Раздел II. Наука как основной фактор перехода человечества в ноосферу

Отдельно необходимо рассмотреть роль науки как проводника человечества в новую эпоху, эпоху ноосферы. Во взглядах В.И. Вернадского научная мысль выступает как планетарное явление. «В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества, цивилизованного человечества – на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу», – писал ученый [1, с. 252].

Исторический процесс рассматривался Вернадским не как «рукотворное» человеческое явление, а как явление природное, имеющее геологическое значение: «человек впервые реально понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетном аспекте» [1, с. 262]. Ученый рассматривал науку как систему знаний, являющейся также формой деятельности и социальным институтом. Научные знания носят «космический» характер, представляя собой синтез и единство естественных и гуманитарных наук, их в целом гуманитарный характер и непосредственную производительную силу.

Владимир Иванович подробно изучал учения таких знаковых личностей как: Д. Дана, Ле Конта, Ж. Бюффона и В. Пфеффера. Благодаря этим научным «изысканиям», он смог вывести закон эволюционного развития человека: на протяжении истории человечества наблюдался рост центральной нервной системы – мозга. Уровень его развития в многовековой эволюции никогда не идет вспять, а только вперед [7, с. 1051].

«Научная мысль как проявление живого вещества по существу не может быть обратным явлением – она может останавливаться в своем движении, но раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени», – заключал Вернадский [1, с. 258]. Развитие научной мысли является природным процессом. Научная мысль становится планетным явлением и мощной геологической силой.

Так, ученый акцентировал внимание на резком изменении научной мысли в XX веке, по сравнению с предыдущими периодами истории: «отличия заключаются во-первых, в его темпе, во-вторых, в площади, им захваченной, – оно охватило всю планету, в-третьих, в глубине затронутых им изменений, в представлениях о научно доступной реальности, наконец (в-четвертых), в мощности изменения наукой планеты и открывшихся при этом проспектах будущего» [1, с. 311]. Рост научных знаний, освоение их всем населением планеты у В.И. Вернадского выступает как требование геологического процесса, биологической эволюции, как объективная закономерность.

Итак, отношение В.И. Вернадского к науке многопланово. Во-первых, он рассматривает науку как форму общественного сознания. Во-вторых, как научную мысль и геологическую силу, призванную освоить природу и поставить ее богатства на службу человечеству. В-третьих, как форму, средство и содержание получения знаний людьми, способными преобразовывать мир, природную среду и делать их комфортными для жизни человека и человечества. Он призывал, чтобы сила и могущество знания и науки были всеми осознаны и регулировали всю государственную жизнь и деятельность.

Научная мысль дает в руки человечества такие энергетические и материальные возможности, которые позволяют ему не только брать из биосферы ее богатства, но целесообразно преобразовывать саму биосферу Земли с целью сохранения и умножения всех ресурсов, перевода их в разряд возобновляемых.

Кроме этого, наука, по мнению ученого – это реальная сила для объединения человечества. Ведь именно научная мысль охватила большинство жителей Земли. Научные изыскания проникают все глубже в сущность изучаемых объектов, явлений и процессов. Демонстрация достижений науки должна открывать перспективу для будущего человечества [7, с. 1052].

Наука является инструментом объединения народов, ради достижения общей цели. Первый этап достижения единства проходит стихийно, «через общение, творчество, кровавое смешение». Он не был сознательно сложившимся явлением и проходил историю во много тысяч лет через материальное, культурное, духовное и нравственное взаимодействие цивилизаций. Второй этап выступает как сознательное стремление к единению людей, как двигатель жизни и быта народных масс и становится рациональной задачей государственных образований. Главной силой единства человечества выступает научная мысль как планетное явление. «Ход истории научной мысли – выступает перед нами как природный процесс истории биосферы» – отмечает Вернадский [5, с. 45].

Вернадский подчеркивал, что наука является глубоко демократичной, т. к. ее источником выступает только сила ума и глубина вдохновения человеческой личности. «Ибо научное знание есть единственная форма духовной культуры, общая для всего человечества, не зависящая в своей основе от исторического или географического места и времени» [1, с. 247].

Наука и научно-технический прогресс не могут развиваться, не используя интуицию, которая приходит через «эфир Всемирного разума» и развитие ноосферного мировоззрения, что помогает возникнуть многим идеям. В.И. Вернадский подчеркивал, что научно-исследовательская работа всегда являлась необходимым элементом высшего образования. При всякой попытке систематически передать научные знания объективно усиливалась и научная творческая работа. Высшая школа привлекала хорошего преподавателя и неизбежно растила хорошего ученого. Научная работа выступала следствием хорошей преподавательской работы. Такой симбиоз преподавательской и научной работы становился господствующим.

Вернадский большое внимание уделял разработке методологических проблем научного познания – «логике естествознания». Создав, по сути, новую науку – биогеохимию, ученому требовалось выработать и новую методологию. Так, Владимир Иванович искал новые методологические опоры, ввиду отсутствия таковых в существующих (в первой половине XX века) исследованиях. «Система науки, взятая в целом, всегда с логически-критической точки зрения несовершенна. Научное построение, как правило, реально существующее, не есть логически стройная, во всех основах своих сознательно определяемая разумом система знаний», – отмечал мыслитель [4, с. 38].

По мнению Вернадского логические дисциплины не занимают в системе наук то место, «которое им принадлежит». А ведь существующая логика и методология естествознания, методологические разработки, философская логика глобально повлияли на развитие науки. В тоже время к середине XX века многие основы естествознания устарели. Требовалось разработать новую логику естествознания, которая охватывала бы более широкие области действительности: «Необходимо пересмотреть этот вопрос (вопрос о логике – С.Б.) в большем масштабе и в большем пространстве, чем для биосферы: с планетной геологической точки зрения — от Млечного пути, т.е. от нашей галактики до центра нашей планеты» [4, с. 144].

Ставя такую сложную задачу перед мировым сообществом, мыслитель понимал, что создание такой логики посильно только нескольким поколениям. Разработки Вернадского являлись первой попыткой положить начало масштабному исследованию. Сам ученый рассматривал разработки как постановку вопроса о решении методологических проблем науки [10, с. 105 – 106].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: