ОПФР по Ульяновской области

  Отделение Пенсионного фонда России по Ульяновской области образовано для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения на территории Ульяновской области. Отделение является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27. декабря 1991 г. 2122-1, Бюджетным Кодексом Российской Федерации от 12.08.98 г.

Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области и его денежные средства находятся в федеральной собственности Российской Федерации. Денежные средства ОПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

ОПФР по Ульяновской области обеспечивает аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату государственных пенсий и пособий, на финансовое и материально- техническое обеспечение текущей деятельности ОПФР, на другие мероприятия, связанные с деятельностью ОПФР.

Бюджет Отделения ПФР по Ульяновской области на текущий год утверждается Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации. Расходы на содержание аппарата ОПФР по Ульяновской области входят в состав расходной части бюджета ОПФР по Ульяновской области. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение. Структура расходов

бюджета Пенсионного фонда на 2004 год утверждена Федеральным законом от 23.12.2003г. № 175-ФЗ.

Во главе ГУ - ОПФР по Ульяновской области – Управляющий ГУ – ОПФР, который несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции отделения ПФР по Ульяновской области. Он определяет перспективные текущие задачи отделения ПФР.

  Отделение ПФР имеет следующие структурные подразделения:

- отдел казначейства;

- бюджетный отдел;

- отдел организации и учета процесса инвестирования;

- отдел организации назначения и перерасчета пенсий;

- отдел организации выплаты пенсий;

- отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц;

- отдел организации персонифированного учета и взаимодействия со

страхователями и застрахованными лицами;

- отдел информационных технологий;

- юридический отдел;

- отдел кадров;

- контрольно-ревизионный отдел;

- общий отдел;

- отдел по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей.

Отдел организации назначения и перерасчета пенсии выполняет следующие функции: организация работы управлений (отделов) ПФР по назначению (перерасчетов) на основе сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц; проверку своевременности и правильности назначения и перерасчета пенсий.

Отдел организации выплаты пенсий подготавливает обзорные письма по вопросам выплатам и доставки пенсий.

Отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц выполняет следующие

 функции: организация работ отделов ПФР по оценки индивидуальных сведений о

трудовом стаже.

Отдел организации персонифицированного учета выполняет регистрацию всех категорий страхователей; сбор и обработка страховых взносов; используют информационную базу персонифицированного учета для назначения, перерасчета, индексации и корректировании размеров трудовых пенсий.

Отдел организации и учета процесса инвестированияосуществляет анализ информации о выборе застрахованными лицами инвестиционного портфеля совместно с подразделением персонифицированного учета.

Контроль за правильностью расходованию средств реализуется через: проведение ведомственной контрольно-ревизионной работы в органах социальной защиты населения, региональных органах ПФР и организациях федеральной почтовой связи.

Функцию концентрации, хранения и распределения накопленных ресурсов для выплаты пенсий выполняет Пенсионный фонд РФ (ПФР).

   Отделение ПФ РФ по Ульяновской области имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также фирменные бланки, штампы.

   Отделение Пенсионного фонда ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в валюте, действующей на территории Российской Федерации — в рублях с копейками.

   Отдел казначейства является структурным подразделением регионального Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации и находится в непосредственном подчинении управляющего ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской области.

  Отдел возглавляет главный бухгалтер – начальник Отдела казначейства, который назначается и освобождается от занимаемой должности Председателем

Правления ПФ РФ.

   Бухгалтерский учет в ОФПР Ульяновской области по исполнению бюджета Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации и по исполнению сметы расходов на содержание аппарата ОПФР ведется отделом казначейства по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, предусмотренным Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н.

   В состав отдела казначейства входят следующие группы:

- финансовая группа;

- группа бухгалтерского учета по исполнению смет доходов и расходов

 аппарата Отделения;

- группа по своду бухгалтерской отчетности по расходам на выплату

пенсий и сметам доходов и расходов на содержание органов ПФР;

- группа прогнозирования кассовых поступлений.

   Отделом казначейства ведутся две главные книги: по бюджету Отделения ПФР по Ульяновской области, по смете на содержание аппарата.

   Обработка первичных документов, ведение учетных регистров и оформление хозяйственных операций производится в отделе ОПФР традиционным, способом с частичным применением ПЭВМ, автоматизированным способом — расчет заработанной платы. Внедрена система автоматизированной обработки бухгалтерского учета на ПЭВМ «1С:Бухгалтерия».

   Расчет оплаты труда, удержания из заработной платы, составление всех отчетных документов по данному вопросу возложено на главного специалиста отдела казначейства.

       

      2.2 Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию

 

 Организация бухгалтерского учета в ГУ – ОПФР по Ульяновской области

осуществляется автоматизированным путем с помощью программы «1 С: Бухгалтерия».

  Исчисление ЕСН налогоплательщиками – работодателями осуществляется отдельно по каждому из работников, причем не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей.

  В конце месяца ответственными по подразделениям лицами составляются табели учета использования рабочего времени, которые сдаются в отдел кадров для проверки. Затем с визой работника кадровой службы табеля поступают для расчета бухгалтеру по заработной плате.

  Табеля учета использования рабочего времени в организации ведутся по унифицированной форме Т – 13 (приложение А).

  В табелях указываются: фамилия, имя, отчество, должность, табельные номера сотрудников, количество отработанных дней, и количество дней неявок с указанием их причины.

  На основании предоставленных табелей учета использования рабочего времени, в соответствии с установленными по штатному расписанию окладами и установленными по приказам персональными надбавками и доплатами средствами программы «1-С: Бухгалтерия» производится начисление заработной платы каждому работнику по подразделениям организации.

  Далее автоматически происходит составление расчетно – платежных ведомостей по каждому подразделению.

   По данным расчетно – платежных ведомостей бухгалтер делает свод начислений и удержаний по каждому подразделению и по предприятию в целом (приложение Б).

   На основании свода начислений и удержаний бухгалтер составляет справку «Отчисления с ФОТ по страховым взносам во внебюджетные фонды» (приложение В). Итоговым документом является мемориальный ордер №5 Свод расчетных ведомостей по заработной плате (приложение Г). Средства программы «1 – С: Бухгалтерия» не позволяют сделать данный расчет наглядно, поэтому справка

составляется вручную.

  На первом этапе этой работы определяется величина налогооблагаемой базы для исчисления ЕСН. Для этого из всей суммы начисленной заработной платы за месяц вычитаются начисленные суммы, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 238 НК РФ, в нашем случае - пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, сумма пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 – х лет – за счет средств работодателя. Кроме того, в организации работают 3 инвалида третьей группы. Согласно статье 239 НК РФ их доходы, не превышающие 100 000 руб. в течении налогового периода на каждое физическое лицо, уменьшают налогооблагаемую базу для целей исчисления ЕСН (в части фондов: ФБ, ФСС, ФФОМС, ТФОМС).

  Таким образом, окончательная налогооблагаемая сумма будет рассчитываться так: начисленная заработная плата за месяц – пособия по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС – пособия на детей за счет ФСС – пособия по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя – пособия на детей за счет средств работодателя – заработная плата сотрудников – инвалидов.

  На втором этапе производится начисление страховых взносов в каждый из внебюджетных фондов (ФСС, ФФОМС, ТФОМС, ФБ) как процентная доля, соответствующая налоговой ставке, в целом по предприятию.

  Кроме того, автоматически в программе «1-С:Бухгалтерия» происходит расчет налоговой базы и соответствующих начислений во внебюджетные фонды по каждому сотруднику организации за расчетный месяц и нарастающим итогом с начала года. Данный расчет оформляется индивидуальной карточкой по учету ЕСН (приложение Д). Автоматически составляется и сводная карточка по организации (приложение Ж).

  Суммы начисленных во внебюджетные фонды страховых взносов разносятся по кредиту соответствующих счетов в «Книгу текущих счетов».

  В день получения из банка заработной платы за вторую половину месяца делаются перечисления сумм ЕСН отдельными платежными поручениями, после чего данные суммы разносятся в дебет соответствующих счетов в «Книгу текущих счетов».

  Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда по Ульяновской области зарегистрировано в Ульяновском региональном отделении Фонда социального страхования.  В соответствии с Трудовым кодексом РФ работники имеют право на обязательное социальное страхование. Это означает, что при необходимости они получат пособие по болезни, по беременности и родам, по уходу за ребенком. В случае смерти работника его родственникам будет выплачено пособие на погребение. Предусмотрен также ряд других социальных льгот. Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию утверждено постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13 – 6. Оно применяется до настоящего времени с учетом более поздних федеральных законов.

  Для пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предназначены пособия, страховые и другие выплаты.  

Пособия по временной нетрудоспособности

  Основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности служит листок нетрудоспособности (больничный лист), выданный лечебным учреждением. К оплате принимаются листки нетрудоспособности установленного в Российской Федерации образца.

  Пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до установления врачебно – трудовой экспертной комиссией (ВТЭК) инвалидности. Порядок выплаты больничных изменился. Нововведения зафиксированы в Федеральном законе № 202 –ФЗ, который президент подписал 29 декабря 2004 года. Этот закон вступил в силу с 1 января 2005 года. В чем же суть нововведений?

  Во – первых, теперь за счет ФСС России пособие выплачивается начиная с третьего дня болезни. Это означает, что первые два дня временной нетрудоспособности   оплачивает предприятие. До 2005 года вся сумма

больничных в пределах установленного лимита начислялась за счет соцстраха.

  Во – вторых, пособие за первые два дня работодатель оплачивает только в том случае, если заболел или получил травму сам сотрудник организации. То есть пособие по беременности и родам, по уходу за заболевшим членом семьи или при карантине по–прежнему полностью оплачиваются за счет ФСС с первого дня.

   В – третьих, изменился максимальный размер пособия. Теперь за полный календарный месяц он составляет 12 480 руб. (ст. 8 Федерального закона № 202 – ФЗ).

  В 2004 году выплата пособий по временной нетрудоспособности производилась по 83 больничным листкам. Был оплачен 791 день на сумму 226 302 руб. за счет средств социального страхования.

  В первом квартале 2005 года к оплате было предъявлено 19 больничных листков, по которым были оплачены 184 дня на сумму 60 089 руб.

  Пособие по временной нетрудоспособности в следствии трудового увечья и профессионального заболевания выдается в размере полного заработка, а в остальных случаях – в размере от 60 до 100% заработка в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа. Зависимость размера пособия по временной нетрудоспособности от непрерывного стажа работы проиллюстрирована в таблице 2.

Таблица 2 – Размер пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от

непрерывного стажа работы

Непрерывный трудовой стаж Размер пособия по временной нетрудоспособности
до 5 лет 60% заработка
от 5 до 8 лет 80% заработка
свыше 8 лет 100% заработка

   

   Непрерывный трудовой стаж при определении пособия исчисляется ко дню наступления нетрудоспособности в соответствии с Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными Постановлением

Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252. Зафиксированный к началу

заболевания непрерывный трудовой стаж не увеличивается в период болезни.

   До 2004 года пособие рассчитывалось исходя из заработка за два месяца, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности. С 1 января 2004 года в соответствии со статьей 8 Закона о бюджете ФСС РФ на 2004 год пособие исчислялось исходя из среднего заработка по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности.

   Рассчитаем пособие по временной нетрудоспособности сотруднику ГУ- ОПФР по Ульяновской области Павловой М.В. на основании больничного листа от 15.03.2005 г. Расчет пособия по временной нетрудоспособности Павловой М.В. представлен в приложении К.

   Так как Павлова М.В. отработала более трех месяцев пособие рассчитывают исходя из среднего заработка за последние 12 календарных месяцев, т.е. с марта 2004 г. по февраль 2005 г. Сумма заработка за указанный период составила 37 080-57 руб., кроме того, при начислении больничного для оплаты включаются суммы премий, начисленных за расчетный период в сумме 5 408,06 руб. Таким образом, сумма для расчета среднего заработка составляет 42 488,63 руб.

     Определим среднедневной заработок. Для этого фактически начисленную за расчетный период заработную плату 42 488,63 руб. нужно разделить на количество фактически отработанных за этот период дней (у Павловой М.В. оно составляет 151 день). Средний заработок Павловой М.В. за март 2004 г. – февраль 2005 г. составляет 281,38 руб. Непрерывный трудовой стаж Павловой составляет более 8 лет, поэтому размер пособия по временной нетрудоспособности составляет 100 % от среднего заработка. Рассчитаем сумму к начислению. Начало периода болезни 09.03.2005 г. окончание периода болезни 14.03.2005 г., всего дней по больничному листку – 4. Пособие за счет работодателя (первые два календарных дня) – 562,76 руб. Пособие за счет ЕСН (в части ФСС) – 562,76 руб. Всего начислено 1 125,52 руб.

 

Пособие по беременности и родам

Пособие по беременности и родам выплачивается за время отпуска по

беременности и родам, продолжительность которого по общим правилам составляет 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов. Продолжительность отпуска может быть увеличена в том случае, если женщина ожидает двух детей или более до 110 календарных дней, а также при осложненных родах - 86 календарных дней.

  Пособие по беременности и родам выплачивается в размере среднего заработка (статья 8 Федерального закона от 19 мая 19995 г. № 81- ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»). Но оно также не может превышать 12 480 руб. за полный календарный месяц согласно статье 8 закона о бюджете ФСС на 2005 г.

   В 2004 году было оплачено 115 дней по беременности и родам на сумму 28 384 руб. В первом квартале 2005 года таких выплат не производилось.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет

в ранние сроки беременности

   Работающим женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в срок до 12 недель беременности, дополнительно к пособию по беременности и родам, выплачивается единовременное пособие в размере 300 руб. статьи 9 и 10 Закона № 81 – ФЗ). Пособие выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам, если справка о постановке на учет предоставляется одновременно с листком нетрудоспособности, либо в течение десяти дней после предоставлении справки о постановке на учет в ранние сроки беременности, если указанная справка предоставлена позже (Постановление Правительства РФ от 04.09.95 № 883 в ред. От 05.05.2000).

  В бухгалтерии справки медицинского учреждения по назначению и выплате пособия подшиваются и хранятся вместе с листком нетрудоспособности каждого получателя. В 2004 году было выплачено одно такое пособие в размере 300 руб., в первом квартале 2005 года – ни одного.

 

Единовременное пособие при рождении ребенка

   С 01.01.2005 года при рождении ребенка одному из родителей или лицам, их заменяющим, выплачивается единовременное пособие в сумме 6 000 руб. (статья 12 Закона 81 – ФЗ). В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.

  Пособие назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы, учебы), а если родители либо лицо, его заменяющее, не работает (не служит, не учится) – органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.

  В случае, если оба родителя работают (служат, учатся), дополнительно представляется справка с места работы (службы, учебы) другого родителя о том, что такое пособие не назначалось.

  Пособие выплачивается не позднее десяти дней со дня предоставления всех необходимых документов.

   В 2004 году было два случая выплаты такого пособия на сумму 9 000 руб., так как подобные выплаты в 2004 году составляли 4 500 руб.

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком

до достижения им возраста 1,5 лет

  Право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет имеют матери либо отцы, другие родственники и опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие государственному социальному страхованию.

  Право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет сохраняется в случае работы лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае получения стипендии при продолжительном обучении.

  Если работница оформляет отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ей ежемесячно выплачивается пособие в сумме 500 руб. 9статьи 14 и 15 Закона №81 – ФЗ). Однако надо иметь в виду, что в общем случае ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет выплачивается лицам, имеющим право на указанный отпуск.

  В 2004 году в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет находились две

сотрудницы. Количество выплат по указанному основанию составило 16 на сумму 7 515 руб. В первом квартале 2005 года было произведено 6 подобных выплат на сумму 2 710 руб.

Пособие на погребение

  В соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 № 8 – ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе перечня услуг по погребению.

  Возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела производится организацией, в которой работал умерший, либо организацией, где работает один из родителей умершего несовершеннолетнего или другие члены семьи, в которой проживал несовершеннолетний.

   Гражданам, получившим услуги, социальное пособие на погребение не выплачивается.

   Размер социального пособия на погребение определяется в размере равном стоимости гарантированного перечня услуг на погребение, но не превышающем

1 000 руб.

   Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.

Предоставление и оплата дополнительных выходных дней для ухода

за ребенком – инвалидом

  За счет средств Фонда работодатели оплачивают также дополнительные выходные дни родителям, имеющим детей – инвалидов или инвалидов с детства в возрасте до 18 лет. Статьей 262 ТК РФ установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми – инвалидами предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Количество предоставляемых в месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается при наличии в семье более одного ребенка – инвалида. Эти дни могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены между собой по своему усмотрению. Оплата производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Дополнительные выходные дни для ухода за ребенком – инвалидом оплачиваются в размере дневного заработка за счет средств государственного социального страхования.

   Подобных выплат в ГУ – ОПФР по Ульяновской области ни в 2004 году, ни в 205 году не производилось.

Оплата путевок на санаторно – курортное лечение и оздоровление детей работников

За счет средств обязательного социального страхования осуществляется полная или частичная оплата стоимости путевок для детей школьного возраста (до 15 лет включительно) застрахованных граждан в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря, в загородные стационарные детские спортивно – оздоровительные лагеря, открытые в установленном порядке и расположенные на территории Российской Федерации.

    За счет средств обязательного социального страхования в 2004 году оплачивалось до 400 руб. на одного ребенка в сутки в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания 21 – 24 дня.

На основании разрешения Фонда социального страхования Российской Федерации в 2004 году была установлена сумма плановых ассигнований на оздоровление детей работников ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области в размере 56 100 руб. (приложение Л).

В 2004 году ГУ – ОПФР по Ульяновской области было приобретено 11 путевок в детские оздоровительные лагеря. Согласно письму Фонда социального страхования Российской Федерации от 15 марта 2004 года № 02-18/11-1589 «О расходовании средств обязательного социального страхования на оздоровление детей в 2004 году» за счет средств Фонда оплачивается не более 5 100 руб. за одну путевку. Таким образом, ГУ –ОПФР по Ульяновской области приобрело 11 путевок на сумму 65 000 руб., из средств социального страхования была произведена оплата в сумме 56 100 руб., остальная часть в размере 8 900 руб. оплачена за счет ГУ – ОПФР по Ульяновской области. Отчет об использовании средств на приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря ГУ – ОПФР по Ульяновской области представлен в приложении М.

В соответствии с Планом счетов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения начисление единого социального налога отражается по кредиту счета 19 «Расчеты по обязательному социальному страхованию и социальной защите населения», к которому открыт субсчет 193 «Расчеты с Фондом социального страхования Российской Федерации» для начисления платежей на социальное страхование. Корреспонденция счетов по счету 19 указана в таблице 3.

Таблица 3 – Корреспонденция счетов  по расчетам в ЕСН в части ФСС за

март 2005 года

Наименование операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислено пособие по временной нетрудоспособности   193   180   18 184
Начислена заработная плата 200 180 1 465 587
Начислен ЕСН в части, зачисляемой в ФСС 200 193 46 898
Перечислен ЕСН в части, зачисляемой в ФСС 193 101 28 714

      

   Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в Федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

   Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 15 – го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в исполнительный орган Фонда по месту регистрации по форме 4 – ФСС РФ, утвержденной постановлением Фонда

социального страхования Российской Федерации (приложения Н,П).

   Налогоплательщики представляют налоговую декларацию   по единому

социальному налогу по форме по КНД 1151046, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (приложение Р), не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

   Рассмотрим на примере ГУ – ОПФР по Ульяновской области заполнение Налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам.

   Расчет единого социального налога для декларации в части ФСС производится на основании Расчетной ведомости по средствам фонда социального страхования за год.

  Налоговая база за отчетный период составляет 14 478 378 руб. (сумма в графе 3 ф. 4 – ФСС соответствует строке 0100 декларации). Распределение налоговой базы производится в разделе 2.1 декларации. Сумма исчисляемого налога, всего определяется только для декларации (строка 0200) составляет 546 242 руб. (4 процента от суммы до 100 000 руб. (строка 010) и суммы в 100 000 руб. (строка 021) и 2,2 процента от суммы превышающей 100 000 руб. (строка 022)).

  Сумма налоговых льгот за налоговый период (строка 0400) указана в разделе 3.1 декларации (приложение Р), а также в справке о фонде заработной платы работающих инвалидов по ГУ – Отделению пенсионного фонда России по Ульяновской области за 2004 год (приложение С), она составляет 254 418 руб.

  Сумма налога, не подлежащая уплате в связи с применением налоговых льгот за налоговый период (строка 0500) составляет 10 177 руб. (4 процента от суммы в строке 0400). Таким образом, сумма начисленного налога (строка 0600) – 536 065 руб. (строка 0200 – 0500 Декларации).

  Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за налоговый период (стока 0700) составляют 327 601 руб. Данные о расходах полностью расшифровываются в Расчетной ведомости по средствам социального страхования за 2004 год (приложение Н). Указанные средства были израсходованы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в сумме 226 302 руб., по беременности и родам (28 384 руб.), по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (7 515 руб.), при рождении ребенка (9 000 руб.), единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (300 руб.). Кроме того, на оздоровление детей в 2004 году было израсходовано 56 100 руб.

      Подлежит начислению в ФСС за налоговый период 208 464 руб. (строка 0600 – 0700 Декларации).

  Расчет авансовых платежей по ЕСН за первый квартал 2005 года (приложение Т) производился аналогично, с учетом ставок принятых с 01.01.2005 г.

 

2.3 Бухгалтерский учет расчетов с Пенсионным фондом

       ГУ – ОПФР по Ульяновской области зарегистрировано как страхователь в ГУ– УПФР в Ленинском районе города Ульяновска.

   В п.2 ст. 5 Федерального закона № 173 – ФЗ указывается: «трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих статей:

- базовой части;

- страховой части;

- накопительной части».

   Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитывается на его индивидуальном счете. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов.    

Следовательно, страхователь должен обеспечить их раздельное начисление и перечисление в ПФР.

   Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167 – ФЗ не предусмотрено применение в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование льгот   по их уплате, как это предусмотрено для уплаты единого

 социального налога статьей 239 Налогового кодекса Российской Федерации.

   С 1 января 2005 года тарифы страховых взносов зависят от категории

 работника и года рождения. Общий размер тарифа для всех категорий одинаковый, разница заключается в распределении ставок между накопительной и страховой частями трудовой пенсии.

  Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в главу 24 части второй налогового кодекса Российской Федерации» № 70 – ФЗ от 20 июля 2004 года в течение 2005 – 2007 годов для выступающих в качестве работодателей страхователей для лиц 1967 года рождения и моложе применяются тарифы страховых взносов представленные в таблице 4.

Таблица 4 – Тарифы страховых взносов для лиц моложе 1967 года рождения, введенные с 01.01.2005 г.

База для начисления

страховых взносов на

каждое физическое

лицо нарастающим итогом

 с начала года

2005 – 2007 годы

на финансирование  страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части  Трудовой пенсии
До 280 000 рублей 10,0 % 4,0%
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 28 000 рублей + 3,9% с суммы, превышающей 280 000 рублей 11 200 рублей + 1,6% с суммы, превышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 40 480 рублей 16 320 рублей

    

Для лиц 1966 года рождения и старше на финансирование страховой части трудовой пенсии применяется тариф 14%.

  Следует также отметить, что в пункте 3 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167 – ФЗ, регулирующем порядок применения регрессивной шкалы тарифов страховых взносов, содержится ссылка на аналогичную норму статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть доступ к регрессии по страховым взносам аналогичен доступу к регрессии по единому социальному налогу. Следует отметить, что налогоплательщик вправе отказаться только от использования льгот, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Однако, регрессивная шкала единого социального налога не является льготой по единому социальному налогу, поскольку статьей 239 «Налоговые льготы» главы 24 Кодекса «Единый социальный налог» данная льгота не предусмотрена. Таким образом, применение регрессивных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование также является обязанностью страхователей. Поэтому с 1 января 2005 года налогоплательщики (страхователи) будут обязаны уплачивать единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по ставкам (тарифам) установленным в зависимости от величины налоговой базы на каждого работника, без расчета каких – либо условий для применения каких – либо условий для применения регрессивных ставок единого социального налога и тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. До 01.01.2005 г. существовало  условие для применения регрессивной шкалы, согласно которому налоговая база в среднем на одного работника, разделенная на количество месяцев, прошедших с начала года, должна составлять сумму не менее 2 500 рублей, но если хотя бы в одном из месяцев данное условие было нарушено, страхователь не мог применять регрессивную шкалу до конца периода (года).

  Расчет, подтверждающий право ГУ – ОПФР по Ульяновской области применения в 2004 году регрессивных ставок приводится в разделе 2.3. Декларации по единому социальному налогу (приложение Р).

  В 2004 году средняя численность работников ГУ – ОПФР по Ульяновской области (ИНН 7325000479; КПП 732501001) составляла:

133 человек – с января по октябрь включительно (10 мес.);

136 человек – с января по ноябрь включительно (11 мес.);

137 человек – с января по декабрь включительно (12 мес.).

  Сумма выплат в пользу работников равна:

10 616 654 руб. – с января по октябрь включительно;

12 619 911руб. – с января по ноябрь включительно;

14 223 960 руб. – с января по декабрь включительно.

  10 процентам самым высокооплачиваемым сотрудникам ГУ – ОПФР по

Ульяновской области – 13 человекам в октябре и 14 человекам в ноябре – декабре

(133 х 10 %; 136 х 10 %; 137 х 10 %) – выплатили следующие суммы:

1 657 899 руб. – с января по октябрь включительно;

2 060 370 руб. – с января по ноябрь включительно;

 2 341 893 руб. – с января по декабрь включительно.

   Выплаты в пользу остальных сотрудников составили:

8 958 755 руб. (10 616 654 – 4 657 899) – с января по октябрь включительно;

10 559 541 руб. (12 619 911 – 2 060 370) – с января по ноябрь включительно;

11 882 067 руб. (14 223 960 – 2 341 893) – с января по декабрь включительно.

  Средняя облагаемая база, приходящаяся на одного работника, равна:

74 656 руб. (8 958 755: (133 чел. – 13 чел)) – с января по октябрь включительно;

86 554 руб. (10 559 541: (136 чел. – 14 чел.)) – с января по ноябрь включительно;

96 602 руб. (11 882 067: (137чел. – 14 чел.)) – с января по декабрь включительно.

  А среднемесячная налоговая база по каждому из работников составляет:

7 466 руб. (74 656 руб.: 10 мес.) – с января по октябрь включительно;

7 869 руб. (86 554 руб.: 11 мес.) – с января по ноябрь включительно;

8 050 руб. (96 602 руб.: 12 мес.) – с января по декабрь включительно.

  Таким образом, в последнем квартале 2004 года среднемесячные выплаты в пользу сотрудников ГУ – ОПФР по Ульяновской области не превысили предела, установленного Налоговым кодексом РФ (7 466 > 2 500; 7 869 > 2 500;

8 050 > 2 500)

  Рассмотрим, как заполняется индивидуальная карточка в ГУ - ОПФР по Ульяновской области (приложение Д), которое имеет право на применение регрессивной шкалы. По правилам, бухгалтер вносит записи в данную форму ежемесячно. И каждый раз он указывает данные как за текущий месяц, так и нарастающим итогом за год.

   В графе 2 индивидуальной карточки Отделение отражает все суммы, которые оно начислило работнику в течение года. Однако, не со всех доходов начисляют ЕСН и страховые взносы в ПФР. Например, не надо этого делать с выплат, которые не включены в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ. Такие доходы

бухгалтер должен показывать в графе 3 индивидуальной карточки.

   К тому же ЕСН и пенсионные взносы не надо начислять, например, на суммы,

освобождаемые от налогообложения в соответствии со статьей 238 Налогового кодекса РФ. Такие выплаты бухгалтер отражает в графе 4 индивидуальной карточки.

   Таким образом, выплаты, показанные в графе 2, надо уменьшать на суммы, которые указаны в графах 3 и 4. Это и будет налоговая база по пенсионным взносам и ЕСН, зачисляемая в федеральный бюджет и фонды ОМС. Ее Отделение показывает по графе 6 индивидуальной карточки.

    А налоговую базу по ЕСН, который перечисляют в Федеральный бюджет, ФСС и фонды ОМС России, Отделение указывает в графах 7, 9 и 11 индивидуальной карточки. Умножив налоговую базу по ЕСН и пенсионным взносам на соответствующие ставки, бухгалтер получает те суммы, которые он должен перечислить в федеральный бюджет, фонды ОМС, ФСС России и ПФР,

   Налог, перечисляемый в федеральный бюджет, Отделение отражает по графе 13. Суммы, которые надо заплатить в фонды обязательного медицинского страхования, - по графам 15 и 16. А ЕСН, зачисляемый в ФСС России – по графе 14. Пенсионные взносы на финансирование страховой и накопительной частей пенсии отражаются по графам 21 и 22.

  Приведем пример заполнения индивидуальной карточки на Пантелеева С.М.

  Пантелеев С.М. работает в Государственном учреждении – Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области. С ним заключен трудовой договор № 00127 от 19 декабря 2001 г. В 2004 году бухгалтер завел на сотрудника индивидуальную карточку (приложение Д). В ней он указал его ИНН – 732501622903. В Пенсионном фонде Пантелееву С.М. присвоен страховой номер – 057-537-538 90. Работник является гражданином России. Серия паспорта – 6004, а его номер 848055. Паспорт выдан 29.01.2004 г. Ленинским РУВД г. Ульяновска. Пантелеев С.М. проживает по адресу: 432030, г. Ульяновск,

ул. Репина, д. 51, кв. 208.

  Начисленные выплаты за 2004 год отражаются в графах 2 и 7 индивидуальной

карточки по строке «За месяц». В этих же графах по строке «С начала года» бухгалтер показал доход Пантелеева С.М. нарастающим итогом за год. Его суммы составили:

· в январе – 6 704,30 руб.

· в феврале – 16 517,60 руб. (6 704,30 + 9 813,30)

· в марте – 23 221,90 руб. (16 517,60 + 6 704,30)

· в апреле – 35 569,60 руб. (23 221,90 + 12 437,70)

· в мае – 42 894,65 руб. (35 569,60 + 7 235,05)

· в июне – 49 332,98 руб. (42 894,65 + 6 438,33)

· в июле – 56 977,98 руб. (49 332,98 + 7 645,00)

· в августе – 64 773,31 руб. (56 977,98 + 7 795,33)

· в сентябре – 72 142,02 руб. (64 773,31 + 7 368,71)

· в октябре – 80 417,55 руб. (72 142,02 + 8 275,53)

· в ноябре – 96 514,94 руб. (80 417,55 +16 097,39)

· в декабре 107 634,69 руб. (96 514,94 + 11 119,75)

   Исходя из указанных сумм, рассчитаем суммы ЕСН и страховых взносов за декабрь, которые уплачены из заработной платы Пантелеева С.М.

   За январь – декабрь 2004 года суммы ЕСН и страховых взносов составили:

· в Фонд социального страхования РФ 4 167,96 руб.

((107 634,69 – 100 000) х 2,2% + 4 000 руб.)

· в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 207,63 руб.

(200 + (107 634-69 – 100 000) х 0,1 %)

· в территориальный фонд обязательного медицинского страхования –

3 545,06 руб. (3 400 + (107 634,69 – 100 000) х 1,9 %)

· в Федеральный бюджет – 29 206,28руб.

(28 000 + (107 634,69 – 100 000) х 15,8 %)

· на финансирование страховой части трудовой пенсии – 14 603,14 руб.

(14 000 + (107 634,69 – 100 000) х 7,9 %)

  За декабрь 2004 года суммы ЕСН и страховых взносов составили:

· в Фонд социального страхования РФ – 307,35 руб. 

(107 634,69 – 100 000) х 2,2% + (11 119,75 – (107 634,69 – 100 000)) х 4%

· в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования–14,60 руб.

(107 634,69 – 100 000) х 0,1 % + (11 119,75 – (107 634,69 – 100 000)) х 2%

· в территориальный фонд обязательного медицинского страхования –

263,55 руб. - (107 634,69 – 100 000) х 1,9 % + (11 119,75 – (107 634,69 – 100 000)) х х 3,4%

· в Федеральный бюджет – 2 182,09 руб.

(107 634,69 – 100 000) х 15,8 % + (11 119,75 – (107 734,69 – 100 000)) х 28 %

· на финансирование страховой части трудовой пенсии – 1 091,04 руб.

(107 634,69 – 100 000) х 7,9 % +(11 119,75 – (107 734,69 – 100 000)) х 14%

   До декабря 2004 для Пантелеева С.М. не было оснований применять регрессивную шкалу, поэтому произведем расчет сумм ЕСН и страховых взносов в ПФР по максимальной ставке взносов:

   За август 2004 суммы ЕСН и страховых взносов составили:

· в Фонд социального страхования - 311,81 руб. (7 795,33 х 4 %)

· в ФФОМС – 15,59 руб. (7 795,33 х 0,2 %)

· в ТОМС – 365,04 руб. (7 795,33 х 3,4 %)

· в Федеральный бюджет – 2 182,69 руб. (7 795,33 х 28 %)

· на финансирование страховой части трудовой пенсии – 1 091,35 руб

(7 795,33 х 14 %)

  В соответствии с планом счетов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения начисление Единого социального налога отражается по кредиту счета 19 «Расчеты по обязательному социальному страхованию и социальной защите населения». 

   Корреспонденция счета 19 за март 2005 года представлена в таблице 5.      

 

Таблица 5 – Корреспонденция счетов по расчетам в ЕСН в части пенсионного страхования за март 2005 года

Наименование операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислена заработная плата 200 180 1 465 587
Начислен ЕСН в части, зачисляемой в ПФР Федеральный бюджет   200   198.1   87 936
Начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии   200   198.2   188 032
Начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии   200   198.3   21 660
Перечислен ЕСН в части, зачисляемой в ПФР – Федеральный бюджет   198.1   101   87 936
Перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии   198.2   101   188 032
Перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии   198.3   101   21 660

  К счету 19 «Расчеты по обязательному социальному страхованию и социальной защите населения» открыт субсчет 198 «Расчеты с Пенсионным фондом Российской Федерации», который в свою очередь подразделяется на:

· 198.1 «Единый социальный налог в части пенсионного обеспечения,

зачисляемый в Федеральный бюджет»;

· 198.2 «Расчеты по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на

обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии»;

· 198.3 «Расчеты по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на

обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии».

  Расчет единого социального налога для налоговой декларации в части Федерального бюджета производится на основании Декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2004 год (приложение У).

  Налоговая база за налоговый период для всех фондов одинакова и составляет 14 478 378 руб. Сумма налогового вычета в Декларации по единому социальному налогу (приложение Р) соответствует сумме начисленных платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в декларации ф. 1151065 (приложение У) – 1 914 762 руб. Расчет этой суммы представлен в декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в разделе 2. Эта сумма является арифметической суммой начисленных платежей по страховым взносам на страховую и накопительную части трудовой пенсии (1 631 181 руб. + 283 581 руб.). Расчет указанных сумм приведен в разделе 2.2 Декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (строка 103 + 203) по столбцам страховой и накопительной частей трудовой пенсии соответственно: (696 569 руб. + 934 612 руб. = 1 631 181 руб.) на страховую часть и (134 869 руб. + 148 712 руб. = 283 581 руб.) на накопительную.

   Сумма налоговых льгот за налоговый период представляет собой налоговую базу работающих инвалидов. Сумма налоговых льгот подтверждается Справкой о фонде заработной платы работающих инвалидов (приложение С). Расчет начисленного налога в сумме 1 879 883 руб., указанного в строке 0600, производится следующим образом: налоговая база за налоговый период до 100 000 руб. и 100 000 руб. (6 050 986 руб. + 6 600 000 руб.) за вычетом суммы налоговых льгот (254 418 руб.), взятая по установленной ставке 14% (1 735 519,52 руб.) и сумма превышающая 100 000 руб. (1 827 392 руб.), взятая по установленной ставке

регресса 7,9 % (144 363, 97 руб.).

  Аналогичный расчет проводился для составления Расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за первый квартал 2005 года с учетом ставок, введенных с 01.01.2005 года (приложение Ф).

 

   2.4 Бухгалтерский учет расчетов по обязательному

   медицинскому страхованию населения

 

   Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Страхователями при обязательном медицинском страховании являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - для неработающего населения; организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, - для работающего населения.

Регистрация страхователей - организаций и индивидуальных предпринимателей при обязательном медицинском страховании осуществляется в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в пятидневный срок с момента представления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинскою страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создается Верховным Советом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

   Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует

государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

  Основными задачами фонда являются:

· финансовое обеспечение установленных законодательством Российской

Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

· обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного

медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского

страхования;

· аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения

финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются Верховными Советами республик в составе Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и соответствующими органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, нормативными правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Для реализации поставленных задач территориальный фонд осуществляет следующие функции:

· аккумулирует финансовые средства территориального фонда на

обязательное медицинское страхование граждан;

· выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на

проведение обязательного медицинского страхования;

· разрабатывает правила обязательного медицинского страхования граждан по

Ульяновской области;

· совместно с Департаментом здравоохранения и фармации администрации

области согласовывает территориальную программу обязательного медицинского страхования населения и вносит предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления;

· осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом обязательного

медицинского страхования и другими территориальными фондами обязательного медицинского страхования Российской Федерации и других стран.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации.

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности устанавливается в процентах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям и утверждается Верховным Советом Российской Федерации.

От уплаты взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

За отказ предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности от регистрации в качестве плательщиков страховых взносов, за сокрытие или занижение сумм, с которых должны начисляться страховые взносы, за нарушение установленных сроков их уплаты к плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции. Уплата штрафа и (или) пени не освобождает страхователя от обязательств по медицинскому страхованию. При взыскании в бесспорном порядке штрафа и (или) пени Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами, предоставленными налоговым органам Российской Федерации по взысканию не внесенных в срок налогов.

В соответствии с планом счетов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения начисление единого социального налога отражается по кредиту счета 19 «расчеты по обязательному социальному страхованию и социальной защите населения», к которому открыт субсчет 194 «Расчет с Фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации», он в свою   очередь

подразделяется на:

   194.1 «Расчеты с территориальным фондом обязательного медицинского страхования»;

   194.2 «Расчеты с федеральным фондом обязательного медицинского страхования».

   Корреспонденция счетов счета 194 в марте 2005 года представлена на таблице 6.

Таблица 6 – Корреспонденция счетов по расчетам в ЕСН в части ОМС в марте

2005 года

Наименование операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислена заработная плата 200 180 1 465 587
Начислен ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС 200 194.2 11 725
Начислен ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС 200 194.1 29 312
Перечислен ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС 194.2 200 11 725
Перечислен ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС 194.1 200 29 312

       

   Расчет сумм, предназначенных для уплаты в ФФОМС и ТФОМС производится следующим образом. Налоговая база за налоговый период составляет 14 478 378 руб. Применив ставку налога, предусмотренную законодательством 0,2 % для сумм не превышающих 100 000 руб. и 0,1 % для сумм свыше 100 000 руб. получим сумму исчисленного налога в ФФОМС в размере 27 130 руб. Аналогично для ТФОМС применив ставки 3,4 % и 1,9 % соответственно получим сумму 464 854 руб. Сумма налога, на подлежащая уплате в связи с применением налоговых льгот за налоговый период для ФФОМС определяется в размере 0,2 % от суммы налоговых льгот и составляет 509 руб., а для ТФОМС 3,4 % и составляет 8 650 руб. Таким образом сумма начисленного налога определяется как разность между исчисленным налогом суммой налога, не подлежащей уплате в связи с применением налоговых льгот, а именно 26 621 руб.

подлежит уплате в ФФОМС и 456 204 руб. – в ТФОМС.

   

  Глава 3 Контроль и анализ отчислений в единый социальный

  налог

   3.1 Контроль отчислений в единый социальный налог

 

   Контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда социального страхования посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности. Проверке подлежат расходы страхователей – работодателей на выплату пособий по временной нетрудоспособности, иных видов пособий по обязательному социальному страхованию, оплату путевок на оздоровление детей работников, а также другие виды расходов, предусмотренные бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

  Проверки проводятся в соответствии с квартальными планами, которые утверждаются руководителем отделения (филиала отделения) Фонда. При составлении планов учитываются следующие критерии отбора страхователей для проверки:

· периодичность проведения проверок – не реже одного раза в три года;

· значительные расходы, произведенные страхователем по обязательному

социальному страхованию в проверяемом периоде;

· значительные суммы, полученные отделением Фонда на осуществление

(возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию.

  Проверки проводятся работниками контрольно – ревизионных отделов, иными работниками отделения Фонда, уполномоченными на проведение проверок решением руководителя отделения Фонда.

  Проверке подлежат расходы страхователей – работодателей на выплату пособий по временной нетрудоспособности, иных видов пособий по обязательному социальному страхованию, оплату путевок на оздоровление детей работников, а также другие виды расходов, предусмотренные бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

  Проверка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам начинается с определения правомерности назначения пособия по временной нетрудоспособности. Выплата пособий страхователем осуществляется по основному месту работы работника. Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности. При этом пособие по временной нетрудоспособности за прошлое время выдается не более чем за 12 месяцев со дня обращения за пособием.

  Размер пособия по временной нетрудоспособности и продолжительность его выплаты определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер пособия определяется на день наступления страхового случая (нетрудоспособности) и зависит от продолжительности и непрерывности трудового стажа.

  Следует иметь в виду, что пособие по временной нетрудоспособности не выплачивается (даже при наличии листка нетрудоспособности) при заболевании ребенка в период, не требующий освобождения матери от работы (очередной или дополнительный отпуск, отпуск по беременности и родам, отпуск без сохранения содержания, выходные или праздничные дни и др.)

  Проверяющие должны установить за проверяемый период соответствие общей суммы начисленных пособий по данным счета «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отчетным данным, указанным в расчетной ведомости по средствам Фонда.

   Выборочно (за отчетный период) проверить соответствие сумм, выплаченных по листкам нетрудоспособности, данным бухгалтерского учета и отчетным данным, указанным в расчетной ведомости по средствам Фонда.

  Ежеквартально в органы социального страхования сдается расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации. Проверка правильности расчетов с Фондом начинается с рассмотрения Расчетной ведомости. Рассмотрим пример проверки на основании Расчетной ведомости ГУ – ОПФР по Ульяновской области за 1 – й квартал 2005 года.

   ГУ – ОПФР по Ульяновской области, регистрационный номер в ФСС 7325000030, ИНН 7325000479, КПП 732501001 в качестве налоговой базы за отчетный период для исчисления единого социального налога принимает сумму 4 454 885 руб. За указанный налоговый период среднесписочная численность работающих – 143 человека. Для проверки правильности начисления пособий по временной нетрудоспособности необходимо рассчитать среднедневной заработок, он рассчитывается по схеме, приведенной на рисунке 4.

   Произведем указанный расчет:

 ((4 454 885 руб.: 143 чел.): 3 мес.): 18,67 дней = 356,20 руб.

 

 


Рисунок 4 – Расчет среднедневного заработка

   Произведем расчет среднедневного заработка для начисления пособия по временной нетрудоспособности. Для этого расходы на средства Фонда социального страхования в размере 60 089 руб. разделим на количество дней по временной нетрудоспособности – 184 дня. Среднедневной заработок, учитываемый при расчете пособия по временной нетрудоспособности равен 326,57 руб., что не превышает сумму среднедневного заработка работников по Отделению – 356,20 руб.

   Кроме того, на основании Расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации можно проверить правильность начисления пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В первом квартале 2005 года ГУ – ОПФР по Ульяновской области было начислено на указанную расходную статью 2 710 руб. по 6 выплатам. Таким образом, на каждую выплату приходится 451,67 руб., что не превышает установленных лимитов в 500 руб.

  С 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

   В отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды.

  Ежеквартально (3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев) в инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска ГУ – ОПФР по Ульяновской области предоставляет Расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями. Ежегодно (в конце расчетного периода) туда же сдается Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам.

    Проверяющие проверяют полноту начислений, с этой целью ими проверяется налоговая база для начисления единого социального налога в части пенсионного страхования, налоговые льготы за налоговый период. Сумма налоговых льгот подтверждается Справкой о фонде заработной плате работающих инвалидов по ГУ – ОПФР по Ульяновской области (приложение С). С целью проверки правомерности применения налоговых льгот производится проверка документов, подтверждающих инвалидность работников. Кроме того, выборочно ревизорами из органов налоговой службы осуществляется проверка индивидуальных лицевых карточек для проверки правильности и полноты начисления страховых взносов на накопительную и страховую части трудовой пенсии.

   После окончания расчетного периода ГУ – ОПФР по Ульяновской области представляет в ГУ – УПФР по Ленинскому району г. Ульяновска «Индивидуальные сведения о страховом стаже начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица» о каждом работающем у него застрахованном лице. Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах застрахованных лиц представляются на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании п


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: