ТЕМА 15. Субъекты социального развития. Народ, классы, нации, личность

 

1. Народ как историческая общность людей и как творец истории. Народные массы в виде основного субъекта социального преобразования, развития материальной и духовной культуры.

2. Классы как субъекты исторического развития. Эволюция теории классов, этапы ее становления. Определение понятия “класс”. Классовый анализ исторического процесса. Ступени саморазвития класса: класс “в себе” и класс “для себя”. Современные концепции о классах и их роль в развитии цивилизации.

3. Нации и этнос как субъекты и социальные общности. Основные черты и признаки нации. Отличие нации от народности. Современные национальные процессы.

4. Понятие личности: человек – индивид – личность. Основные характеристики личности. Личность и социум. Историческая личность и индивидуальность. Место исторической личности в системе движущих сил общественного процесса.

ТЕМА 16. Структура общества. Сферы жизни общества

 

1. Общая характеристика социальной сферы. Целостность и автономность сфер общества. Типология сфер общественной жизни.

2. Экономическая и политическая сферы жизни общества, их характеристика и взаимосвязь. Философия политики, ее эволюция и функции. Сущность политики. Взаимосвязь политики, экономики и права. Политика как концентрированное выражение экономики и современность.

3. Социальная и духовная сферы, их характеристика и значение. Эволюция общества и изменения его сфер. Диалектика взаимодействия общественных сфер.

4. Право и правосознание. Онтология права. Метафизика права. Право в системе социальных ценностей и норм. Определение права как меры свободы и как способа регуляции. Диалектика естественного и позитивного права.  

 

ТЕМА 17. Макро- и микроистория. Реальный исторический процесс

1. Всемирная история как макроисторический процесс. Типология, ступени развития истории. Формационный и цивилизационный подходы. Онтологическая основа в различии методов анализа макро- и микроистории. Абстрактный и конкретный анализ. Характеристика черт и свойств этих методов.

2. Реальный исторический процесс – микроистория. Типология реального исторического процесса и его понятия: локальная цивилизация, эпоха, историческая обстановка, историческая ситуация.

3. Многовариантность социальных процессов, принципы и методы ее познания. Абстрактный и эмпирический анализ реального исторического процесса.

 

ТЕМА 18. Цивилизация и глобальные проблемы человечества. Общество будущего

 

1. Глобальные проблемы, понятие глобальной проблемы, определение и классификация. Цивилизация и глобальные проблемы. Мир перед лицом глобальных проблем. Правовые аспекты глобалистики.

2. Выбор оптимальной модели развития общества. Прогностика и футурология. Судьбы человечества в XXI веке.

3. Смысл истории и ее цели. Общественные идеалы. Цивилизация и культура. Диалектика прошлого, настоящего, будущего в историческом процессе.

 

 

Темы семинарских занятий по курсу “Философия” для студентов очного и очно-заочного отделений

Тема 1. Предмет философии. Круг ее проблем. Типы мировоззрений

(Занятие 1)

 

Вопросы:

1. Философия и мировоззрение. Рациональность философского знания.

2. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Природа и социальные функции религии.

3. Обыденное сознание, мудрость. Мораль и эстетика.

 

(Занятие 2)

 

Вопросы:

 

1. Своеобразие философского познания. Природа философских проблем. Объект и предмет философии.

2. Философия в системе культуры. Функции философии. Философия и искусство.

3. Проблема основного вопроса философии. Монизм, дуализм, плюрализм.

 

 

Тема 2. Возникновение философии и ее исторические типы

 

(Занятие 1)

Вопросы:

 

1. Предпосылки возникновения философии. Философия Востока и Запада..

2. Античная философия. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Основные направления, школы в античной философии.

3. Философия средневековья. Религиозный характер философской мысли. Реализм и номинализм.

 

 

(Занятие 2)

Вопросы:

 

1. Философия Нового времени. Проблема метода познания в философии. Эмпиризм, рационализм, сенсуализм.

2. Классическая немецкая философия. Философское учение И. Канта. Философская система Гегеля. Антропологический материализм Фейербаха.

3. Русская философия XIX - XX века.

4. Возникновение и значение марксисткой философии.

 

 

Тема 3. Учение о бытии. Материя и формы ее существования

Вопросы:

 

1. Учение о бытие. Концепции бытия, его структура и формы.

2. Естественнонаучное и философское понятие материи. Современное представление о строении материи. Вещество и поле.

3. Понятие материи и основной вопрос философии. Основные типы движения. Формы движения материи. Источники движения.

 

Тема 4. Философские проблемы сознания

Вопросы:

 

1. Сознание – свойство высокоорганизованной материи. Концепции происхождения сознания. Материальное и идеальное.

2. Антропогенез и социогенез в становлении человека. Сознание и язык.

3. Сознательное и бессознательное.

 

 

Тема 5. Теория познания

Вопросы:

1. Познание как предмет философского анализа. Диалектика субъекта и объекта в познании.

2. Чувственное и рациональное познание. Формы чувственного познания.

3. Эмпирический и теоретический уровни познания.

4. Учение об истине. Объективная, абсолютная, относительная истина. Критерии истины.

 

 

Тема 6. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Категории и законы диалектики

Вопросы:

 

1. Возникновение диалектики. Объективная и субъективная диалектики.

2. Категории диалектики. Концепции детерминизма. Необходимость и случайность. Форма и содержание.

3. Законы диалектики:

а) диалектика количественных и качественных изменений;

б) закон отрицания отрицания;

в) закон единства и борьбы противоположностей.

4. Понятие развития. Развитие и прогресс. Критерии прогресса.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: