- перед разработкой анкеты для повышения ее прогностичности необходимо четко представлять цель и задачи предстоящего исследования;
- вопросы анкеты должны соответствовать уровню развития и жизненному опыту опрашиваемых (возрасту, образованию, социальному происхождению, национальным особенностям и т.п.);
- в формулировках вопросов должно быть как можно меньше эмоционально значимых слов;
- следует избегать возможности оценочных ответов (таких, как «хорошо - плохо», «сильно - слабо» и т.п.);
- формулировки вопросов должны быть по возможности нейтральными, а когда этого трудно добиться, следует дублировать вопросы таким образом, чтобы они с разных сторон отражали одно и то же качество;
- анкета должна обладать достаточной разрешающей способностью, то есть возможностью выявлять как можно более тонкие различия между людьми по степени выраженности тех или иных личностных свойств;
- анкета должна быть доступна, то есть опрашиваемый должен понять вопрос, суметь вспомнить о каких-то событиях прошлого и выбрать адекватный для него ответ;
- анкета не должна быть монотонной и стереотипной. Количество вариантов ответов в предъявляемых вопросах, как правило, не должно быть более 5-6, а расчетное время заполнения анкеты - не более 30 минут. При разработке анкеты используются закрытые либо открытые вопросы.
При составлении анкеты необходимо обратить внимание на следующие основные моменты:
1. Введение, в котором указано: кто и для чего проводит опрос, как будут использованы данные, если требуется - гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и способе её возврата.
2. Во второй части анкеты идут вступительные вопросы, которые выполняют две функции; необходимо заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу.
3. Заключительные вопросы по содержанию темы должны быть относительно нетрудными, т.к. надо учесть, что, работая с анкетой, люди постепенно утомляются.
4. В конце заполняется «паспортичка» (пол, возраст, образование, стаж работы и т.д.). Она лаконична и не требует особого напряжения.
5. Обычно в заключительной части анкеты выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса.
25. Процесс и программа маркетинговых исследований
Разработка программы маркетингового исследования
Программа маркетингового исследования состоит из следующих частей:
- Определение проблемы.
- Постановка целей исследования.
- Формирование рабочей гипотезы исследования и программных вопросов.
- Определение системы показателей.
- Разработка рабочего инструментария.
- Определение этапов и сроков проведения маркетингового исследования
Определение проблемы
Замысел маркетингового исследования представляет собой общую постановку целей, задач и определение возможных путей и средств разрешения возникшей проблемы. Проблема рассматривается как некоторая противоречивая ситуация, как сложный вопрос, требующий своего решения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит ее правильная постановка.