Товарный знак и знак обслуживания

товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а знак обслуживания - обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Разница между товарным знаком и знаком обслуживания заключается в том, что первый предназначен для индивидуализации товаров, а второй - для индивидуализации услуг. Правовой режим этих понятий практически одинаков, поэтому далее будет использоваться термин «товарный знак».

Товарные знаки позволяют потребителю ориентироваться во всем многообразии представленных товаров, выявлять различия между аналогичными изделиями и способствуют уверенности в том, что создаваемое ими представление о продукте соответствует действительности. Покупая товары, маркируемые товарными знаками, покупатели получают больше информации о производителе, продукте и его отдельных свойствах.

Товарный знак играет роль эффективного фактора, способствующего повышению ответственности изготовителей за качество выпускаемой продукции и товаров. Гарантируя качество и рекламируя товары, знак выступает одним из важнейших факторов рыночного спроса на него.

Функция товарного знака:

• информационная (отсылает человека к обозначаемому товару или услуге);

• индивидуализирующая (отсылает к определенному товаропроизводителю, выделяя его из массы других, на что прямо указывается в ст. 1477 ГК РФ);

• гарантийная (отличает один товар от другого и гарантирует потребителю определенный набор полезных свойств товара или услуги, их качество и репутацию на рынке);

• рекламная (выделяет из массы однородных товаров или услуг именно данный товар или услугу как обладающие определенным набором положительных характеристик);

• ограничительная (запрещает другим лицам его использование без разрешения).

Товарные знаки могут представлять собой словесные, изобразительные (рисунки и символы) и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Статья 1483 ГК РФ устанавливает определенные ограничения, которые не допускают регистрации товарных знаков, состоящих только из обозначений, не обладающих различительной способностью, а также представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.

На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, в нем указанных.

Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака.

Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен неограниченное число раз на 10 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права.

Владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в РФ. Как правило, в качестве такой маркировки применяется взятая в кружок буква «Я» латинского алфавита

Субъектами права на товарный знак являются юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Владелец товарного знака имеет право пользоваться и распоряжаться знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Нарушением права владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.

Основанием для предоставления правовой охраны товарного знака в РФ является его государственная регистрация. Органом, осуществляющим государственную регистрацию товарного знака, является Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), которая и ведет соответствующий реестр. В РФ регистрация товарного знака действует в течение 10 лет, считая с даты поступления заявки в Роспатент.

Действие товарного знака прекращается:

• в связи с истечением срока действия исключительного права на товарный знак;

• коллективный товарный знак может прекратить свое существование по вступившему в законную силу судебному решению в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками;

• правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака;

• правовая охрана товарного знака прекращается на основании решения Роспатента в случае прекращения юридического лица — правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности физического лица — правообладателя;

• в случае отказа правообладателя от права на товарный знак;

• на основании принятого по заявлению заинтересованного лица решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: