ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Политология и международные отношения»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История и философия науки»
ТЕМА
«Философия науки В.И. Вернадского»
Выполнил:
Аспирант I курса
Бичаков Сергей Александрович
Проверила:
Д. филос. н.,
профессор Жиртуева Н. С.
Севастополь
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
Раздел I. Переход человечества из биосферы в ноосферу………………….....5
Раздел II. Наука как основной фактор перехода человечества в ноосферу….11
Раздел III. Понятие «научное мировоззрение» В.И. Вернадского……………15
Раздел IV. Значение философии в развитии науки и ноосферы……………...20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников и литературы………………………..…27
ВВЕДЕНИЕ
В истории достаточно примеров выдающихся российских философов, которые прославились своими взглядами и философскими положениями на весь мир. Одним из наиболее знаковых философов, представителей российского космизма XX века был – Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945 гг.).
Взгляды Вернадского опередили свое время. Его идея о ноосфере в начале 1920-х гг., была поистине революционной. Представляя новую парадигму развития человечества, Владимир Иванович, опираясь на достигнутый прогресс и идеи гуманизма стремился определить будущее людей, их место в пространстве – космосе. Сам переход из биосферы в ноосферу, по замыслу ученого, должен был привести к изменениям в мировосприятии человека – как на духовном (моральном) уровне, так и на материальном.
В особенности, учения Вернадского касались вопросов науки, определению ее места в подготовке к «переходу» (в ноосферу) и значения для восприятия новой действительности, нового мироустройства человечеством. Ведь наука для ученого «является двигателем прогресса» и ключевым элементом, без которого невозможно перейти на новую ступень человеческого развития.
Владимир Иванович был поистине гениальной личностью. Себя он считал натуралистом и в тоже время не чурался находить ответы на философские вопросы, особенно касающиеся исторического развития человека, его места в мире. Великий мыслитель стремился понять сущность научного знания, всех его элементов. Именно с помощью научного знания человек мог покорить новые вершины, овладеть природой, не разрушая ее (что было закономерным в первой половине XX века), а вступая в некий симбиоз человека с планетой.
Таким образом, философия науки играла колоссальную роль в идеях Вернадского, которые остаются актуальными в начале XXI века. Причем, сам мыслитель утверждал о том, что переход из биосферы в ноосферу, человечеству удастся лишь следующем столетии, т.е. в наши дни.
Целью исследования является проанализировать взгляды В.И. Вернадского в отношении философии науки. В рамках поставленной цели, выделены следующие задачи:
1) Рассмотреть концепцию В.И. Вернадского о переходе человека из биосферы в ноосферу
2) Определить роль науки в рамках ноосферной концепции
2) Определить значение «научного мировоззрения» в системе развития человека.
3) Рассмотреть позицию В.И. Вернадского в отношении философии как науки.
РАЗДЕЛ I. ПЕРЕХОД ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ИЗ БИОСФЕРЫ В НООСФЕРУ
Учение Владимира Ивановича Вернадского о ноосфере являлось поистине знаковым событием в первой половине XX века. Идеи о возникновении у человека ноосферного мировоззрения, должно было привести к устойчивому развитию мирового сообщества, характерной чертой которого должна было стать стратегия сбалансированного социально-экономического развития общества (и индивида, в частности) с учетом рационального использования природных ресурсов.
Человечество должно совершить переход из биосферы в ноосферу, определяющую человека в новом измерении и охватывающей «космические» рамки его деятельности. Однако, чем является биосфера и чем отличается от нее ноосфера, с философской точки зрения Вернадского? По мнению ученого, биосфера – это саморегулируемый организм, существующий за счет образования органических соединений с неорганической природой. Иными словами, биосфера поддерживает свое существование благодаря направленному геологическому процессу и биологической эволюции на планете.
Сущность биосферы не сводится только к области распространения жизни на Земле. Основным компонентом биосферы выступает абиотическая часть планеты (ее экосистема) – совокупность условий неорганической среды, косного вещества, влияющих на жизнь. Таким образом, среда жизни у ученого определяется единством биотического и абиотического. По мнению известного исследователя творчества Вернадского, профессора М.И. Дробжева: «Это единство функционирует как активно развивающаяся система, определяемая кодом природы» [7, с. 1050].
Также биосфера Земли тесно связана с Космосом (в широком понятии этого слова). Космические излучения выступают как область энергии, как источник изменения нашей планеты. В составе космических излучений огромная роль для Земли принадлежит Солнцу. Благодаря воздействию Солнца, точнее солнечных лучей осуществляются главные механизмы биосферы – через существование живых организмов лучистая энергия Солнца регулирует химические проявления земной коры. «В биосфере видна неразрывная связь между освещающим ее световым солнечным излучением и находящимся в ней зеленым миром организованных существ», – заключает Вернадский [1, с. 57 – 58].
Причем примеров «квинтэссенции» живой природы и неживой достаточно много. Так, В.И. Вернадский по-новому отнесся к живому веществу, которое обеспечивает обмен атомов на Земле между живой и неживой природой, между организмами и косным веществом. Нетрудно догадаться, что живые организмы занимают сравнительно ничтожную толику массы земной поверхности, однако через их тела, по мнению ученого, в течение 13 лет проходит в 10 раз больше углерода, чем его содержится в земной коре. Почти весь свободный кислород в биосфере образуется и поддерживается за счет деятельности организмов [7, с. 1050].
Живое вещество благодаря этому является мощной геологической силой, создающей оболочку Земли и поддерживающей ее основополагающие свойства. В.И. Вернадский пришел к выводу, что «жизнь не является внешним случайным явлением на земной поверхности, она теснейшим образом связана со строением земной коры, входит в ее механизм и в этом механизме исполняет величайшей важности функции, без которых он не мог бы существовать» [1, с. 56]. Все живое представляет собой непрерывное целое, тесно связанное не только между собой, но и с косной средой биосферы.
Поэтому, биосфера во взглядах Вернадского является симбиозом органической жизни и геологического начала, выливающегося в природу. И именно человечеству предстоит перейти на новый этап устойчивого развития – ноосферу. Владимир Иванович определил ноосферу как сферу разума. Ученый расширил понятие, предложенное французскими философами Э. Леруа и Т. де Шарденом: «Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу» [1, с. 252].
В отличии от французских предшественников, Вернадский видит в ноосфере поверхность нашей планеты, преобразованной трудом и разумом человека. Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. «Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами, определенной геологической оболочки Земли – с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту» [1, с. 254].
Таким образом, ключевым элементом, лежащим в основе идеи Вернадского о ноосфере, является человечество. Человек не является самодостаточным живым существом. Он также не живет отдельно по своим собственным законам, а существует внутри природы, становясь ее частью. Существует функциональная неразрывность человека и окружающей среды. Кроме этого, человечество есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли.
Ноосфера возникает на основе деятельности человечества как мощной геологической силы. Большую роль в ее становлении и развитии играет живое вещество, научная мысль, разум человека, становящийся планетным явлением. Результаты трудовой и духовной деятельности человека – все это органично входит в геологический процесс и биологическую эволюцию, которые направляют переход биосферы в ноосферу.
Итак, для Вернадского человек является объектом исследования наравне с другими живыми веществами, флорой и фауной. А сущность человека подчиняется причинно-следственным связям. Также человек буквально «врос» в биосферу и подчиняется законам ее биохимического развития и как часть живого вещества определяет структуру геологического строения планеты и ее изменения. Ученый восторгается тем, что человек – «удивительный продукт биологической эволюции». Что немало важно для идей мыслителя, человек – уникальное создание не только планеты, но и Космоса!
Несмотря на то, что люди в космосе всего лишь песчинки, их разум в состоянии вместить в себя Вселенную, открывать закономерности ее становления и развития, что в свою очередь позволяет научиться управлять планетой, а со временем и всем Космосом. Ведь человечество все более и более приобретает роль арбитра во всех явлениях и процессах мира. Все учения о человеке с древнейших времен до наших дней выявляют именно эту все возрастающую роль человечества.
Биосфера и человек особенно тесно взаимодействуют на уровне экологии. Решение экологических проблем Владимир Иванович видел в смене мировоззрения и идеологических принципов – в появлении «ноосферного мышления». Центральным мотивом нового мышления должен стать разум. Человек руководствуясь разумом и используя научно-технический прогресс, должен решить две наиболее важные задачи: повысить эффективность использования природно-ресурсного потенциала Земли, а также использовать силы природы на благо человечества [8, с. 18]. Ноосферное мышление намечает пути использования и развития природных сил в интересах человека, роста производительности общественного производства, рационального природопользования, сохранения и развития здоровья человека.
Кроме этого, развитие ноосферного мировоззрения неразрывно связано с развитием науки и образования. Поэтому большое значение Вернадский уделял проблемам гуманизма. Ученый считал гуманизм объективной необходимостью перехода биосферы в ноосферу.
По мнению мыслителя, гуманизм проявляется в двух «плоскостях». Первая плоскость гуманизма затрагивает взаимоотношения общества и природы, в основе которых выступает взаимосвязь и взаимозависимость геологических, биологических и социально-исторических законов развития природы и общества. Вторая плоскость затрагивает взаимоотношения в жизнедеятельности общества, включающие в себя достижение единства человечества, развитие науки, образования и культуры, формирование научного мировоззрения, трудовую деятельность на благо всего человечества, любовь как средство общения и взаимопонимания, личную ответственность за все дела на нашей планете и вклад в благосостояние широких народных масс [8, с. 192].
Гуманизм является закономерным, естественным явлением биологического характера новой эры (этапа перехода из биосферы в ноосферу). Также гуманизм выступает как сугубо общественное, культурное движение, отражающее внутриобщественные отношения. Важнейшим аспектом гуманизма выступает «единство и равенство по существу, в принципе всех людей, всех рас. Биологически это выражается в выявлении в геологическом процессе всех людей как единого целого по отношению к остальному живому населению планеты» [5, с. 40].
Гуманизм развивается как естественноисторическое явление, выступает как объективная необходимость. Главная задача человечества в наше время (XX – XXI вв.) – повсеместное проникновение научного знания в общество. При этом должна усиливаться тенденция интернационализации науки, а также дополняться ростом нравственной ответственности ученых за использование научных открытий. В первую очередь это касается назначения изобретений и открытий, которые должны служить только созидательным, а не разрушительным целям. «Мы часто говорим о значении успехов техники, об увеличении утилизации сил природы, об улучшении жизни человечества, но мы недостаточно сознаем, что в основе этих успехов лежит сознательная деятельность, лежат идеалы и понимание тех лиц, работой мысли которых достигаются эти результаты» – подчеркивает мыслитель [5, с. 392 – 393].
Владимир Иванович подчеркивает необходимость ценностно-гуманитарного обоснования научно-технического прогресса. Очень важным аспектом успехов техники, освоения природных богатств, улучшения жизни человечества выступает сознательная деятельность, идеалы и понимание тех людей, усилиями которых достигаются эти результаты [8, с. 194].
Таким образом, во взглядах Вернадского о ноосфере, можно выделить главную его составляющую – роль человечества. Именно человечество должно выйти на новый уровень развития и подчинить себе природу и космос. Причем не разрушая окружающую среду, а созидая, вступая в «союз» с силами природы. И главная роль в этих стремлениях человека – отводиться разуму и науки.