Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
В самом общем виде процесс мотивации сводится к следующему: человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивами и возможностями, настраивает себя на определенное поведение и осуществляет (или не осуществляет) действия, приводящие к достижению целей организации. В теории мотивации потребность обычно рассматривается как нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Мотив – внутренняя побудительная причина поступков и действий человека. Вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя.
Современные теории мотивации можно представить двумя группами:
- содержательные теории мотивации, основывающиеся на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать так, а не иначе (теории иерархии потребностей Маслоу, приобретенных потребностей МакКлелланда, двухфакторная теория Герцберга);
- процессуальные теории мотивации, основывающиеся на анализе того, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения (теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера).
|
|
Современная философия менеджмента утверждает, что в основе влияния на людей – не принуждение, а мотивационные регуляторы, построенные на учете психологических особенностей людей.
Мотивация как функция менеджмента включает ряд таких взаимосвязанных действий менеджера:
§ общение с подчиненными и разъяснение им цели организации;
§ определение правил и норм деятельности;
§ подготовка подчиненных до желаемого профессионального уровня;
§ своевременная и объективная оценка деятельности подчиненных;
§ поощрение и наказание работников;
§ создание благоприятной мотивационной среды.
Мотивация также предусматривает формирование и воспитание здоровых и разумных потребностей, высоких идеалов людей, разработку нетрадиционных способов побуждения к высококачественной работе.
Понятие мотивации раскрывает ответы на такие вопросы:
§ что в деятельности человека зависит от мотивационного влияния?
§ каково соотношение внешних и внутренних движущих сил?
§ как мотивация соотносится с результатами деятельности человека?
Содержательные и процессуальные теории мотивации
Современные теории мотивации к труду можно разделить на две группы:-
1. содержательные теории;
2. процессуальные теории.
Содержательные теории мотивации
Содержательные теории мотивации — акцентируют внимание на исследовании и объяснении того, что мотивирует и каковы мотивы определенного поведения, то есть основываются на идентификации тех внутренних побуждений, которые заставляют действовать людей так, а не иначе.
|
|
Известны такие содержательные теории мотивации:
1. двухфакторная теория Герцберга;
2. теория потребностей Маслоу;
3. теория потребностей МакКлеланда.
Двухфакторная теория мотивации Герцберга основана на том, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами.
На удовлетворенность работой влияют факторы, которые Герцберг назвал мотиваторами:
§ достижения (квалификация) и признание успеха;
§ работа как таковая (интерес к работе и задаче);
§ ответственность;
§ продвижение по службе;
§ возможность профессионального роста.
На неудовлетворенность работой влияют факторы, которые Герцберг назвал гигиеническими факторами, или факторами контекста:
§ средство управления;
§ политика организации и администрация;
§ условия труда;
§ межличностные отношения на рабочем месте;
§ заработок;
§ неуверенность в стабильности работы;
§ влияние работы на личную жизнь.
Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность.
Теория потребностей Маслоу представляет нам следующие потребности:
§ физиологические — необходимы для выживания (жажда, голод, сон, сексуальные);
§ потребность в безопасности и уверенности в будущем (включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающей среды и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем);
§ социальные потребности, потребности в причастности (чувство принадлежности к чему-то, принадлежность к определенной социальной группе, чувство, что тебя принимают другие, поддержка);
§ потребность в уважении (самоуважение, успех, статус, личные достижения);
§ потребность в самовыражении — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Теория потребностей МакКлелланда основана на том, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти находится между потребностями в уважении и самовыражении.
Потребность успеха также находится между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.
Мотивация на основании потребности в причастности по МакКлеланду подобная мотивации по Маслоу. Людей с развитой потребностью причастности привлекает такая работа, которая будет давать им широкие возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, которая не ограничивает межличностные отношения и контакты.