Оплата труда работников образования и ее нормативно-правовое регулирование

Система оплаты труда педагогическим работникам формируется на основе двух методов: государственно-правового и договорного. Так, согласно Федеральному закону от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"  высшие учебные заведения были вправе самостоятельно определять форму и систему оплаты труда, размеры премий, доплат и надбавок, исходя из имеющихся у учреждения средств. В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" данная норма не определяется.

Выплачивается должностной оклад (ставка) за выполнение работником своих должностных обязанностей, которые предусмотрены трудовым договором. Государственные высшие учебные заведения самостоятельно формируют фонд оплаты труда сотрудников за счет средств бюджетов, направленных на их содержание, и прочих источников, которые не запрещены законодательством РФ.

Частью ст. 333 ТК РФ установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Данная норма устанавливается Правительством РФ. Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" установлена продолжительность рабочего времени для работников образовательных учреждений, в которую входит:

 

- преподавательская работа;

- воспитательная работа;

- педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и режимом рабочего времени.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Оплата труда педагогических работников состоит из несколь­ких составляющих [19, 157].

Основная — оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдель­ным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за бригадирство, оплата простоев не по вине рабочих.

Дополнительная — выплаты за непроработанное время, предус­мотренные законодательством по труду: оплата очередных отпус­ков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подро­стков, время выполнения государственных и общественных обязан­ностей, выходного пособия при увольнении.

Вознаграждение за конечный результат выплачивается из фон­да оплаты труда за достижение определенных результатов деятель­ности предприятия (организации), а также отдельных структурных подразделений. На практике вознаграждения выплачиваются за: увеличение объема продукции, работ и услуг, рост производитель­ности труда, повышение качества продукции, работ и услуг, эко­номию ресурсов (материальных, технических, финансовых, энер­гетических) и другие виды достигнутых результатов.

Премия за основные результаты также, как и Вознаграждение, стимулирует достижение конечных результатов предприятия или структурного подразделения в целом, однако выплачивается из при­были предприятия.

Материальная помощь выплачивается работнику для обеспечения социальных гарантий и, как правило, становится компенсационной выплатой в чрезвычайных или экстремальных ситуациях.

Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов, на 2006 г. (утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.11.2005, Протокол N 10).

При этом указывается, что в разрабатываемых нормативно-правовых актах органов местного самоуправления устанавливаются следующие размеры и условия оплаты труда:

· тарифная ставка (оклад) первого разряда тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений;

· дифференциация в уровнях оплаты труда работников и размерах тарифных ставок (окладов) по разрядам тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений;

· отнесение к разрядам оплаты труда тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений должностей и профессий работников указанных учреждений;

· показатели и порядок отнесения муниципальных учреждений к группам по оплате труда руководителей;

· установление повышенных тарифных ставок (окладов) отдельным категориям работников муниципальных учреждений, занятым в особых условиях труда (специалистам, работающим в сельской местности, и др.);

· порядок оплаты труда высококвалифицированных рабочих муниципальных учреждений, занятых выполнением важных и ответственных работ;

· порядок и условия применения компенсационных и стимулирующих выплат;

· порядок финансирования оплаты труда работников муниципальных учреждений.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: