Ответственность менеджеров, их полномочия и делегирование полномочий

Ответственность – обязательство выполнить задачи и отчитаться в их успешном завершении.

Под обязательством понимается, что от индивидуума, занимающего определенную должность в организации, ожидается выполнение конкретных рабочих требований.

Делегирование – распределение задач и передача полномочий работнику, принявшему на себя ответственность за их выполнение.

Это средство, позволяющее менеджменту распределять между работниками бесчисленные задачи, выполнить которые необходимо для достижения целей организации.

Важно понять, что делегирование полностью зависит от согласия человека взять на себя полномочия, что саму ответственность делегировать невозможно. Менеджер не может терять ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя работник, несущий ответственность за выполнение задания, не обязан выполнять его лично, он остается ответственным за его удовлетворительное выполнение.

Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых работников на выполнение задач.

Полномочия передаются должности, а не индивидууму, занимающему ее на данный момент.

Полномочия менеджера в значительной мере определяются традициями, нравами, культурными шаблонами и обычаями общества, в котором функционирует его организация. Люди подчиняются приказаниям начальника частично потому, что это считается социально приемлемым поведением. Именно эти факторы ограничивают управленческие полномочия. Менеджер не может, по крайней мере надолго, делегировать полномочия, противоречащие законам или культурным ценностям.

Однако следует помнить, что лимиты полномочий организацией или обществом на практике часто превышаются. Чтобы лучше понять эту идею, предлагаем обсудить разницу между полномочиями и властью.

Полномочия и власть часто путают. Полномочия – это делегированное ограниченное право использовать организационные ресурсы, присущее той или иной должности, а власть – способность действовать или влиять на ситуацию. Человек может иметь власть, не имея полномочий.

 

\

Правовой статус руководителей образовательных организаций

Избрание или назначение на должность руководителя образовательной организации в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательной организации осуществляется:

1) назначением Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов);

2) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

3) назначается учредителем образовательной организации;

4) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации.

Требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации:

высшее образование;

соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам;

отсутствие запретов к допуску к педагогической деятельности в соответствии со ст. 331, 351.1 Трудового кодекса РФ.

Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель избранные общим собранием и назначенные учредителем образовательной организации проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций.

Трудовые права и социальные гарантии руководителя образовательной организации такие же, как у педагогического работника.

ФЗ «Об образовании» предусмотрены особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации, которые определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством, а также особенности руководства образовательной организации высшего образования. В организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования, но совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет.

В соответствии с законодательством РФ ответственность возлагается на руководителя образовательной организации за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: