюджетные фонды единым социальным налогом сократила фискальную нагрузку на фонд оплаты труда с 39 % (включая 1%, уплачиваемый с заработка работника, и взносы в Фонд занятости) до 35,6 %. Однако и такая ставка налога, оказавшаяся существенно выше, чем ставка на прибыль организации, не привела к ожидаемому выводу заработной платы «из тени».

   20 июля 2004 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 70 – ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон). Этот Закон вступил в силу с 1 января 2005 года

  Согласно новому закону эффективная ставка этого налога в целом снижается на 9,5 процентных пунктов, что означает немалое облегчение налогового бремени в отраслях с низкой заработной платой, прежде всего в бюджетной сфере.

Влечет ли принятие данного закона за собой не только долгожданное и давно обещанное снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, но и существенные изменения в обязательном социальном страховании, прежде всего пенсионном.  В этом     заключается     актуальность    выбранной темы дипломной

работы.

  Целью работы является изучение теоретических основ организации бухгалтерского учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения в бюджетных организациях, организацию бухгалтерского учета отчислений в единый социальный налог, контроль расчетов с органами социального страхования и обеспечения.

    Исходя из определенной цели, в работе поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность и необходимость отчислений в единый социальный

налог;

- раскрыть состав выплат, на которые начисляются страховые платежи;

- рассмотреть ведение бухгалтерского учета расчетов по социальному

страхованию;

- рассмотреть ведение бухгалтерского учета расчетов с Пенсионным фондом;

- рассмотреть ведение бухгалтерского учета расчетов по обязательному

медицинскому страхованию;

- произвести анализ расчетов с органами социального страхования и

обеспечения на основе данных об отчислениях в ЕСН за последние три года и первого квартала 2005 года выявить изменения, которые произошли в связи с изменением ставок ЕСН.

  Объектом изучения является Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области.

   При написании данной работы была использована специальная литература, которая способствовала раскрытию теоретической части материала. Кроме того, большое внимание было уделено нормативным документам, регламентирующим порядок исчисления и уплаты единого социального налога и действующим в настоящее время.

  Глава 1 Теоретические основы организации бухгалтерского 

  учета по социальному страхованию и обеспечению

Сущность единого социального налога

   Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном масштабе выступает государственный бюджет. Бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления [1, С. 15].

   Но ряд факторов обуславливает целесообразность использования другой формы аккумулирования финансовых ресурсов – внебюджетных фондов, обслуживающих социальные и экономические потребности отдельных групп населения или общества в целом. Внебюджетные фонды представляют собой достаточно динамичный элемент финансовой системы. Это обусловлено тем, что они, в отличие, от государственного бюджета, находятся в распоряжении специального государственного органа. Поэтому, в сравнении с бюджетом, перераспределение внутри внебюджетных фондов и их использование осуществляется более оперативно. Кроме того, внебюджетные фонды создаются для реализации конкретных целей. Таким образом, необходимость образования внебюджетных фондов вызвана объективной закономерностью существования и развития общества, что связано в первую очередь с потребностью перераспределения финансовых ресурсов для решения наиболее важных направлений, не предусмотренных бюджетом [20, С.32].

  Но так как, Российским законодательством были установлены, с точки зрения международного налогового законодательства, высокие ставки отчислений в государственные внебюджетные фонды и слишком высокие ставки пени при несвоевременной уплате этих отчислений, это влекло за собой ряд всевозможных причин и схем ухода от налогообложения, использующих все законные, сомнительные и просто противозаконные возможности. Поэтому одной из важнейших задач налоговой реформы, с точки зрения Правительства РФ, являлось снижение совокупной налоговой нагрузки на заработную плату, с целью вывода предприятий из тени [18, С.17].

  Для того, чтобы в перспективе кардинально переменить складывающиеся тенденции, было предложено наряду с изменением подоходного налога серьезно модифицировать всю систему отчислений (взносов) в государственные социальные внебюджетные фонды. Одним из направлений реформы должна была стать замена взносов во внебюджетные фонды единым социальным налогом [26, С.40].

   В проведение налоговой реформы 19 июля 2000 года Государственная Дума приняла, а 26 июля 2000 года Совет Федерации одобрил Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторую), глава 24 которого установила единый социальный налог (взнос).

  Единый социальный налог (взнос) - это налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - далее фонды) и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь [3, С.56].

  Социальное страхование и обеспечение – это система материального обеспечения трудящихся в случае старости, инвалидности, временной потери трудоспособности, потери кормильца, а также система оздоровительных мероприятий – профилактории, санатории, дома отдыха, лечебное питание [11, С.7].

  Единый социальный налог исчисляется и уплачивается по одним и тем же правилам в одни и те же сроки. Но поскольку социальный налог носит строго целевой характер, каждый из фондов получает ту часть социального налога, которая зафиксирована в Налоговом кодексе РФ. При этом для каждого фонда

предусмотрена своя налоговая ставка [3, С.150].

  Налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом РФ

мероприятия налогового контроля по платежам в государственные социальные

внебюджетные фонды:

· осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и

своевременностью внесения взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога;

· осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам;

· проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального

налога (взноса) в порядке, установленном НК РФ (ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118 – ФЗ).

    Плательщиками единого социального налога являются работодатели, производящие выплаты наемным работникам и лица, осуществляющие индивидуальную или частную деятельность [14, С.4]. Полный перечень плательщиков ЕСН приведен на рисунке 1. 

Налогоплательщики единого социального налога

 

 

 


Работодатели, производящие выплаты наемным работникам (налогоплательщики – работодатели)   Лица, осуществляющие индивидуальную или частную деятельность (налоплательщики–неработодатели)

                 

              организации;                                                   индивидуальные предприниматели;

               индивидуальные предприниматели;             родовые, семейные общины

               родовые, семейные общины                               малочисленных народов Севера,

               малочисленных народов Севера,                   занимающиеся традиционными

               занимающиеся традиционными                    отраслями хозяйствования;

               отраслями хозяйствования;                           крестьянские (фермерские) хозяйства; 

               крестьянские (фермерские) хозяйства;         адвокаты.

               физические лица.

Рисунок 1 – Плательщики единого социального налога

  Плательщиками ЕСН являются лица, производящие выплаты физическим

лицам, индивидуальные предприниматели, и адвокаты [3, С.169].

  Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям

 налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

 Поэтому ин­дивидуальный предприниматель, который привлекает для выполнения работ и оказания услуг физических лиц по трудовому договору или договору граж­данско-правового характера, предметом которого является выполнение ра­бот или оказание услуг, должен уплачивать ЕСН, как с выплат и вознаграждений, начисленных в пользу наемных работников в порядке, установленном для организаций, так и с собственных доходов, полученных от предпринимательской деятель­ности [9, С.18].

  Объектом налогообложения для налогоплательщиков, производящих вы­платы физическим лицам признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в поль­зу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (за исклю­чением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимате­лям), а также по авторским договорам [8, С.11].

Любые выплаты (как в денежной, так и в натуральной форме) не являются объектом налогообложения, если они произведены в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполне­ние работ, оказание услуг, авторским договором.

В числе таких выплат можно назвать любые безвозмездные выплаты, в том числе материальную помощь, оказанную физическим лицам, не свя­занным с организацией трудовым договором или приравненным к нему до­говором гражданско-правового характера, а также авторским договором [4, С.43].

Согласно, Налогового законодательства налоговая база представляет собой стоимо­стную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (та­ким образом, налоговая база никогда не может быть шире объекта налогообложения).

   Перечень объектов налогообложения приведен в рисунке 2.

Объект налогообложения для исчисления единого социального налога

 

Для налогоплательщиков – работодателей (абз. 2 – 5 пп. 1 п. ст. 235 ч. II НК РФ)   Для налогоплательщиков Работодателей – физических лиц (абз. 6 пп. 1 ст. 235 ч. II НК РФ)   Для налогоплательщиков – неработодателей (пп. 2 п. 1 ст. 235 ч. II НК РФ)

 

Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые своим работникам по всем основаниям, в том числе Выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые в пользу работников по всем основаниям Доходы от предприниматель-ской деятельности либо иной профессиональной деятельности

           Вознаграждения по договорам гражданско–            включая вознаграждения                                                                                                                

           правового характера, предметом которых                по договорам гражданско-                      за вычетом расходов, свя-

           является выполнение работ (оказание услуг)          правового характера;                               занных с их извлечением

           по авторским и лицензионным договорам                  

Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком тру-довыми или иными, указанными выше договорами (сторонним лицам) выплаты не признаются объектом нало-гообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряже-нии физического лица после уплаты налога на доходы физических Доход, определяемый из стоимости патента

 

Выплаты в натуральной форме, производимые с/х продукцией и (или) товарами для детей в части сумм, превышающих 1 000 руб. в расчете на одного работника в календарный месяц

 

Выплаты не признаются объектом налогообло-жения, если они производятся за счет средств, остающитхся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации

Рисунок 2 – Объекты налогообложения

   Не подлежат обложению ЕСН:

· Государственные пособия, выплачивае­мые в соответствии с

законодательством Российской Федерации, законода­тельными актами субъектов Российской Федерации, решениями представи­тельных органов местного самоуправления,в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по без­работице, беременности и родам.

· Все виды установленных законода­тельством Российской Федерации,

законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного само­управления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в со­ответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

    - возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением

здоровья;

     - бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных

услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возме­щения;

     - оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального до­-

вольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

         - оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования,
спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками
физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процес­са  

и участия в спортивных соревнованиях;

    - увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный

отпуск;

    - возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профес-­

сионального уровня работников;

   - трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением

мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

      - выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе

оплата переезда на работу в другую местность и возмещение командировоч­ных

расходов).

· Суммы единовременной матери­альной помощи, оказываемой

налогоплательщиком:

      - физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим резвычай-

ным обстоятельствомв целях возмещения причиненного им матери­ального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, постра­давшим от террористических актов на территории Российской Федерации.

      - членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью

члена (членов) его семьи.

· Суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачивае-

мые своим работникам, а также военно­служащим, направленным на работу, (службу) за границу, налогоплательщи­ками — финансируемыми из федерального бюджета государственными учре­ждениями или организациями— в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации.

·  Суммы страховых платежей (взно­сов):

    - по обязательному страхованию работников, осуществляемому налого-

плательщиком в порядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации;

   - по договорам добровольного личного страхования работников,

заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату
страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

   - по договорам добровольного личного страхования работников,

заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахован­ного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи
с исполнением им трудовых обязанностей.

·  Суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-

огородных, гаражно-строительных и жилищ­но-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.

·  Стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и

обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и прирав­ненных к ним местностях,в соответствии с законодательством Российской Федерации.

·  Стоимость форменной одежды и об­мундирования, выдаваемых работникам,

обучающимся, воспитанникам в со­ответствии с законодательством Российской Федерации, а также государст­венным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании.

· Выплаты в натуральной форме товарами собственного производства —

сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей — в размере до 1000 руб. (включительно) в расчете на одно физическое лицо — работника за календарный месяц.

· Суммы материальной помощи, оказы­ваемой своим работникам

работодателями-организациями, финансируемы­ми за счет средств бюджетов,не превышающие 2000 руб. на одно физиче­ское лицо за налоговый период.

· В налоговую базу (в части суммы ЕСН, подлежащей уплате в Фонд

социального страхования РФ) не включаются также любые вознаграждения, выплачивае­мые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, ав­торским и лицензионным договорам [19, С.32].

 В основном, для налогоплательщиков – организаций (индивидуальных

предпринимателей, производящих выплаты в пользу физических лиц), за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, с 01.01.2005 года применяются ставки ЕСН, указанные в

таблице 1.

 

 






Таблица 1 – Ставки единого социального налога с 01.01.2005 г.

Налоговая база на каждого отдельно-го работ­ника нарастаю­щим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

федеральный территориальные
До 280 000 рублей 20,0 процента 3,2 процента 0,8 процента 2,0 процента 26,0 процента
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 5 600 рублей + 7,9 процента с суммы, превыша-ющей   280 000 рублей   8 960  рублей + 1,1 процента с суммы, превыша-ющей      280 000 рублей   2 240 рублей + 0,5 процента с суммы, превыша-ющей   280 000 рублей   5 600 рублей + 0,5 процента с суммы, превышающей   280 000 рублей   72 800 рублей + 10,0 процента с суммы, превышающей   280 000 рублей
Свыше 600 000 Рублей 81 280 рублей + 2,0 процента с суммы, превыша-ющей   600 000 рублей   12 480 рублей 3 840 рублей 7 200 рублей 104 800 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей   600 000 рублей

 

 

  В диаграмме 1 и диаграмме 2 наглядно показано, как с 01.01.2005 г. изменились ставки ЕСН в части отдельных фондов: увеличились доли ставок в ФСС на 1,1 % и серьезно увеличились ставки в ФФОМС на 2,5 % за счет уменьшения доли ставок в ПФР на 1,8 % и ТФОМС на 1,8 %.

   Порядок исчисления ЕСН налогоплательщиками - работодателями установлен п.1 ст.241 НК РФ [3, С.185]. В течение отчетного перио­да  по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежеме­сячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и из ставки налога.

В рисунке 3 приведена схема расчета налоговой базы на одного работника. Определяются суммы налога, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и в каждый из внебюджетных фондов (ФСС, ФФОМС и ТФОМС), как процентная доля, соответствующая налоговой ставке, от налоговой базы.

Сумма ЕСН, уплачиваемая в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму самостоятельно произведенных налогоплательщиком расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ [21, С.33].

 

  Расчет налоговой базы на работника представлен на рисунке 3.

 

  Расчет налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков - работодателей

 

С численностью работников свыше 30 человек   С численностью работников до 30 человек (включительно)

 

учитываются выплаты в пользу 90% наименее оплачиваемых работников учитываются выплаты в пользу 70 % наименее оплачиваемых работников

           

       расчет налоговой базы производится              расчет налоговой базы производится                          

учитывается средняя численность работников в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 07.12.98 № 121
учитывается средняя численность работников в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 07.12.98 № 121

       в соответствии со ст. 237 ч. II НК РФ              в соответствии со ст.237ч.II НК РФ                      

 

 

включающая в себя: включающая в себя:

                         

           среднюю численность работников;                среднюю численность работников;

           среднюю численность внешних                      среднюю численность внешних

           совместителей;                                                  совместителей;

           среднюю численность работников,                 среднюю численность работников,

           выполняющих работы по договорам              выполняющих работы по договорам

           гражданско – правового характера.                 гражданско – правового характера.

 

Рисунок 3 – Расчет налоговой базы на одного работника

  Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Это требование распространяется в том числе и на тех налогоплательщиков, которые не имеют счетов в учреждении бан­ков, а также на налогоплательщиков, производящих выплату зарплаты из вы­ручки [4, С.45].

   Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельны­ми платежными поручениями в федеральный бюджет, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей,

данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогопла­тельщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в Расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физиче­ским лицам.

Расчет по авансовым платежам по ЕСН представляется в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

   Налоговая декларация по единому социальному налогу представляется налогоплательщиками по утвержденной форме, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

   1.2 Реформа единого социального налога: первые результаты, первые

   проблемы

   С 01.01.2001 года вместо страховых взносов в Пенсионный фонд Российской

Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральные фонды обязательного медицинского страхования введен единый социальный налог (взнос), зачисляемый в соответствующие государственные внебюджетные фонды. При этом страховые взносы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и вовсе были упразднены, а финансирование всех мероприятий, связанных с занятостью населения, передано на федеральный бюджет [21, С.58].

  Функции контроля за уплатой вышеуказанных платежей были возложены на органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Не давая оценки эффективности введенного в 2001 году механизма финансирования пенсионной системы, следует отметить, что подобный налоговый механизм формирования финансовых ресурсов может функционировать только в рамках чисто распределительной солидарной пенсионной системы.

  Поясним, с чем это связано.

  В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации налог, в том числе и единый социальный налог (взнос), - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [2, С.15].

   Ключевыми словами в данном определении являются слова «индивидуально безвозмездный». Применительно к пенсионной системе они означают, что работник, за которого работодатель уплатил единый социальный налог (взнос), по выходе на пенсию будет получать некую обезличенную сумму пенсии, размер которой фактически не будет идентичным или пропорциональным сумме взносов, уплаченных за него в пенсионную систему.

  Вместе с тем, одним из основных направлений пенсионной реформы в Российской Федерации стало введение так называемого накопительного элемента, то есть установление такой модели формирования пенсионных прав граждан, при которой учитываются деньги, уплаченные за конкретное застрахованное лицо, то есть персонально определенные деньги, предназначенные на выплату пенсии конкретному человеку [25, С.37].

  Таким образом, введение накопительного элемента в качестве одной из составляющих новой пенсионной формулы потребовало внести изменение в законодательство Российской Федерации, регулирующее взимание платежей в пенсионный фонд Российской Федерации, с тем, чтобы изменить характер (правовую природу) платежа на обязательное пенсионное страхование и сделать его индивидуально возмездным [30, С.29].

  Решение данной проблемы могло быть достигнуто тремя путями:

1. Выведение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из

единого социального налога (взноса) и установление новой главой 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.    

2. Выведение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в

целом из Налогового кодекса Российской Федерации и установление их правового

регулирования в рамках законодательства об обязательном пенсионном

страховании.

3. Обособление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в

рамках главы 24 «Единый социальный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

     Первый и второй пути решения данной проблемы являются наиболее оптимальными для целей обязательного пенсионного страхования и позволяют как можно ближе подойти к наделению страхового взноса на обязательное пенсионное страхование статусом страхового индивидуального возмездного платежа, однако данное решение не вполне соответствует проводимой в настоящее время налоговой реформе, одним из основных принципов которой является минимизация изменений в налоговом законодательстве и установление максимальной стабильности в данной сфере [24, С.30].

   Следует также иметь в виду, что выведение страховых взносов на

обязательное пенсионное страхование в целом из Налогового кодекса Российской Федерации означает также необходимость передачи полномочий по контролю за поступлением указанных платежей от налоговых органов органам Пенсионного фонда РФ, что представляется крайне нежелательным с учетом того, что еще не завершен и достаточно болезненно проходит процесс передачи полномочий по контролю за поступлением платежей в Пенсионный фонд РФ от органов Пенсионного фонда РФ органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам [16, С.25].

  Таким образом, варианты с выведением страховых взносов из состава единого социального налога хотя и представляется достаточно очевидным с точки зрения социального страхования, но не могут быть приняты ввиду их несогласованности с проводимой налоговой реформой.

  В таких условиях фактически единственным вариантом придания платежам на обязательное пенсионное страхование статуса индивидуально возмездных применительно к конкретному застрахованному лицу остается вариант с обособлением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках главы 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации.

  Следует отметить, что с введением накопительного элемента в состав пенсионной формулы нельзя отказываться от обязательств, закрепленных в Конституции Российской Федерации, которые Российская Федерация взяла на себя в сфере социального обеспечения [17, С.15].

  Так, статьей 7 Конституцией Российской Федерации установлено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Этой же статьей Конституции Российской Федерации предусмотрено установление в Российской Федерации государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

  Данные положения получили свое развитие в статье 39 Конституции Российской Федерации, которые каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей в иных случаях, установленных законом.

  Это означает, что практически вне зависимости от трудового стажа и заработка, то есть вне зависимости от своего вклада в пенсионную систему, каждый гражданин имеет право на получение определенного минимального уровня пенсионного обеспечения, который в настоящее время ему гарантируется солидарной распределительной системой (необходимо сразу же оговориться, что речь не идет об устанавливаемой всем социальной пенсии) [6, С.15].

  Учитывалось также то, что Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 2001 г. № 135 «Об установлении минимального размера совокупной выплаты пенсионерам в Российской Федерации» установлен минимальный размер совокупной выплаты всем пенсионерам в Российской Федерации – уровень, ниже которого не может быть размер пенсии с учетом компенсационной выплаты.

  Вышеизложенные обстоятельства повлияли на структуру трудовой пенсии, которая сформировалась в результате пенсионной реформы, а именно:

- базовая часть трудовой пенсии;

- страховая часть трудовой пенсии;

- накопительная часть трудовой пенсии [6, С.17 ].

  Подобная структура трудовой пенсии обусловила порядок «расщепления» части единого социального налога, зачисляемой в настоящее время в Пенсионный фонд Российской Федерации, и установление следующих платежей на финансирование трудовых пенсий:

· части единого социального налога (взноса), зачисляемого в федеральный    

бюджет, - на финансирование базовой части трудовой пенсии;

· страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в

Пенсионный фонд Российской Федерации, - на страховую и накопительную части

трудовой пенсии.

   При этом проблема реализации социальных гарантий в рамках солидарной системы, с одной стороны, и проблема персонификации платежей в пенсионную систему, с другой стороны, решена следующим образом.

  Часть единого социального налога в размере 14 % от выплат в пользу работника будет зачисляться в федеральный бюджет. Данная часть платежей в пенсионную систему будет носить исключительно налоговый характер, то есть будет безвозмездной и индивидуально обезличенной. За счет этого платежа предполагается финансировать выплату базовой части трудовой пенсии, то есть той части трудовой пенсии, для получения которой гражданину необходимо всего 5 лет трудового стажа и размер которой не зависит от суммы уплаченных платежей в пенсионную систему [8, С.5].

   В отличие от вышеуказанных 14 % от выплат в пользу работников, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере еще 14% от выплат в пользу работников, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, меняют свою правовую природу и будут являться не налогами, а сборами.

   Возникает вполне закономерный вопрос: в чем же принципиальное отличие между налогами и сборами применительно к целям обязательного пенсионного страхования?

   Как уже указывалось выше, налог – это обязательный, индивидуально

безвозмездный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

  В то же время под сбором в соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

   В соответствии с положениями законопроекта страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это индивидуально возмездные обязательные платежи, имеющие персонально-целевое назначение – обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его

индивидуальном лицевом счете [5, С.21].

  Придание страховым взносам статуса сбора сразу же позволяет решить две проблемы – оставить правовое регулирование взимания платежей на обязательное пенсионное страхование в рамках законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и в то же время придать данным платежам возмездный характер.

  Это означает, что страхование по обязательному пенсионному страхованию может выплачиваться только в сумме, эквивалентной сумме уплаченных страховых взносов.

  В этом смысле определение сбора, содержащееся в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, как нельзя лучше подходит для целей установления взаимосвязи уплаченных взносов и будущего размера страхового обеспечения (пенсии), так как в соответствии с данной статьей только уплата сбора порождает право требования на совершения в отношении лица определенных юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав. 

  Как уже указывалось выше, в результате проведения пенсионной реформы

платеж, зачисляемый в настоящее время в Пенсионный фонд Российской

Федерации, будет разделен на три части:

- 14 % - в Федеральный бюджет;

- 8 % - в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на страховую

часть трудовой пенсии;

- 6 % - в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на накопи-тельную часть трудовой пенсии.

  Таким образом, совокупная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда не увеличивается и остается в рамках 28 %, а для организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, и крестьянских (фермерских) хозяйств совокупный тариф в пенсионную систему остается в рамках нынешних 20,6 % [3, С.164].

  Уплата каждой из указанных частей должна осуществляться отдельным платежным поручением. При этом орган, который будет осуществлять контроль за уплатой платежей в пенсионную систему, не меняется – данным вопросом будут по – прежнему заниматься органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, то есть работодатели будут по – прежнему в рамках налоговых правоотношений иметь дело только с налоговыми органами [13, С.1].

   Отдельно следует отметить, что, по расчетам экономистов, отвлечение сразу же 6 % страхового тарифа на чистое накопление может вызвать определенные финансовые трудности в пенсионной системе. В этой связи было принято решение о введение накопительного элемента не сразу в полном объеме, а поэтапно. На практике это означало следующее [15, С.6].

  В 2002 -2003 годах работодатели платили 11 % на страховую часть трудовой пенсии и 3 % на накопительную, в 2004 – 2005 годах – 10 % на страховую часть и 4 % на накопительную. И только начиная с 2008 года уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации будет производиться в размере 8 % на страховую часть и 6 % на накопительную [8, С.12].

  При этом необходимо иметь в виду, что законопроектом предполагается не

освобождать от уплаты взносов какие – либо категории работодателей, которые ранее имели льготы по единому социальному налогу. Это вызвано тем, что в условиях страховой и накопительной системы, которая может учитывать только «живые» деньги, поступившие за конкретного человека, освобождение какой – либо организации от уплаты страховых взносов будет означать, что работники данной организации не получат права на страховую и накопительную части трудовой пенсии, то есть будут ущемлены в своих конституционных правах. Следует также иметь в виду, что соответствующая льгота по единому социальному налогу осталась без изменений [22, С.74].

       

 

 

Глава 2 Бухгалтерский учет расчетов по единому социальному

налогу

2.1  Краткая организационно – экономическая характеристика ГУ –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: