Беседа одиннадцатая: Начальная школа

 

«Первое сентября - красный день календаря. Все мальчишки и девчонки…» - слова знакомые для всех. Первое сентября в первый раз - начало великой вехи в жизни каждого человека. Его ждут с нетерпением и некоторым страхом, к нему готовится всей семьей. На него возлагают большие надежды. Начальная школа – первый этап школьной жизни, и от того, как он будет пройден, зависит многое в будущей школьной и послешкольной жизни любого человека.

Со временем забываются многие разделы математики, физики, химии и других предметов, которые изучались в школе, но не возможно забыть чтение, правила счета, круговорот воды в природе – эти знания используются каждый день. Поэтому в начальной школе родителям легко помогать ребенку, хотя могут быть и сложности.

В классах слабовидящих используются такие же учебники, как в массовых школах, только напечатанные более крупным шрифтом. В классах слепых применяются учебники, напечатанные рельефно – точечным (брайлевским) шрифтом. Многих родителей он озадачивает, им кажется, что из-за этого они не способны ничем помочь своим детям. А так ли это?

Действительно, зрячий человек не сможет читать брайлевские книги, как незрячий – на ощупь, но читать их глазами вполне возможно. Надо знать принципы построения брайлевского шрифта и быть внимательнее, чем при чтении обычных книг, напечатанных плоским шрифтом.

Рельефно – точечный шрифт был изобретен молодым французом Луи Брайлем (1809 – 1852). Луи ослеп в пять лет, в результате несчастного случая. Родители стремились дать ему образование и делали для развития сына все от них зависящее. С 10 лет он учащийся Королевского института слепых в Париже. Институт слепых был основан в 1774 году молодым гражданским служащим Валентином Гаюи (1745 – 1822). Для обучения чтению слепых в институте использовались немногочисленные, громоздкие и дорогие книги. Текст в них печатался выпуклыми, увеличенными в размере буквами латинского алфавита. Он плохо считывался на ощупь, но все же давал возможность слепым самостоятельно получать знания.

В 1821 году Луи Брайл познакомился с системой рельефного письма, предложенной отставным капитаном артиллерии Шарль – Мари Барбье де ля Серр. Предложенная система не удовлетворила Луи, но идея использования выпуклых точек ему понравилась. После многих экспериментов, в конце 1824 года Луи придумал систему написания букв основанную на комбинациях шести рельефных точек, расположенных в два столбца по три точки. Комбинация из шести точек позволяет записать до 63 знаков. Расстояние между точками 2 – 2,5 мм дает возможность подушечкой пальца прощупать (осязать) любой знак записанный шеститочием. В 1829 году Луи Брайл опубликовывает свою систему, включающую алфавит, знаки препинания, цифры и нотные знаки. Окончательный вариант был опубликован в 1837 году. В России первая попытка создать русский алфавит на брайлевском шрифте была сделана в 1861 году 17 летним слепым дворянином Денисом Оболенским. Окончательный вариант, введенный в практику в 1881 году Мариинским попечительством слепых, был создан российским тифлопедагогом Трумбергом Е.Р., с участием директора Дрезденского института слепых – г - на Бютнера.

Сегодня брайлевский шрифт используется слепыми во всем мире. На нем печатаются журналы, учебники, книги. Многие слепые при работе на персональных компьютерах используют брайлевские приставки, позволяющие считывать текст с экрана.

Русский и латинский алфавит, знаки препинания и написание цифр брайлевским шрифтом приведены в Приложении 2. Используя его и помогая ребенку выучить азбуку, Вы к концу первого класса легко сможете читать учебники и тетради своего ребенка. Ваши знания, умение читать брайлевский текст позволят Вам помочь ребенку освоить новый вид ведущей деятельности - учебу.

«Изменение ведущей деятельности предъявляет ребенку новые тре­бования, которые он должен принять, выполняя функции ученика. Од­нако понимание и принятие необходимости новых требований еще не значит, что они влекут за собой их обязательное выполнение»[35]

Часто родители, обнаружив, что у ребенка «не идет» учеба или возникают иные школьные проблемы, обвиняют в этом учителя и жалуются на него директору школы, а то и в органы образования. Ни в коем случае не советую этого делать. Если Ваши настойчивые требования, будут спущены учителю «сверху», он вынужден будет им подчиниться и этим серьезно «навредить» Вашему ребенку, не делая при этом ничего предосудительного. Например, поддавшись Вашим требованиям – «гуманнее относиться к незрячему ребенку», будет ставить ему завышенные оценки, удовлетворяя тем самым его самолюбие и Вашу жалость к нему. Это приведет к тому, что ребенок не сможет адекватно отвечать на принуждение, или, по определению великого педагога – философа XX века Сергея Иосифовича Гессена, подчиняться дисциплине. А, «дисциплина … есть, … согласование усилий для получения … максимального эффекта»[36]. Иными словами, ребенок не научится главной науке начальной школы – уметь учиться (трудиться).

Или наоборот, поддавшись Вашим честолюбивым устремлениям, учитель начнет ставить перед ребенком трудно разрешимые задачи, создавая у него состояние «постоянной неудовлетворенности собой». А «… преждевременное воспитание, в котором предлагаемый ребенку внешний материал превосходит способность его усвоения, неизбеж­но воспитывает надломленных, безличных людей»[37].

В случае возникновения у ребенка школьных проблем надо не жаловаться, а искать пути их решения. При этом необходимо помнить, что в отличие от родителей зрячих детей, у Вас мало вариантов для выбора.

В первом классе трудности с освоением учебной программы выявляются, как правило, к концу третьей четверти. Обнаружив их, не паникуйте, но и не оставляйте их без внимания. Причины трудностей могут быть разные: «неготовность» ребенка к обучению, «неудачный учитель», «не тот состав класса», много пропусков из-за болезни, а у Вас не было времени помогать ребенку и т.д. Посоветуйтесь с учителем, завучем начальной школы – может быть, имеет смысл, оставить ребенка в первом классе на повторный год обучения. Как правило, такое совместное решение родителей и педагогов идет на пользу ребенку и у него стабилизируется учеба. Этот прием мы использовали, когда у Максима «не пошла» учеба в первом классе музыкальной школы. Закончил он её на «отлично». Ну, а как ребенок в этом возрасте переживет эту проблему, зависит от Вашего отношения к ней: как к трагедии, или как к одной из возможных жизненных ситуаций.

Бывает и другая ситуация. Ребенок учится легко и успешно, а другие дети «топчутся» на месте. Выявляется это, обычно, в конце второй, третьей четверти второго класса. Посоветуйтесь с учителями Вашего и следующего, третьего класса - может быть имеет смысл за лето самим подготовить ребенка по программе третьего класса (уверен это в Ваших силах), а ему в августе написать контрольную работу и с первого сентября пойти в четвертый класс? Если ребенок не сопротивляется, преподаватели не возражают, согласуйте эту идею с администрацией школы и действуйте. Я знаю несколько таких случаев. В частности, Максим так перешел из второго в четвертый класс. И никто: ни дети, ни родители, ни учителя не пожалели об этом.

Успешность обучения ребенка в старших классах напрямую зависит от его успехов в первые школьные года. Помогайте ребенку осваивать учебный материал. Внимательно отнеситесь ко всем трудностям, которые возникают в ходе учебы ребенка в начальной школе. «Активная роль взрослого в развитии слепого ребенка значительно больше, нежели в жизни зрячего, что связано с отсутствием у слепого ребенка непосредственного зрительного подражания - одного из каналов самостоятельного приобретения знаний».[38]

Успехов Вам на поприще учебы!




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: