Товарная политика образовательного учреждения

Под товарной политикой в настоящей работе понимается совокупность принципов и стратегий в области образовательных услуг, обеспечивающих стабильный объем продаж и растущий сегмент рынка образовательныхуслуг (ОУ).

В связи с тем, что вуз является товаропроизводителем и заинтересован в высокодоходной деятельности на рынке ОУ, проблема формирования эффективной политики в отношении образовательных услуг весьма актуальна для него.

Разработка товарной политики государственного вуза имеет свои существенные особенности по сравнению с другими товаропроизводителями, что объясняется самой спецификой его деятельности:

· вуз является производителем особого вида продукции — образовательныхуслуг и программ;

· образование в силу известных причин должно носить опережающий характер по сравнению с другими отраслями народного хозяйства.

формирование товарной политики вуза должно осуществляться на основе следующих концептуальных принципов.

1. Принцип непрерывных инноваций. предметом инновации могут быть продукт, производственный процесс, а также организация, при условии что они являются новыми и внедрены [2].

С этих позиций в деятельности образовательного учреждения следует различать продуктовые, организационные и технологические инновации.

Продуктовые инновации связаны с развитием новых видов ОУ — образовательных программ, направлений и специальностей, услуг в сфере дополнительного образования. Для обеспечения нормального функционирования вуза работы в этом направлении должны проводиться непрерывно. Поэтому необходимо грамотное управление номенклатурой направлений, специальностей и специализаций — своевременное введение новых и отказ от устаревших.

Для каждого вуза изменение номенклатуры специальностей — достаточно болезненный процесс. Это обусловлено тем, что под определенные специальности сформирован соответствующий профессорско-преподавательский состав, созданы учебно-лабораторная база, библиотечный фонд. Изменение номенклатуры сопряжено с переориентацией накопленного образовательного потенциала на новые виды образовательных программ. С точки зрения минимизации потерь вуз должен предпочесть те специальности, которые потребуют наименьшей перестройки всего учебного комплекса.

Работа с продуктом является для образовательного учреждения важнейшим инструментом маркетинга и конкурентной борьбы. Новые или улучшенные ОУ обеспечивают образовательному учреждению на какое-то время известное преимущество перед конкурентами. Это позволяет ослабить интенсивность ценовой конкуренции, с которой связана реализация образовательных услуг.

Важным мероприятием в работе с продуктом, кроме инноваций, является модификация.

Под модификацией будем понимать изменение характеристик уже предлагаемой образовательной услуги, придание ей новых свойств. Модификация продукта возможна с помощью вариации или дифференцирования.

Вариация в сфере образования рассматривается как изменение свойств ОУ, причем прежняя ОУ вузом уже не предлагается. Вариациями являются замена специализаций у некоторых учебных специальностей, переход на другой уровень обучения (например, с бакалавра на дипломированного специалиста), изменение сроков обучения у различных ОУ в области дополнительного образования.

Под дифференцированием понимается модификация имеющейся ОУ, приводящая к появлению нового продукта наряду со старым, — введение новых форм обучения (очно-заочная, заочная, экстернат); расширение спектра специализаций в рамках данной специальности.

Организационные инновации в учебном процессе предполагают создание новых форм его реализации. За последние годы в деятельности вузов появился целый комплекс подобных нововведений. Это и экстернат, и система параллельного образования, и ускоренное высшее образование для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, и трансферное образование, и система второго высшего образования.

Технологические инновации включают в себя использование новых методов и технологий обучения. Развитие этого направления в высшей школе проводилось постоянно. В последние годы большинство инновационных процессов в данной области связано с использованием информационных технологий.

С информатизацией образования неразрывно связаны и дистанционные технологии обучения, которые реализуются с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.

Наибольший интерес, несомненно, представляет деятельность образовательного учреждения в сфере продуктовых инноваций, так как именно здесь можно обеспечить «отрыв» от конкурентов, получить временную или постоянную локальную монополию, увеличить долю соответствующего рынка ОУ.

Продуктовые инновации позволяют вузу увеличить прибыль за счет повышения цены реализации новой образовательной услуги по сравнению с ее себестоимостью. Это может быть достигнуто лишь в том случае, если на предлагаемую новую ОУ имеется неудовлетворенный спрос. Кроме того, вуз может быть мотивирован к созданию инноваций перспективой получения инновационной монополии. Иногда эта монополия носит временный характер (конкуренты также осваивают данную образовательную услугу), иногда — постоянный (конкуренты по ряду причин не могут предложить такую же ОУ — ввиду отсутствия квалифицированных кадров, необходимой лабораторной базы и оборудования и пр.). Кроме того, продуктовые инновации могут привести к росту объемов продаж, так как предлагаемые новые ОУ, переключающие на себя от конкурентов спрос потребителей, влекут за собой перераспределение рынка.

При выводе на рынок новых видов образовательных услуг и программ с учетом региональной специализации государственных вузов предпочтение следует отдавать направлениям и специальностям:

· имеющим стабильный или потенциальный растущий спрос со стороны государственных структур региона;

· соответствующим экономической специализации и специфике регионов;

· имеющим достаточно высокий научно-образовательный уровень в рамках страны.

Решение о внедрении новой ОУ принимается на основе комплекса требований. Во-первых, данная ОУ должна соответствовать как стратегическим, так и тактическим целям развития вуза. Во-вторых, вуз должен обладать необходимым научным, методическим, кадровым, материально-техническим и финансовым потенциалом для освоения данной ОУ. Наконец, реализация новой ОУ должна привести к позитивным экономическим результатам. Поэтому нами предлагается система требований для оценки предложений о развитии новых видов ОУ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: