Наиболее известна модель маркетинговой информационной системы Ф. Котлера, подразумевающая наличие четырех составляющих систему элементов - подсистему внутренней отчетности, подсистему внешней маркетинговой информации (маркетинговое наблюдение), подсистему маркетинговых исследований и подсистему анализа информации (рис. 1.12). Перед каждой подсистемой поставлены свои задачи, поэтому присутствие каждого элемента является оправданным.
Маркетинговые исследования: понятие, направления, виды
Маркетинговые исследования -это деятельность направленная на изучение внешней и внутренней среды предприятия, с целью получения информации необходимой для принятия маркетингово управленческого решения.
Предмет -маркетинговая деятельность на рынке, а также рыночные процессы и явления, с ней связанные (например, предпринимательская деятельность в целом, маркетинговая деятельность предприятия, конкуренция, поведение покупателей, спрос)
Объект -само предприятие и силы входящие в его маркетинговую среду: конкуренты, покупатели, федеральный или региональный рынок, население или отдельные его группы.
|
|
К важнейшим направлениям маркетинговых исследований относятся следующие:
1. Исследование рынка и продаж:
· оценка емкости рынка;
· определение характеристик рынка и его сегментов;
· анализ тенденций изменений рынка;
· прогноз объема продаж;
· анализ спроса и предложения;
· изучение коммерческой практики и правовых условий;
· товарная и фирменная структура.
2. Изучение потребителей:
· возможные покупатели товара;
· побудительные мотивы, заставляющие приобретать товары;
· система предпочтений покупателей;
· выделение сегментов покупателей.
3. Изучение конкурентов:
· существующие и потенциальные конкуренты, их характеристики;
· занимаемая доля рынка;
· сильные и слабые стороны конкурентов;
· применяемые маркетинговые средства, стратегия и тактика конкурентов;
· реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов.
4. Исследование товаров и услуг:
· определение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров запросам и требованиям покупателя;
· анализ конкурентоспособности и тестирование товаров;
· исследование и испытание установки.
5. Исследование цен:
· исследование взаимосвязи между ценой и спросом;
· прогнозирование ценовой политики для различных стадий жизненного цикла изделий;
· влияние конкуренции на ценовую политику.
6. Исследование продвижения и стимулирования сбыта:
· исследование потребительских мотиваций;
|
|
· исследование эффективности системы продвижения и стимулирования сбыта;
· испытание средств рекламы;
7. Исследование каналов товародвижения и сбыта продукции:
· анализ сбыта;
· выбор наиболее эффективного канала товародвижения
· изучение и оценка торговых посредников;
· исследование форм и методов продаж;
· исследование места расположения складов, торговых точек и сервисных пунктов.
8. Исследование внутренней среды предприятия:
· анализ результатов производственно-сбытовой деятельности;
· анализ сильных и слабых сторон предприятия;
· анализ конкурентоспособности предприятия и оценка конкурентных возможностей.