Предметный мир в литературе - реалии, которые отображены в произведении, располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени.
Мир литературного произведения — это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Художественный предмет несет в себе главные качества изображенного мира.
Вещь в системе внутреннего мира литературного произведения может выполнять разные функции:
1) Вещь может быть опознавательным знаком, первотолчком ассоциаций. Например, лист – знак весны.
2) Вещь как средство характеристики героя (вещь в широком понимании). Например, Манилов – книга, Обломов – халат.
3) Сюжетная функция вещи (мощный толчок в развитии сюжета). Например, шинель, гранатовый браслет, вишнёвый сад.
4) Символизация вещи (вещь самоценна, её внутренний смысл; когда всё произведение об этом). Например, вишневый сад, топор Раскольникова.
5) Фантастический сюжет. Волшебная вещь. Например, ковёр-самолёт.
6) Композиционные связки внутри произведения (на разных субъектных уровнях). Например, синий плащ.
|
|
Отдельные вещи могут соединяться в комплексы, т. е. интерьер, пейзаж.
Все вещи окружающие нас в жизни воспринимаются органами чувств.
Сенсорная поэтика – это представленные в произведении способы чувственного познания образа, ощущения, представления о вещном мире.
Визуальный канал – признаки внутренних черт предмета. Например, цвет – эффект живописности.
Цветовая семантика – устойчивые ассоциации с какими-либо явлениями. Например, жёлтый – больной; солнце – свет.
Звуковое присутствие формирует пространство. Звуковые образы (изображённый звук). Например, у Тютчева были громкие звуки, у Фета – тихие.
Обонятельные образы (запахи) обладают возможностью материализовывать пространство.
Тактильные образы (температура). Например, холодно, жарко. У Лермонтова особенно значимый тип тактильных переживаний – холод.
Вкусовые образы – переносные.
Предметный мир играет важную роль в художественной литературе. Вещи и предметные группы могут повествовать о занятиях человека, его социальной принадлежности, а так же помогают раскрывать характеры литературных персонажей. Описание обстановки и предметного мира даётся писателем неслучайно. С помощью вещей автор изображает обстановку действия, рассказывает о своём герое. А иногда, наоборот, писатель создаёт такой убедительный образ героя, что мы живо представляем себе предметный мир, его окружающий.
Билет 13...
КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (БИЛЕТ №14)
«Композицией — называется построение художественного произведения, соотнесенность всех частей произведения в единое целое. Для изображения картины жизни, писатели используют различные элементы композиции: заглавия, эпиграфы, лирические отступления, вводные, вставные эпизоды, сюжет, портрет, пейзаж, окружающую обстановку.
|
|
Существенную роль в художественном произведении играют заглавия и эпиграфы.
Заглавия — может быть связаны с разными аспектами художественного произведения. С тематикой, с образами,с проблематикой.
Эпиграфы, как известно, представляют второе название. Чаще всего они связаны с идейным смыслом, с идейным содержанием произведений, с характерной чертой того или иного героя. („Береги честь смолоду“, „Капитанская дочка“ Пушкина.)
Единицей композиции называют такой «отрезок» произведения, в пределах которого сохраняется одна определенная форма, один способ литературного изображения – например, повествование, диалог, реплика, внутренний монолог, письмо персонажа, лирическое отступление и т. п. Благодаря композиции из отдельных элементов, эпизодов возникает целое, некий образ текста.
По функциональности элементов необходимо различать внешнюю и внутреннюю композиции.
Внешняя композиция
В эпических текстах внешняя композиция представляет собой деление на тома, книги, части, главы, авторские предисловия, послесловия.
В лирических произведениях признаки внешней композиции – строфы, стихи. Четырнадцатистишия пушкинского романа в стихах – онегинская строфа – обозначены цифрами и являются настоящими законченными главами.
В драматических произведениях внешняя композиция включает в себя авторский текст (список действующих лиц, деление на акты, картины, сцены, явления, ремарки) и текст персонажный (диалоги, монологи, полилоги).
Внутренняя композиция.
В объем категории «внутренняя композиция» входят приемы, строение фрагментов, точка зрения, пространство и время, сюжет, система образов, субъекто-объектные отношения, внесюжетные элементы композиции, художественная речь.
Типы композиций по составу.
В отношении эпических произведений уместно говорить о разных типах композиции, строящихся на основе взаимоотношений сюжета и фабулы. В самом общем виде выделяют линейную, инверсионную, кольцевую, новеллистическую композицию.
В линейной к. сохраняется фабульная последовательность, то есть чередование событий в хроникальном измерении. Иногда ее называю прямой – «Кому на Руси жить хорошо».
Инверсионный тип связан с перестановкой фрагментов, имевших временную связь, а иногда даже обусловлен ретроспективой – обращением назад. Пример – роман Набокова «Лолита». В таком случае автор может делать отступления в прошлое, к событиям и времени, которые предшествовали завязке основного конфликта.
Новеллистическая композиция предполагает, что важные события, умалчиваемые в произведении, оказываются узнанными только в конце. Такой тип помогает автору держать читателя в напряжении и поражать неожиданным поворотом.
Но бывают случаи, когда разные типы композиции сосуществуют, перемешиваются. Кольцевая – в рассказе Набокова «Круг». Спиралевидная композиция «Героя нашего времени”.