Раздел IV. Значение философии в развитии науки и носферы

 

Владимир Иванович Вернадский рьяно верил в существование глубокой творческой внутренней взаимосвязи между наукой и философией. Сам ученый утверждал: «Я смотрю на значение философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов и придаю ей огромное, плодотворное значение. Мне кажется, это стороны одного и того же процесса – стороны, совершенно неизбежные и неотделимые. Они отделяются только в нашем уме. Если бы одна из них заглохла, прекратился бы живой рост другой. Развитие научной мысли никогда долго не идет дедукцией или индукцией – оно должно иметь свои корни в другой, более полной поэзии и фантазии области: это или область жизни, или область искусства, или область, не связанная с точной дедукцией или индукцией, рационалистическим процессом – область философии… В истории развития научной мысли можно ясно и точно проследить такое значение философии как корней и жизненной атмосферы научного искания» [11, с. 160].

По мнению Вернадского, философии можно и нужно учиться. «Произведения великих философов есть величайшие памятники понимания жизни и понимания мира глубоко думающими личностями в разных эпохах истории человечества. Это живые человеческие документы величайшей важности и поучения, но они не могут быть общеобязательны по своим выводам и заключениям, так как отражают, во-первых, прежде всего человеческую личность в ее глубочайшем размышлении о мире, а личностей может быть бесконечное множество – нет двух тождественных; и отражают, во-вторых, разработанное свое понимание реальности; таких пониманий может быть по существу не так уж много; они могут быть собраны в небольшое число основных типов. Но не может быть среди них одного единого, более верного, чем все другие. Критерия ясного и определенного для этого нет и быть не может» [5, с. 106].

Именно философия создает ту среду, в которой развивается научная мысль. По мнению Вернадского наука появилась из философии тысячелетия тому назад. Философия взрастила человеческий разум, выработала отвлеченные понятия, создала отрасли знания, в том числе логику и математику.

В истории человеческой мысли философия сыграла колоссальную роль… И продолжает играть по сей день. Мыслитель в своих работах доказывал, что наука выросла из философии на протяжении тысячелетий человеческой истории. Связь науки и философии обусловлена тем, что они в известной части касаются одного и того же объекта исследования. В.И. Вернадский писал: «Наука не отделима от философии и не может развиваться в её отсутствии» [4, с.137].

Разница между философией и наукой заключается в том, что научное познание основано на эмпирических, доказуемых методах (наблюдении и опыте), а в философии доминирует рационализм и интуиция, при которых истинность основывается на вере. Философские выводы имеют более высокий уровень обобщений, чем научные и носят во многом абстрактный и гипотетичный характер. Несмотря на то, что философские концепции по достоверности уступают научной методологии, философский процесс познания является более углубленным.

Исчезает граница между философией и наукой – по объектам их исследования, когда дело идет об общих вопросах естествознания. И ученый философ охватывают общие вопросы естествознания одновременно, причем философ опирается на научные факты и обобщения, но не только на них. «Ученый же не должен выходить, поскольку это возможно, за пределы научных фактов, оставаясь в этих пределах, даже когда он приходит к научным обобщениям. Это, однако, не всегда для него возможно и не всегда им делается», – поясняет Вернадский [11, с. 161]. Тесная связь науки и философии в обсуждении общих вопросов философии науки является неоспоримым фактом.

В тоже время философия как предмет, Вернадским воспринимается неоднозначно. Ученый считал философию не наукой, а особой сферой духовной человеческой деятельности, необходимой человеку и влияющей на развитие научных исследований, но принципиально отличающейся от них дедуктивным способом мышления. Философия не обладает арсеналом эмпирических, легко проверяемых фактов, наоборот она оперирует отвлеченными понятиями.

«Наука, вскрывая новое, ломает старые философские представления, указывает конкретный путь. Общий вопрос истории человеческой мысли есть вопрос об отношении между наукой – точным знанием – и философией. Несомненно, эти области человеческого сознания находились и находятся в теснейшем взаимодействии друг с другом, и было бы делом бесплодным и неблагодарным оценивать большее или меньшее значение философии для развития и роста науки или науки для развития и роста философии. Их взаимная, непрерывная связь и взаимное – неразделимое – влияние есть исторический реальный факт. «Наука неотделима от философии и не может развиваться в ее отсутствие наука не может не идти так глубоко в анализ понятий; философия создает их, опираясь не только на научную работу, но и на анализ разума» – отмечал ученый [11, с. 163 – 164].

Особенное внимание Владимир Иванович уделял вопросам роли философии в формировании научного мировоззрения. Ученый считал, что наука не может развиваться без логического обоснования, а философия все же откликалась на достижения науки. Научное мировоззрение (как было описано выше) является результатом не простого объективного наблюдения, а творческого осмысления внешней реальности, на которое оказывает влияние общий интеллектуальный климат данной эпохи.

Вернадский отстаивал мысль о том, что «научное мировоззрение не является синонимом истины» – мировоззрение постепенно эволюционирует, опираясь на философские, а иногда и на религиозные представления, определяющие общий интеллектуальный климат и уровень духовного развития человеческого сознания той или иной эпохи.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в ходе написания реферата были проанализированы взгляды В.И. Вернадского в отношении философии науки. На основании поставленных задач необходимо сделать ряд выводов:

1. Концепция Вернадского о переходе человека из биосферы в ноосферу является актуальной в наше время. Автор подчеркивал невозможность перехода в ноосферу в первой половине XX века, и надеялся, что человечеству удастся преодолеть технический и гуманистический барьер в XXI веке.

В центре учения Вернадского находится человек. Переход человечества из биосферы в ноосферу ознаменовывал бы новый этап человеческого развития.  Ноосфера – эта область взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

Также, чтобы добиться этого перехода, человечеству необходимо объединиться – стать единым. Человечеству необходимо покорить сначала силы природы, а затем и космоса, причем созидательным, а не разрушительным путем. Таким образом, человек вступает в некий симбиоз с природой: используя ее блага, человечество заботиться об окружающей среде, не давая последней погибнуть. Именно этим тезисом, начинается «magna opus» Владимира Ивановича «Научная мысль как планетарное явление»: «Человек и человечество в биосфере как закономерная часть ее живого вещества, часть ее организованности» [2, с. 11].

2. В рамках концепции ноосферы мыслитель, особое значение уделял науки как проводнице человечества на новую ступень развития. По мнению Вернадского, человек должен научиться смотреть на окружающую его среду через призму науки, развивая в себе «ноосферное мировоззрение». Разум человека в силах познать тайны Вселенной, а наука будет инструментом объединения людей для подобной цели.

Наука является формой общественного сознания. Она выступает «геологической силой», призвание которой освоить природу и поставить ее богатства на службу человечеству. Вернадский призывал, чтобы сила и могущество знания и науки были всеми осознаны и регулировали всю государственную жизнь и деятельность. Ведь научная мысль дает в руки человечества такие энергетические и материальные возможности, которые позволяют ему не только брать из биосферы ее богатства, но целесообразно преобразовывать саму биосферу Земли с целью сохранения и умножения всех ресурсов, перевода их в разряд возобновляемых. Ученый подчеркивал, что наука является глубоко демократичной, т. к. ее источником выступает только сила ума и глубина вдохновения человеческой личности.

3. Не менее важными для концепции ноосферы были взгляды мыслителя о научном мировоззрении, как неотъемлемой части «ноосферного человека». Вернадский представлял научное мировоззрение как создание и выражение человеческого духа. Также научное мировоззрение включает в себя достоверные факты, дополненные научными обобщениями (а также временными научными гипотезами и теориями), основанными на методах дедукции и анализа.

Научное мировоззрение представляет собой продукт исторического развития человечества и науки. Человек живет в мире явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научной методологии. И только обладая научным мировоззрением, человек может приблизиться к разгадкам природы.

В тоже время научное мировоззрение невозможно представить без таких аспектов жизни человека, как философия, искусство, религия. Вернадский полагал, что научное мировоззрение составляют относительные научные знания, часть из которых в процессе развития науки становятся абсолютными знаниями. Эту часть знания составляют: научные теории и гипотезы, экстраполяции, конъюнктуры, достоверность которых обычно незначительная, колеблется в незначительной степени, но сохраняющаяся то или иное время. Ведь для человечества мир во многом непознаваем, не познан и непонятен.

4. Владимир Иванович Вернадский верил в существование глубокой творческой внутренней взаимосвязи между наукой и философией. По мнению Вернадского, философии можно и нужно учиться. Именно философия создает ту среду, в которой развивается научная мысль. По мнению Вернадского, наука возникла на основе философии тысячелетия тому назад. Философия взрастила человеческий разум, выработала отвлеченные понятия, создала отрасли знания, в том числе логику и математику.

Разница между философией и наукой заключается в том, что научное познание основано на эмпирических, доказуемых методах (наблюдении и опыте), а в философии доминирует рационализм и интуиция, при которых истинность основывается на вере. Философские выводы имеют более высокий уровень обобщений, чем научные и носят во многом абстрактный и гипотетичный характер. Несмотря на то, что философские концепции по достоверности уступают научной методологии, философский процесс познания является более углубленным.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: