Раздел III. Понятие «научное мировоззрение» В. И. Вернадского

 

Не менее важными для концепции ноосферы были взгляды мыслителя о научном мировоззрении, как неотъемлемой части «ноосферного человека». Человек, имеющий воспринимать окружающую его среду через призму научных изысканий, способный подчинить себе законы природы и космоса, должен был вступить по мнению Вернадского в новую эпоху развития.

Но какие характеристики должны быть присущи «научному мировоззрению»? Если говорить в общем, понятие мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения. Исходя из этого, ученый вывел определение научного мировоззрения: «Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с ним проявлением той же работы служат религиозное мировоззрение, искусство, общественная и личная этика, социальная жизнь, философская мысль или созерцание. Подобно этим крупным отражениям человеческой личности, и научное мировоззрение меняется в разные эпохи у разных народов, имеет свои законы изменения и определенные ясные формы проявления» [6, с. 17].

Представление человека о явлениях доступных научному изучению (которое дается наукой), было ключевым моментом, отделяющим «обычное» мировоззрение от научного. Ученым подразумевалось определенное отношение к окружающему миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научной методологии.

«Отдельные частые явления соединяются вместе как части одного целого, и в конце концов получается одна картина Вселенной (Космоса), в которую входят и движения небесных светил, и строение мельчайших организмов, превращения человеческих обществ, исторические явления, логические законы мышления или бесконечные законы формы и числа, даваемые математикой. Из бесконечного множества относящихся сюда фактов и явлений, научное мировоззрение обусловливается только немногими основными чертами Космоса. В него входят также теории и явления, вызванные борьбой или воздействием других мировоззрений, одновременно живых в человечестве. Наконец, безусловно, всегда оно проникнуто сознательным волевым стремлением человеческой личности расширить пределы знания, охватить мыслью все окружающее» [2, с. 43].

Владимир Иванович полагал, что научное мировоззрение представляет собой продукт исторического развития человечества и науки. Состоятельность такого продукта заключалась в непрерывной работе человеческого мышления. Также ученый констатировал, что научное мировоззрение всегда находится в движении и постоянно изменяется. Причем изменяется не по законам логики, а по определенным законам развития. Изменения связаны с постоянно меняющимся представлением человека об окружающей его действительности, с постоянным развитием новых областей, охватывающих научным знанием, с развитием самих средств познания [9, с. 24].

В тоже время научное мировоззрение в своем развитии имеет преемственность. В определенное время оно меняется коренным образом. Такую коренную ломку научного мировоззрения он отмечал для ХХ века, когда в научном представлении о мире Ньютоновская механическая картина мира заменялась новой картиной.

Несмотря на то, что научное мировоззрение создается и развивается совокупностью достижений научного сообщества, вместе с тем в своем содержании оно создается и развивается и отдельными представителями науки. В итоге, возникают разные по форме, независимые картины мира, которые никогда не могут быть сведены в единое целое, в единый абстрактный мир физики или механики. Такое многообразие мира порождает различные отражения в научном мире.

Кроме этого, плюрализм мировоззрения изменяется в различные эпохи, различен у различных народов, а также имеет специфические формы проявления. Сам Вернадский жил в первой половине XX века, и на собственными глазами мог наблюдать изменения картины мира, точнее его мировосприятие через научное мировоззрение, когда происходил «научный бум» и научная революция.

Мыслитель констатировал, что развитие научного мировоззрения происходило в условиях жесткой борьбы, отражающей противостояние в самой науке, в духовной жизни, в социуме. «Борьба эта под влиянием интересов эпохи благодаря тесной связи её с жизнью общества придает научному мировоззрению каждой исторической эпохи чрезвычайно своеобразный оттенок; на решении абстрактных и отвлеченных вопросов резко и своеобразно отражается дух времени», – отмечал Владимир Иванович [3, с. 22].

Научное мировоззрение неоднородно и по структуре своего содержания. Оно включает истинное рациональное научное знание, соответствующие научные достижения данного периода, составляющие картину мира, картину действительности. По сути, научное мировоззрение включает в себя достоверные факты, дополненные научными обобщениями (а также временными научными гипотезами и теориями), основанными на методах дедукции и анализа.

В структуру научного мировоззрения входят также другие стороны духовной жизни человечества, включающие как рациональные, так и иррациональные элементы сознания. Как писал ученый: «Сознание захватывает только небольшую часть сущего, а то, что получаешь иным путем, не сознательным путем, составляет в конце мою личность, есть явление иного порядка. Его нельзя одеть в детские пеленки логического выражения, к нему не подходит выраженная в словах или образах оценка своего положения среди окружающего» [9, с. 25].

Также научное мировоззрение невозможно представить без таких аспектов жизни человека, как: философия, искусство, религия – от которых во многих случаях тяжело отделить составляющую науки. Тем не менее, в этой структуре не все содержание равноценно. «Только науки реально существующее, исторически проявляющиеся в истории человечества и биосфере всегда охвачены бесчисленными, часто для современников непреодолимыми, чуждыми им и ими в историческом процессе перерабатываемыми философскими, религиозными, социальными и техническими обобщениями и достижениями, переработка которых по существу является главным содержанием развития истории науки. Только часть, но, как мы видим, все увеличивающаяся, часть науки, в действительности её основное содержание, часто так не учитываемое учеными, часть, чуждая другим проявлениям духовной жизни человечества (масса её научных фактов и правильно логически из них построенных научных эмпирических обобщений), является бесспорной и логически безусловно обязательной и непререкаемой» [3, с. 25]. Именно эта часть, в которой важное место занимают полученные на основе данных опыта и практики научные истины, и составляет основное ядро научного мировоззрения.

Вернадский полагал, что научное мировоззрение составляют относительные научные знания, часть из которых в процессе развития науки становятся абсолютными знаниями. Эту часть знания составляют: научные теории и гипотезы, экстраполяции, конъюнктуры, достоверность которых обычно незначительная, колеблется в незначительной степени, но сохраняющаяся то или иное время. Ведь для человечества мир во многом непознаваем, не познан и непонятен.

Появление этих знаний связано с тем, что в исследованиях действительности натуралист выходит за пределы существующих научно познанных законов, выраженных математически и логически в рационалистических формулах, в которых представляется в его время окружающий мир. Как отмечал ученый, за пределами рационального сознания лежит огромная область научного творчества. Она связана с интуицией, с мистическими представлениями о мире. Вернадский считал мистику одной из самых глубоких сторон человеческой жизни [9, с. 26]. Важным моментом в развитии науки и научного мировоззрения, отмечал В.И. Вернадский, является личное стремление людей к познанию, которое всегда «проникнуто сознательным волевым стремлением человеческой личности расширить пределы знания, охватить мыслью все окружающее».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: