Смежная рифмовка «ААBB»

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, -
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!

                                 (А. Прокофьев)

 




Перекрёстная рифмовка «АBАB».

О, есть неповторимые слова,
 Кто их сказал – истратил слишком много,
 Неистощима только синева
 Небесная и милосердье Бога.

                                 (А. Ахматова)

 




Кольцевая рифмовка ABBA

Уж подсыхает хмель на тыне.
За хуторами, на бахчах,
В нежарких солнечных лучах
Краснеют бронзовые дыни…

                                       (А. Бунин)

 

Смешанная рифмовка (вольная) – способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах. Наиболее известные формы: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик и пр.

Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом -

      На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

     Родишь ты вдруг.

                  (А.С. Пушкин)






Холостая рифмовка «АВXВ».

Травка зеленеет
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

                     (А.Н. Плещеев)

 

 




Билет № 11

Художественный мир произведения: его компоненты.

Художественное пространство и художественное время.

(По Д.Лихачеву)

 

Внутренний мир произведения словесного искусства обладает художественной ценностью. Отдельные элементы отраженной действительности соединяются друг с другом во внутреннем мире в художественном единстве. В наших исследованиях мир художественного произведения предстает россыпью, и его отношение к действительности дробится и лишается цельности.
При этом ошибка литературоведов, которые отмечают различные «верности» или «неверности» в изображении художником действительности, заключается в том, что дробя цельную действительность и целостный мир художественного произведения, они делают то и то другое несоизмеримыми.

В самом деле, надо не только констатировать самый факт различий, но и изучать, в чем эти различия состоят, чем они обусловлены и как организуют внутренний мир произведения.
Специфика художественного произведения отдельных авторов или литературных направлений может иногда состоять в том, что этих различий в отдельных частях внутреннего мира будет слишком мало, а подражательности и точного воспроизведения действительности слишком много.
Каждое художественное произведение отражает мир в действительности в своих творческих ракурсах. Внутренний мир художественного произведения имеет еще свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл, как система.

Внутренний мир художественного произведения не автономен. Он зависит от реальности, «отражает» мир действительности, но то преобразование этого мира, которое допускает художественное произведение, имеет целостный и целенаправленный характер. Преобразование действительности связано и с идеей произведения, с теми задачами, которые художник ставит перед собой.

Мир художественного произведения – результат и верного отображения, и активного преобразованиядействительности.

В произведениях может быть и свой психологический мир, не психология отдельных лиц, а общие психологии, подчиняющие себе всех действующих лиц, создающие «психологическую среду», по которой развивается сюжет. Эти законы могут быть отличны от законов психологии, существующих в действительности.
То же следует сказать и о социальном устройстве мира художественных произведений, и это социальное устройство художественного мира произведения следует отличать от взглядов автора по социальным вопросам и не смешать изучение этого мира с разрозненными сопоставлениями его с миром действительности. Он также требует изучения в своей цельности и независимости.

Можно также изучать мир истории в некоторых литературных произведениях: в летописи, в трагедии классицизма, в исторических романах и т.д. и в этой сфере обнаружатся не только точные или неточные воспроизведения событий реальной истории, но и свои законы, по которым совершаются исторические события, своя система причинности или «беспричинности» событий, -свой внутренний мир истории.

Нравственная сторона мира художественного произведения тоже очень важна и имеет непосредственное «конструирующее» значение. Например, мир средневековых произведений знает абсолютное добро, но зло в нем относительно. Нравственный мир художественного произведения все время меняется с развитием литературы. Строительные материалы для построения художественного произведения берутся из действительности, окружающей художника.

Мир художественного произведения отражает действительность прямо и косвенно, воспроизводит действительность в неком «сокращенном», условном варианте.

В своем произведении писатель создает определенное пространство, в котором происходит действие. Это пространство может быть большим, охватывать ряд стран (в романе путешествий) или даже выходить за пределы земной планеты (в романах фантастических и принадлежащих к романтическому направлению), но оно может также сужаться до тесных границ одной комнаты. Пространство, создаваемое автором в его произведении, может обладать своеобразными «географическими» свойствами; быть реальным (как в летописи или историческом романе) или воображаемым (как в сказке). Оно может обладать теми или иными свойствами, так или иначе «организовывать» действие произведения. Последнее свойство художественного пространства особенно важно для литературы и фольклора. Дело в том, что пространство в словесном искусстве непосредственно связано с художественным временем. Оно динамично. Оно создает среду для движения, и оно само меняется, движется. Это движение (в движении соединяется пространство и время)' может быть легким или трудным, быстрым или медленным, оно может быть связано с известным сопротивлением среды и с причинно-следственными отношениями.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: