Беседа четырнадцатая и заключительная

 

Можно ещё много рассказать о том, как сын познавал окружающий мир.

Например, как-то в мае на базе отдыха, где я участвовал в семинаре для работников общественных организаций, десятилетний Максим, гуляя по берегу озера с другими детьми участников семинара, оступившись на причале, упал в холодную воду, потащив за собой девочку, держащую его за руку. Навыки поведения в воде, приобретенные им в бассейне (с 8 лет мы ходили еженедельно в бассейн), позволили ему, не испугавшись, самому выбраться из воды и помочь напарнице. А "зевнувшая" взрослая сопровождающая, быстро довела их до номера и переодела. Назавтра они не только не заболели, но даже не "зашмыгали носами". А сколько было впечатлений после той поездки. Или как мы осваивали бассейн - сначала просто обходя его, постепенно опускаясь в воду "до макушки" (8 - 8,5 лет), затем научились плавать на спине (10 лет), потом "на животе" (11 лет), прыгать "солдатиком" (с 11,5 лет) и т.д. Сегодня физкультура (обязательный предмет в каждом Вузе) для него связана не только с написание рефератов на тему "адаптивной физкультуры" (что делают большинство студентов - инвалидов), но и с приятными занятиями в бассейне. Или о его сольных выступлениях в 14 - 17 лет перед публикой, где он, аккомпанируя себе на синтезаторе, с успехом исполнял популярные песни. Или о том, как он, став старше, осознал возможность своего будущего в качестве "слепого музыканта" и выбрал другую профессию. И о многих, многих других событиях в его жизни.

Сегодняшняя его самостоятельность, независимость, умение общаться вызывает уважение у людей, с которыми он встречается по учебе в университете, на занятиях музыкой и общественной деятельностью. В первые месяцы учебы Максима в Университете, со стороны сокурсников и преподавателей, к нему было настороженное отношение. Но когда все увидели, что он не пытается получить поблажек от преподавателей, не требует, чтобы его опекали, умеет пошутить над своими "зрительными проблемами", к нему появилось уважительное отношение. Вскоре сокурсники сами стали предлагать помощь, приглашать в свои компании, не отказываться от его приглашений. В начале второго курса в компьютерном классе факультета для Максима были оборудованы специальные рабочие места. А такое отношение окружающих "стоит многого".

Необходимость заниматься подготовкой сына к взрослой жизни заставила нас - родителей отказаться от много того, что было привычным в предшествующей жизни: я вынужден был изменить профиль работы; заняться поиском и изучением литературы; пришлось переосмыслить свое отношение с окружающими, к школе, к решению многих житейских ситуаций. Были и серьезные финансовые проблемы, научившие пользоваться малым, и многие другие трудности. При этом моя жизнь не стала беднее или неинтереснее. Сегодня, оглядываясь назад, вижу, что я поступал правильно, направив все свои силы на воспитание сына и все то, что казалось ценным для меня раньше, не идет ни в какое сравнение с ценностью сегодняшней самостоятельности сына.

И сегодня, нам - родителям, приходится много помогать сыну: читать учебные материалы или делать их электронные версии для компьютера; иногда сопровождать его, чтобы он сдал задолженность (что за студент без "хвоста"!); готовить еду; стирать и т.д. и т.п. Но разве в других семьях нет аналогичных забот.

Из-за многолетней привычки сопровождать сына иногда не хочется отпускать его одного, но не поедешь же с ним на свидание с девушкой или на встречу друзей или решать его учебные дела. Приходится сдерживать свои желания. У сына теперь "своя жизнь". Утешает понимание того, что при такой самостоятельности Максиму не придется "сидеть на шее" старшего брата и "мешать" жить его семье. У них прекрасные отношения и взаимоподдержка, но взрослая жизнь у каждого должна быть своя. Какая будет дальнейшая жизнь у сына, я не знаю, но уверен, что он найдет свое место среди людей.

Дорогие читатели, надеюсь, что "беседы" помогут Вам не впадать в отчаяние, и подскажут на первых порах, что и как делать, на что необходимо обратить внимание. Затем Вы сами сумеете найти решение всех, возникающих вопросов и проблем, и будете радоваться успехам своего ребенка.



Список литературы

1. Пособия для родителей

1.1. Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье /под редакцией Л.И. Солнцевой и В.П. Ермакова, - М.1979 г./

1.2.Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье /под редакцией В.А. Феоктистовой - М. Логос, 1993 г./

1.3.Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста - М. ВОС. 1988 г.

1.4.А.М. Кондратов. Если ребенок не видит. - М. ВОС 1991 г.

1.5.Обучающие пакеты для членов семьи человека с нарушениями зрения (№1,2,3) /Институт раннего вмешательства, Санкт-Петербург, 2001 г. под редакцией Клочковой Е.В.)

1.6.Анн-Мари Хартман. Поиграй со мной. - НОУПК «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства» 1998 г.

1.7.Леа Хювяринен «Зрение у детей: нормальное и с нарушениями» 1996 г. изд. «Петербург - XXI век» Санкт-Петербург

1.8. Михаэль Брамбринг «Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье», 2003 г. «ACADEMA», г. Москва.

1.9. Азарян Р.Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе. - М.: ВОС 1989.

1.10. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - В.Пышма, 1997.

1.11. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. - М: Сов. спорт.1992.

1.12. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения. - СПб.: Образование.1995

1.13. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями зрения /Под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: ИКП РАО. 1995

1.14 Витковская А.М. Обучение слепых преддошкольников предметным действиям с игрушкой // Современные теоретические, экспериментальные и методические проблемы тифлологии / Сб. науч. тр.- СПб., 1997.- С.9-15.

1.15. Как помочь слепому малышу: Рекомендации для семьи, имеющей ребенка с дефектами зрения / Рекомендации подгот. Всемир. орг. здравоохранения. Женева, 1989 г. // Соц. обеспечение.- 1999.- N 4.- С. 29-31: рис.

1.16. Насибулова Е. Иногда мне приходит в голову: [О том, как незрячий ребенок в полтора года узнает мир по звукам и запаху] // Шк. вестн.- 2001.- № 5.- С. 9-11.

1.17. В.А. Феоктистова Развитие навыков общения у слабовидящих детей. СПб.: Речь, 2005, - 128с.: ил.

 

2. Литература по психологии

2.1. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - «Полиграф сервис», 2000.

2.2.Виллей П. Психология слепых. - М. Учпедгиз. 1931 г.

2.3.Литвак А.Г. Тифлопсихология. - Просвещение 1985 г.

2.4. Ливехуд, Бернард Фазы развития ребенка. /Перевод с немецкого 2 изд. - Калуга, "Духовное познание", 2002 г. 192 с.

 

3. Методические пособия для специалистов

3.1.Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения. /Методические пособия под редакцией Л.М. Шипицыной. С-Петербург. Образование. 1995 г./

3.2. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М. Педагогика, 1980. С.192

3.3. Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением М. Московский психолого - социальный институт; Воронеж "МОДЭК"1998. - 288 с

3.4. Феоктистова В.А. Участие семьи в интеграции слепых детей и подростков //Интеграция лиц со специальными потребностями Тез. докл. международной научной конференции. - Шауляй, 1993, - с 40 - 43.

3.5. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. М.: Город, 1998

3.6. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом - Ч.1. - М.: ИКП РАО, 1996

3.7. Мастюкова Е М Московкина А. Г  Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии (Учебное пособие для вузов); М. Гуманит. изд. центр Владос

 

4. Нормативные документы

 

4.1.  Закон РФ «Об образовании»

4.2.  Закон РФ «Об общественных организациях»

4.3.  Закон РФ «О социальной защите инвалидов"

 

5. Другая литература

5.1. А.Лапшин «Восхожение». М. ВОС 1990.

5.2. Дидро Д. Письма о слепых в назидание зрячим. - М.: ОГИЗ, 1941

           

           



Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: