Мотивация как функция менеджмента

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

В самом общем виде процесс мотивации сводится к следующему: человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивами и возможностями, настраивает себя на определенное поведение и осуществляет (или не осуществляет) действия, приводящие к достижению целей организации. В теории мотивации потребность обычно рассматривается как нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Мотив – внутренняя побудительная причина поступков и действий человека. Вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя.

Современные теории мотивации можно представить двумя группами:

  1. содержательные теории мотивации, основывающиеся на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать так, а не иначе (теории иерархии потребностей Маслоу, приобретенных потребностей МакКлелланда, двухфакторная теория Герцберга);
  2. процессуальные теории мотивации, основывающиеся на анализе того, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения (теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера).

 

Современная философия менеджмента утверждает, что в основе влияния на людей – не принуждение, а мотивационные регуляторы, построенные на учете психологических особенностей людей.

Мотивация как функция менеджмента включает ряд таких взаимосвязанных действий менеджера:

§ общение с подчиненными и разъяснение им цели организации;

§ определение правил и норм деятельности;

§ подготовка подчиненных до желаемого профессионального уровня;

§ своевременная и объективная оценка деятельности подчиненных;

§ поощрение и наказание работников;

§ создание благоприятной мотивационной среды.

Мотивация также предусматривает формирование и воспитание здоровых и разумных потребностей, высоких идеалов людей, разработку нетрадиционных способов побуждения к высококачественной работе.

Понятие мотивации раскрывает ответы на такие вопросы:

§ что в деятельности человека зависит от мотивационного влияния?

§ каково соотношение внешних и внутренних движущих сил?

§ как мотивация соотносится с результатами деятельности человека?

Содержательные и процессуальные теории мотивации

Современные теории мотивации к труду можно разделить на две группы:-

1. содержательные теории;

2. процессуальные теории.

Содержательные теории мотивации

Содержательные теории мотивации — акцентируют внимание на исследовании и объяснении того, что мотивирует и каковы мотивы определенного поведения, то есть основываются на идентификации тех внутренних побуждений, которые заставляют действовать людей так, а не иначе.

Известны такие содержательные теории мотивации:

1. двухфакторная теория Герцберга;

2. теория потребностей Маслоу;

3. теория потребностей МакКлеланда.

Двухфакторная теория мотивации Герцберга основана на том, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами.

На удовлетворенность работой влияют факторы, которые Герцберг назвал мотиваторами:

§ достижения (квалификация) и признание успеха;

§ работа как таковая (интерес к работе и задаче);

§ ответственность;

§ продвижение по службе;

§ возможность профессионального роста.

На неудовлетворенность работой влияют факторы, которые Герцберг назвал гигиеническими факторами, или факторами контекста:

§ средство управления;

§ политика организации и администрация;

§ условия труда;

§ межличностные отношения на рабочем месте;

§ заработок;

§ неуверенность в стабильности работы;

§ влияние работы на личную жизнь.

Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность.

Теория потребностей Маслоу представляет нам следующие потребности:

§ физиологические — необходимы для выживания (жажда, голод, сон, сексуальные);

§ потребность в безопасности и уверенности в будущем (включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающей среды и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем);

§ социальные потребности, потребности в причастности (чувство принадлежности к чему-то, принадлежность к определенной социальной группе, чувство, что тебя принимают другие, поддержка);

§ потребность в уважении (самоуважение, успех, статус, личные достижения);

§ потребность в самовыражении — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Теория потребностей МакКлелланда основана на том, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти находится между потребностями в уважении и самовыражении.

Потребность успеха также находится между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.

Мотивация на основании потребности в причастности по МакКлеланду подобная мотивации по Маслоу. Людей с развитой потребностью причастности привлекает такая работа, которая будет давать им широкие возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, которая не ограничивает межличностные отношения и контакты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: