Понятие юридической деятельности

 

Прежде чем исследовать ведомственное нормотворчество с точки зрения типа юридической деятельности, необходимо во-первых, рассмотреть, что означает общее понятие деятельности, а во-вторых не лишним будет рассмотрение и ее особенностей (структуры, функций, видов). Так, например, в словаре С.И. Ожегова можно найти следующее определение: "Деятельность - занятие, труд"*(304). В одном из своих трудов, посвященных сущности управления, Г.В. Атаманчук говорит о деятельности как о проявлении физических способностей человека приспосабливаться, созидать, изменять, использовать и преобразовывать природную и социальную среду своего обитания*(305).

Если обратиться к истории исследования понятия юридической деятельности, то следует заметить, что вначале теоретические вопросы деятельности стали разрабатываться в общефилософской литературе*(306). При этом пик "деятельностного" бума приходит на 1985 г., когда в журнале "Вопросы философии" были опубликованы материалы дискуссии по данной проблеме*(307).

В юридической науке данное понятие, хотя и не раз было предметом исследования, часто оно смешивалось с другими понятиями, например, с юридической практикой (И.Я. Дюрягин, В.П. Казимирчук, Ю.И. Гревцов). Ошибочность такой точки зрения, по мнению В.Н. Карташова, заключается в том, что из практики исключается такой ее важный элемент, как юридический опыт*(308). В данном контексте, на наш взгляд, следует привести точку зрения на данную проблему, высказанную академиком С.С. Алексеевым. Осуществляя теоретическую разработку понятия "юридическая практика", ученый отмечал, что она представляет собой объективированный опыт индивидуально-правовой деятельности компетентных органов (судов, других органов применения права), складывающихся в результате применения права при решении юридических дел. При этом он сделал следующее замечание, позволяющее наиболее верно соотносить категорию "юридическая практика" и "юридическая деятельность". "Необходимо строго различать практику как конкретную организаторскую деятельность в области права и практику как итог, результат этой деятельности"*(309).

Помимо этого, понятие "юридическая деятельность" иной раз отождествлялось с понятием "правомерное поведение"*(310). Аналогичную мысль в одном из своих учебников по социологии права высказал профессор В.М. Сырых. В данное понятие он вкладывал следующий смысл, что правомерная деятельность граждан и иных субъектов права, направлена на сохранение либо совершенствование юридического механизма правового регулирования, в том числе его компонентов: механизмов правотворчества, правореализации и государственного принуждения*(311).

Говоря о юридической деятельности, следует заметить, что не всегда она может быть волевой и осознанной, что является характерным, в большей степени, для органов власти и должностных лиц. Более того, главными отличительными особенностями юридической деятельности от понятия правомерного поведения является то, что юридическая деятельность осуществляется часто при помощи юридической техники (нормотворческой, правоприменительной) и естественно результатами ее являются юридические документы (нормативные правовые акты, акты применения права, интерпретационные акты), а правомерное поведение, как известно, может быть, не только действием, но и бездействием, не нуждающимся в документировании. При чем, оно может быть как осознанным, так и не осознанным, поскольку основная масса граждан, соблюдая большинство уголовных, административных, дисциплинарных и иных запретов действует, как правило, не задумываясь о своем поведении, просто их поведение является для них и их окружения привычным, иными словами они поступают по привычке не рассуждая о правовых нормах и последствиях их несоблюдения. Однако, когда речь идет о деятельности властных органов, то здесь фактически происходит осуществление данного вида социальной деятельности путем реализации процессуальных норм права. Несомненно, такая деятельность призвана отразить проявление публичного воздействия государственных и муниципальных органов на общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования.

Рассуждая о данной проблеме, В.И. Еременко пришел к выводу, что понятие правомерное поведение может быть вынесено за пределы юридической деятельности и включено в более широкое понятие "правовая работа"*(312).

Некоторые авторы рассматривают юридическую деятельность, отождествляли ее с правовыми отношениями. Однако, у данной точки зрения есть и оппоненты. Противники данного подхода в своих рассуждениях пришли к выводу, что "чисто" правовой деятельности, как и правовых общественных отношений, не существует"*(313).

По нашему мнению, юридическую деятельность следует рассматривать как самостоятельную категорию не отождествлять ее с другими понятиями. Такой позиции придерживался и Ф.Н. Фаткуллин, отмечая, что правовая деятельность слагается из всех действий субъектов права в различных сферах жизни, предпринимаемых на основе правовых норм, в соответствии с ними*(314). О правовой деятельности как совокупности действий государства в лице его органов, иных общественных организаций и граждан в связи с созданием и реализацией юридических норм и использовании других правовых рычагов при решении социально-экономических задач, как деятельности по внесению организованности в другую, регулируемую деятельность, писал В.И. Пугинский*(315). Б.В. Шагиев отмечал, что "правовая деятельность" понятие более широкое чем "юридическая деятельность". Первая категория, по его мнению, призвана охватить не только действия субъектов, осуществляющих государственную (публичную) власть, но и всех юридических и физических лиц. Как категория общетеоретической науки она может претендовать на отражение в обобщенном виде всех волеизъявлений физических и юридических лиц, признаваемых в данном обществе правильными и справедливыми и обеспеченным официальной защитой государства в качестве порождающих юридически значимые последствия*(316).

Профессор В.Н. Карташов в свое время предлагал употреблять термин не "правовая деятельность", а "юридическая деятельность", тем самым он придавал данному понятию более строгие рамки. Его определение, согласно которому "... под юридической деятельностью следует понимать лишь такую опосредованную правом профессиональную, трудовую, государственно-властную деятельность по внесению юридических решений компетентных на то органов, которая нацелена на выполнение общественных функций и задач (создание законов, осуществление правосудия, конкретизацию права и т.д.) и удовлетворение тем самым как общесоциальных, групповых, так и индивидуальных потребностей и интересов"*(317), довольно долго применяли теоретики. Однако, в данном определении в состав юридической деятельности не включаются различные организационно-юридические мероприятия, которые носят, скорее всего дополнительный характер по отношению к юридической деятельности, а также правовая работа граждан (частных предпринимателей, частных сыщиков и детективов), которая оказывает позитивное воздействие на общественные отношения, которая в действии механизма правового регулирования в современных рыночных реалиях занимает особое место.

Из осуществленного обзора мнений и подходов к пониманию юридической деятельности следует, несмотря на то, что понятие юридической деятельности неоднократно исследовалось теоретиками права, данная тема еще не закрыта, поскольку существуют различные взгляды на понятие юридической деятельности, на природу этого феномена. Вероятно по этому, данная тема не всегда находит место в учебниках и учебных пособиях по теории государства и права. Тем не менее, она является весьма важной для подготовки современных юристов и должна занять свое достойное место в понятийном ряду общей теории государства и права.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: