Метрика и ритмика русского стиха

Метр - это стихотворный размер, основанный на последовательном чередовании однородных стоп.

Тем временем, стихотворные размеры делятся на две группы, отличающиеся друг от друга по характеру стоп: двухсложные и трёхсложные. Стопа - это повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого места стихотворной речи. В двухсложных размерах стопа состоит из одного ударного и одного безударного слога, в трёхсложных - из одного ударного и двух безударных слогов.

В двухсложных размерах стопа с первым ударным слогом называется хореем (-∪), со вторым ударным - ямбом (∪-).

При одинаковой внутренней структуре двухсложные размеры отличаются друг от друга ритмическим зачином - анакрузой- она определяется кол-вом слабых слогов перед первым сильным.

В трехсложных размерах стопа с первым ударным называется дактилем (-∪∪), со вторым ударным - амфибрахием (∪-∪), с третьим ударным - анапестом (∪∪-).

Скандовка - мерное чтение, когда на каждый слог мы ставим ударение - лучший способ определения размера,

Стоит заметить, что подчас в стихах может происходить пропуск внеметрического ударения. Это явление называется пиррихием. Встречается он частенько в ямбе и хорее. Пропуск ударения на сильном месте в трехсложных размерах - явление редкое.

Существует в русском стихе и такое явление, как спондей - внеметрическое ударение на слабом месте стиха в ямбе и хорее. В русской поэзии спондеи в ямбе встречаются гораздо чаще, чем пиррихии. В большинстве случаев, спондеи приходятся на начало стиха. В середине стиха - большая редкость, так как он очень сильно "утяжеляет" стих.

Существуют стопы, состоящие из большего кол-ва слогов: н-р, пеон - размер, состоящий из одного долгого и трех кратких, и пятисложник - размер, состоящий из одного ударного и четырех безударных.

РИТМИКА

Ритм каждого стиха определяется не одним фактором, а совокупностью. В создании ритма важную роль играет способ чередования сильных и слабых слогов (характер стоп). Особенность ритма- наличие цезуры - ритмическойпаузы в стихе, разделяющей его на части. Длина стиха так же является одним из основных определителей ритма. Чем короче стих, тем он живее, легче звучит.

Совершенно особую категорию составляют так называемые вольные стихи - в которых стихи разной длины(с разным кол-вом стоп) чередуются неупорядоченно. Такие несимметричные стихи очень удобны для передачи интонации живой разговорной речи.

На ритм стиха оказывают влияние и клаузулы - внеметрические окончания, которые различают по месту ударения: окончания с ударением на последнем слоге - мужские, с ударением на предпоследнем - женские, с ударением на третьем от конца - дактилическим.

Мужские окончания делают стих отрывистым, женские - более плавны, дактилические - протяжны.

Есть такое явление в стихе, как стяжение. Это, когда промежуток между двумя ударными слогами как бы стягивается, сокращаясь с двух безударных слогов до одного.

Стоит отметить и ещё русский размеры:

1) Гекзаметр - шестистопный дактиль с цезурой.

2) Дольник - стих. размер, в котором в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0.

3) акцентный стих - стих, основанных на счете только ударных слогов (расположение безударных роли не играет)

Ритм русского стиха основан на оппозиции ударных и безударных слогов. Основой ритма являются УДАРНЫЕ СЛОГИ.

 

 

9. Строфико-интонационная организация поэтических текстов

 

Основные виды рифмовки:

• перекрёстная (абаб)

• смежная (аабб)

• опоясывающая (абба)

​Комбинация рифм, в точности повторяющаяся на протяжении всего произведения, образует строфу. Строфа является не только интонационно-ритмической единицей, но и единицей композиционного членения стихотворного произведения.

Основные признаки строфы:

• интонационно-синтаксическая завершённость,

• правильное чередование рифмующихся стихов.

Второстепенные признаки:

• упорядоченное чередование клаузул (ритмических окончаний),

• упорядоченное чередование стихов разной длины,

• кольцевое оформление.

Рефрен — стих, повторяющийся в каждой строфе. К нему близко кольцевое оформление строфы, при котором каждая строфа обрамлена особым повторяющимся стихом.

​Если поэт дорожит мерностью/мелодичностью стиха, он обычно прибегает к строфической форме. Если же ему важнее речевая выразительность и свобода стиха, не стесняемые заранее заданными пределами, он выбирает астрофическое построение.

​Наиболее распространённые строфы: двустишия и четверостишия.

Сложные строфы:

• секстин (абабаб),

• одическая строфа (абабввгддг),

• балладная строфа (Ан4/Ан3, чётные стихи рифмуются, нечётные или рифмуются или делятся на рифмующиеся полустишия),

• октава (абабабвв), классические писались четырёхстопным ямбом, в России предпочитали пятистопный, изредка использовали шестистопный,

• онегинская строфа (АбАбВВггДееДжж) (выдержано правило альтернанса — нерифмованные стихи с одинаковыми клаузулами не могут стоять рядом)

Твёрдые формы:

• сонет (состоит из двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (трёхстиший): абаб абаб ввг дгд; ни одно слово, кроме служебных, не должно встречаться в сонете два раза),

• триолет (восьмистишие, в котором первые два стиха повторяются в конце, а первый при этом повторяется ещё раз как четвёртый),

• рондо (два пятистишия и трёхстишие между ними + начальные слова первого стиха в самом конце),

• газель (аа ха ха ха, где х — холостой стих, то есть не рифмующийся ни с одним из других стихов произведения).

​Существуют и отступления от основных принципов организации строфы. К ним относятся такие явления, как строфический перенос, отсутствие замкнутости у некоторых строф, отступления от правильного чередования рифм: 1) количество стихов в строфе одинаково, меняется расположение рифм, 2) меняется и кол-во стихов, и расположение рифм.

​Каждая строфа обладает своими ритмическими, интонационными, композиционными особенностями.

​К интонации стихотворения относятся:

• мелодия (повышения и понижения голоса),

• паузы (перерывы в речи),

• динамика речи (расстановка фразовых ударений),

• темп (ускорение и замедление отдельных групп слов).

Перенос — членение короткого предложения, при котором оно не заканчивается вместе со стихом, а переносится в следующий стих.

​На интонационно-ритмическую структуру стиха влияет прежде всего соотношение ритмического и синтаксического членения речи.

​По типу интонации стихи делятся на две основные группы:

• напевные (признаки: совпадение метрического и интонационного членения, симметричность, интонационный параллелизм, приподнятость, поэтичность лексики; основные формы: куплетная и романсная; область применения: интимная и пейзажная лирика);

• говорные (признаки: своеобразное воспроизведение интонации живой речи, неупорядоченность синтаксического и мелодического строя (разговорная форма), наличие слов, речевых фигур и оборотов, характерных для данного типа речи, асимметричность, мерный. упорядоченный строй (ораторская форма); основные формы: разговорная и ораторская; область применения: общественная жизнь.

 

Интонация стиха определяется не одним каким-либо признаком, а совокупностью ряда факторов, из которых в каждом отдельном произведении одни могут проявляться сильнее, другие слабее. Факторы эти таковы: 1) особенности размера; 2) соотношение метрического и синтаксического членения речи; 3) большая или меньшая организованность пауз и мелодического движения; 4) синтаксическая структура речи: большая или меньшая симметричность предложений, наличие или отсутствие риторических и синтаксических фигур (параллелизм, анафора и т. п.); 5) стилистические особенности словаря и фразеологии.

 

Билет 10... Фоника, её образотворческие и композиционные возможности. Фонетическая организация стихотворного текста. Рифма и рифмовка

Фоника – звуковая организация текста.
В языке огромное количество слов, которые состоят из сочетаний четырех десятков фонем. Значение различных сочетаний звуков (фонем) в практической речи (а чаще всего и в художественной прозе) — только смыслоразличительное. Так как звуков речи сравнительно немного, они будут постоянно повторяться. Открыв любой текст мы легко можем убедиться в том, что многие фонемы повторяются по нескольку раз, однако этих повторов на слух мы не воспринимаем. Иначе обстоит дело в поэзии. В ней мы ясно слышим повторение звуков («Я помню чудное мгновенье» - ясно слышится повторение носовых звуков «н» и «м»). Повторяемость звуков в практической речи и по большей части в художественной прозе - явление случайное, никак не связанное с содержанием. Мы не улавливаем звуковых повторов, потому что не обращаем на них внимания. Больше того, если мы их случайно услышим, то это лишь помешает нам, отвлечет от значения слов.
Стихи ведут свое происхождение от песни, поэтому поэзия сохранила черты музыкальности. Кроме смыслоразличительной функции звуки в стихах несут еще и эстетическую функцию. Читая или слушая стихи, мы невольно улавливаем звуковые повторы.


И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

Слух невольно улавливает в этом четверостишии ямб, частые повторы звуков «э» и «а».

Раздел стиховедения, рассматривающий звуки речи с точки зрения их фонетических (т. е. акустических и артикуляционных) свойств, называется фоникой, или эвфонией (буквально — благозвучие.

Ассонанс – повтор гласных.

Забил снаряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга

Аллитерация – повтор согласных.

И шальной, шевелюру ероша,
В замешательстве смысл темня,
Ошарашит тебя нехорошей
Глупой сказкой своей про меня.

Особенно заметны в стихах звукоподражательные повторы

Здравствуй! Легкий шелест слышишь
Справа от стола?
Этих строчек не допишешь -
Я к тебе пришла.

Рифма – всякий звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической композиции

Стихотворения (определение дано В.М. Жирмунским)

Концевое созвучие — это только один из бесконечных способов связывать строки, кстати сказать, самый простой и грубый. Можно рифмовать и начала строк (начальная рифма):

улица —
лица у догов годов резче

Можно рифмовать конец строки с началом следующей:

угрюмый дождь скосил глаза,
а за решеткой, четкой

Таких способ еще множество.

Рифма имеет значение и фоническое, как всякий звуковой повтор, и метрическое, обозначая границы метрического ряда, стиха. Известны стиховые формы, в которых систематически применяются созвучия в начале или середине стихотворных строк. Например, в древнегерманской поэзии два слова (реже одно) внутри каждого стиха начинались с того же согласного, что и первое слово (так называемый аллитерационный стих):

Hiltibrant enti Hadubrant untar heriun twem...

Созвучие в конце метрического ряда, перед паузой, слышится гораздо отчетливее, чем в начале или середине; таким образом, ритмический строй и звуковой повтор при концевом созвучии подчеркивают и усиливают друг друга больше, чем при начальном. Поэтому чаще всего используются именно концевые рифмы, а не начальные и т.п.

Рифма — явление историческое, изменчивое, поэтому в разные времена содержание этого понятия в известных пределах менялось. Античная поэзия чуждалась рифмы. В европейской поэзии она зародилась в средние века. Русская былина и песня не имеют рифмы как постоянного спутника стихов, если не считать молодого жанра, частушки, в которую рифма проникла из книжной поэзии. Однако именно фольклор позволяет понять происхождение рифмы. В песнях и былинах она иногда появляется как следствие синтаксического параллелизма:

А поехал Вавилушка на ниву,
Он ведь Нивушку свою орати,
Еще белую пшеницу засевати;
Родну матушку хочет кормити.

(«Вавило и скоморохи»)

Три последних стиха кончаются здесь глаголами в одной форме, и окончания их, естественно, более или менее созвучны. От подобных созвучий, рожденных синтаксическим параллелизмом, и ведет свое происхождение рифма. Пословицы и поговорки обычно скрепляются звуковыми повторами, иногда очень богатыми, в том числе и рифмами, например: «Поспешишь- людей насмешишь».

В XVII в. преобладали рифмы грамматические, или суффиксально-флективные, т. е. образованные созвучием суффиксов и флексий: рифмовались глагол с глаголом, прилагательное с прилагательным и т. д. в одной грамматической форме.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.

У Симеона Полоцкого и его современников встречаются рифмы разноударные, типа
Фому — дому, что, с нашей точки зрения, не образует рифмы, но в те времена было созвучным благодаря особому, отличному от нашего произношению стихов.

Точной рифмой называется такая, в которой звуки совпадают, начиная от ударного гласного и до конца слова

Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно

Рифма называется достаточной, если совпадает ударный гласный и последующие звуки

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать

Недостаточная рифма – рифма, состоящая из слов, в которых последнему общему ударному звуку предшествуют различные опорные согласные

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды.

(Н. Рубцов)

Богатая рифма – рифма, в которой кроме ударного гласного и последующих звуков совпадает еще и опорный согласный

Пошла она в леса гулять,
Дружка искать, в кустах вилять

Банальная рифма - связка слов, наиболее часто употребляемая в поэтической практике. Часто к таким рифмам относятся как к избитым, примелькавшимся и давно утратившим свою свежесть (кровь — любовь, радость — младость).

Если в рифме повторяется одно и то же слово, то такая рифма называется тавтологической

«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат.
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму», - сказал булат

Глубокая рифма - обогащением созвучия в предударной части слова, захватывающего-порой два-три слога. (лаборатории - об оратории)

Омонимическая рифма - рифмующиеся слова полностью совпадают по звуковому составу, различаясь по значению (т. е. являются омонимами

Мгновенья двигались и стали
Лишь ты царишь, свой свет струя,
Меж тем в реке из сизой стали
Влачится за струёй струя.

(И. Сельвинский)

Мужская рифма - рифмующиеся слова с ударением на последнем слоге.

Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.

(А.С. Пушкин)

Женская рифма –слова с ударением на предпоследнем слоге

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя..

Стремясь обогатить свой стих оригинальными рифмами, вызывающими новые смысловые ассоциации, поэты иногда ставят в конце стиха редко употребляющиеся слова, например, имена собственные или иноязычные слова. (туман – Адельстан)

К редким и оригинальным относились составные рифмы, в которых одно слово рифмуется с двумя (где вы — девы, та же — страже, воли — до того ли, то же — боже). Составные рифмы долгое время считались комическими и в XIX в. употреблялись преимущественно в стихотворениях фамильярно-шутливых. Разновидностью составных рифм являются каламбурные рифмы, в которых сочетаются слова с одинаковым или очень близким звучанием и различным значением и начертанием.

Хоть ваш словарь невыносимо нов,
Властитель дум не вы, но Симонов

(Б. Пастернак)

Своеобразным звуковым повтором является внутренняя рифма, т. е. рифма, стоящая не на конце, а внутри стиха. Внутренние рифмы делятся на два отличных друг от друга типа: постоянная и нерегулярная.

Постоянная внутренняя рифма (чаще всего она стоит на цезуре) принципиально не отличается от обычной, так как играет не только звуковую, но и метрическую роль, обозначая конец полустишия и определяя характер строфы:

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез
Вещий лес спокойно дремлет, яркий свет луны приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез...

Иначе с нерегулярной рифмой


Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет — и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала

Нарушение точности рифм вначале было незначительным: ударные гласные и следующие за ними согласные полностью совпадали, различными были только заударные гласные. Этого типа неточные рифмы называют приблизительными

Свободные звуки,
Журча, потекли
И дышат разлукой
От лучшей земли...

Нарушения точности созвучия могут быть различными. Рифмы, в которых гласные (ударная и заударные) созвучны, но согласные более или менее различны, называют ассонансами. Часто встречаются неточные рифмы с усечением конечного согласного в одном из созвучных слов (лес — крест, губ — берегу) — такие рифмы называют усеченными.

Диссонансы -неточные рифмы, в которых совпадают согласные, но различаются ударные гласные, обычно составляющие основу созвучия: солнца — сердца, розах—ризах, присвистом — шелестом.

В неравносложных рифмах нарушается главный принцип классической рифмы — одинаковость клаузул: гипердактилическое окончание рифмуется с дактилическим, дактилическое — с женским, женское - с мужским. (рифмы: открытое — размытый, неведомо— следом, важен — скважины, лучика — мученика).

В поэзии последних десятилетий особое развитие получили корневые рифмы, основа которых — созвучие корней и приставок, а не суффиксов и флексий (поток — потоп, робко — коробках)

Разнесенная рифма - два слова, рифмующиеся с одним, стоят не рядом, а в разных местах стиха:

Иди и гляди —

не жизнь,

а лилия.

Идиллия.

(«Тип»)

Рифмовка - порядок чередования рифм в стихе





















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: