Композиционные приемы

 

К основным комп. приемам относят повтор, усиление, противопоставление, монтаж.

Повтор – один из самых простых и наиболее востребованных приемов. Высшая степень его проявления в структуре текста – это кольцевая композиция. В ней устанавливается перекличка между началом и концом произведения:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет,

Живи еще хоть четверть века…

…Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь;

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Повтор деталей в разных видах – это и рефрен, то есть ритмически повторяющееся вслед за строфой слово, стих, группа стихов. В фольклоре рефрен обычно состоит из восклицательных предложений, утративших смысловую значимость, типа «люли, люли, люли!»:

 

Противоположным повтору и усилению является прием противопоставления. Он основан на антитезе контрастных образов:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть…

Монтаж – прием, при котором два элемента текста, два образа, располагаясь рядом, рождают некий новый смысл. Так происходит с ремарками и диалогами чеховских пьес. Реплики действующих лиц сменяют одна другую, но настоящего контакта, общения, понимания между участниками диалога не происходит, так как они даже не пытаются друг друга услышать.

Описания, отступления, речь героев входят в состав предметного мира произведения, внутренней композиции, наряду с точками зрения, пространством и временем. Объединяясь в смысловую целостность, эти элементы образуют сцены, эпизоды.

Отступления. В них автор более непосредственно выражает свою позицию. Отступления лирического плана – у Гоголя.

Речь героев. Это способ раскрытия человеческой души. Выделяют монолог - продолжающаяся речь героя в литературном произведении, открытый монолог - произносимый вслух, внутренний монолог – произносимый мысленно, диалог, многоголосие.

Описание. Это воспроизведение предметов в их статике. Описательные формы: пейзаж, портрет, интерьер, характеристика поступков и быта героев.

Пейзаж – это изображение незамкнутого пространства. Существуют произведения без пейзажа. В драме пейзаж сильно редуцирован. Но роль его велика в эпосе. Он может передавать сведения о месте и времени протекания событий. Именно передавать в образной форме, а не просто указывать на их наличие. Пейзаж может влиять на мотивировку действий, так, в «Капитанской дочке» буран заставляет встретиться Гринева с Пугачевым. Мотивировочное значение пейзажа проявляется в сюжетах, где первенствуют события, не зависящие от воли персонажей («Одиссея» Гомера). Еще одна роль пейзажа – создание психологического настроя, который подготавливает читателя к изменениям в жизни героя.

Портрет – это описание наружности персонажа. С ним тесно связано изображение видимых свойств поведения: жестов, мимики, манеры держаться. Портрет является важным способом создания образа персонажа.

Кожинов В. Сюжет, фабула, композиция / Теория литературы. Кн. I. Роды и жанры литературы. М., 1964.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика.

Билет № 15

Фабула и сюжет

(По Б.Томашевскому)

 

 

Тема- это некоторое единство. Слагается оно из мелких тематических элементов, расположенных в известной связи.

В расположении этих тематических элементов наблюдается 2 важнейших типа:

1) причинно-временная связь между вводимым тематическим материалом (фабульные произведения: повести, романы, эпические поэмы);

2) одновременность излагаемого или иная сменность тем без внутренней причинной связанности излагаемого (бесфабульные произведения: лирика, «путешествия», «дескриптивная и дидактическая поэзия»

Для фабулы требуется не только временной признак, но и причинный.

Путешествие может излагаться также по временному признаку, но если оно повествует только о виденном, а не о личных приключениях путешествующего, то мы имеем бесфабульное повествование. Чем слабее эта причинная связь, тем сильнее выступает связь чисто временная. От фабульного романа, по мере ослабления фабулы, мы приходим к «хронике» - описанию по времени.

Тема фабульного произведения представляет собой некоторую более или менее единую систему событий, одно из другого вытекающих, одно с другим связанных. Совокупность событий в их взаимной внутренней связи и назовем фабулой.

Обычно развитие фабулы ведется путем введения в повествование нескольких лиц, связанных между собой интересами или иными связями (пример: родством).

Ситуация- взаимоотношение персонажей в каждый данный момент.

В основе большей части фабульных форм лежит борьба.
Фабульное развитие можно в общем характеризовать как переход от одной ситуации к другой, причем каждая ситуация характеризуется противоречием интересов – коллизией и борьбой между персонажами. Эти противоречивые интересы, борьба между персонажами сопровождается группировкой персонажей и своеобразной тактикой каждой группы персонажей против другой группы. Это ведение борьбы именуется интригой. Развитие интриги или интриг ведет или к устранению противоречий, или к созданию новых противоречий. Обычно мы в конце фабулы мы имеем ситуацию, в которой все противоречия примирены, интересы согласованы. Если ситуация, заключающая в себе противоречия, вызывает движение фабулы, т.к. из двух борющихся начал какое-то должно возобладать, и их длительное существование невозможно, то примеренная ситуация дальнейшего движения не вызывает, ожидания в читателе не возбуждает, и поэтому такое положение является концевым и именуется развязкой.

Для того, чтобы двинуть фабулу в исходную уравновешенную ситуацию вводятся события, разрушающие равновесие. Совокупность таких событий, нарушающих неподвижность исходной ситуации и начинающих движение, именуется завязкой. Обычно завязка определяет весь ход фабулы, и вся интрига сводится лишь к варьированию действия, определяющего основное противоречие, введенное завязкой. Это варьирование именуется перипетиями (переходы от одной ситуации к другой). Чем сложнее противоречия, чем сильнее противопоставлены персонажи, тем ситуация напряженнее. Перед развязкой обычно напряжение достигает высшей точки – кульминации. Её обычно называют Spannung. Spannung является как бы антитезой в простейшем диалектическом построении фабулы.

Художественно построенное распределение событий в произведении именуется сюжетом произведения.

Понятие темы суммирующее, объединяющее словесный материал произведения. Тема может быть у всего произведения, и в то же время каждая часть произведения обладает своей темой. Такое выделение из произведения частей, объединяющих каждую часть особо тематическим единством, называется разложением текста. Путем разложения произведения на тематические части мы доходим до частей неразлагаемых (получено письмо, герой умер). Тема неразложимой части произведения называется мотивом. В сущности - каждое предложение обладает своим мотивом.

Мотивы, сочетаясь между собой, образуют тематическую связь произведения. С этой точки зрения фабулой является совокупность мотивов в их логической причинно-временной связи, сюжетом – совокупность тех же мотивов в той же последовательности и связи, в которой они даны в произведении.

Фабулой может служить и действительное происшествие, не выдуманное автором. Сюжет – всецело художественная конструкция.
Мотивы произведения бывают разнородны.

Мотивы:

А) Свободные (сюжет)

Б) Связанные (сюжет, фабула)

Мотивы:

А) динамические (изменяют ситуацию)

Б) статические (не изменяют ситуацию)

 

В процессе сюжетного оформления фабулярного материала надо учитывать, что необходим повествовательный ввод в исходную ситуацию. Изложение обстоятельств, определяющих исходный состав персонажей и их связи, именуется экспозицией.

Если мы имеем этот простейший случай, когда автор прежде всего приступает к ознакомлению нас с участниками фабулярного материала, мы получаем прямую экспозицию.

Внезапный приступ – изложение начинает с уже развивающегося действия, и лишь постепенно автор ознакомляет нас с ситуацией героев (задержанная экспозиция).

Регрессивная развязка – включает в себя все элементы экспозиции и как бы освещает обратным светом все известные из предшествующего изложения перипетии.

Форгешихте – Связное изложение значительной части событий, предшествовавших событиям, при которых это изложение вводится.

Nachgschichte – повествование о том, что будет, поставленное в связный рассказ раньше наступления событий, подготовляющих это будущее.

Существует 2 основных типа рассказывания:

1) отвлеченный (автор знает все)

2) конкретный (все проводится сквозь психологию рассказчика)

Возможны смешанные системы: от лица рассказчика мы узнаем, что происходит с конкретным персонажем последовательно.

В художественном произведении следует различать фабульное время и время повествования.

Фабульное время – время, в которое предполагается совершение излагаемых событий.

Время повествований – то время, которое занимает прочтение произведения.

Фабульное время дается:

1) датировкой момента действия, абсолютной или относительной

2) указанием на временные промежутки, занимаемые событиями (разговор продолжался полчаса)

3) созданием впечатления этой длительности

Место действия:

1) статично (все герои собираются в 1 месте)

2) кинетично (перемещение с места на место).



Билет № 16


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: