Институт профессионального образования и экономика

 

Плановая экономика, направляемая представителями господствующей идеологии и регулируемая из единого центра и потому готовая в любой момент стать «мобилизационной», рассматривала профессиональное образование в тесной связи с требованиями материального производства к работникам. Эти требования закладывались в профильную структуру подготовки рабочих и специалистов и соответствующие планы приема-выпуска в системе профессионального образования, в профессио-графические предписания, в содержание и средства обучения на всех уровнях профессионального образования, подкреплялись необходимыми ресурсами. При этом выпускник в качестве работника, профессионала рассматривался не как личность, а как «главный элемент производительных сил общества», «народно-хозяйственный ресурс», «человеческий фактор». Утилитарно-прагматический подход к подготовке будущего специалиста как совокупности социально заданных функций не учитывал роль субъектности и индивидуальности в образовательном процессе и его результатах.

Замедление темпов экономического роста нашей страны в 1960 – 1970-е гг. побудило ее руководство обратить внимание на научно-технический прогресс и соответственно на уровень образования подрастающих поколений. Профессиональное образование, в особенности высшее, стали рассматривать как социальный институт, не только подготавливающий кадры для народного хозяйства, но и формирующий интеллектуально-творческий потенциал всего общества. В соответствии с этим предъявлялись более высокие требования к качеству знаний обучающихся, предпринимались меры по повышению культуры умственного труда, внедрению новых методов и новых организационных форм обучения и самостоятельной творческой работы студентов.

Однако это не меняло сути социального заказа профессиональному образованию – подготавливать работников, специалистов к включению в стабильную производственную среду, требовавшую прежде всего определенных знаний и навыков, а не творческой активности и самостоятельного мышления.

Радикальные перемены в России 90-х гг. XX в., и прежде всего зарождающаяся рыночная экономика, обусловили обращение к профессиональному образованию с учетом законов рынка.

В многочисленных публикациях последних лет довольно часто назначение профессионального образования сводится только к удовлетворению потребностей людей в образовательных услугах, а сложный социокультурный механизм функционирования этого института рассматривается преимущественно в экономическом ключе, как рынок образовательных услуг. При этом считается, что образовательные услуги имеют товарную природу, а их стоимость может быть определена посредством изучения соотношения «спрос – предложение». Утверждается, что социально-экономическое развитие страны, а вместе с тем и системы профессионального образования зависит от сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг.

Вполне понятны большое внимание авторов к финансовым проблемам отечественного профессионального образования в переходный период и их надежды на то, что «рынок расставит все по своим местам». Однако сводить функционирование системы профессионального образования к действию законов рыночных отношений – значит чересчур односторонне понимать сущность образования и суть деятельности в системе образования.

Хотя образование и экономика теснейшим образом взаимообусловливают друг друга, это все же разные социокультурные институты, сложившиеся для удовлетворения разных потребностей социума. Функционирование экономики на основе законов рынка можно представить как деятельность саморегулирующейся системы, обусловленную влиянием социокультурных институтов (например, мораль, право) и традиционных социальных механизмов, действующих вероятностно, случайно и стихийно. Система же образования действует сообразно ценностям и традициям культуры, т.е. целенаправленно, подвержена как самоорганизации и саморефлексированию, так и внешней регуляции. По отношению к экономике образование представляет собой творческую субстанцию, порождающую как самое себя, так и всю систему социально-экономических отношений страны путем увеличения доли знаний и интеллекта в производительных силах общества, посредством воспроизводства и увеличения человеческого потенциала, выраженного в творчестве, нравственности и духовности людей.

Образование любого уровня – это объект не купли-продажи, а более сложных экономических и социокультурных отношений перераспределения индивидуальных доходов и доходов общества в целом, причем ядром этих отношений является право каждого человека на образование. Кроме того, надо учитывать следующее:

конечный продукт образования (усвоенные знания, умения, проявившиеся способности, личностные качества) создается и обучающим, и обучающимся, так как в основе усвоения преподаваемого материала лежит сотрудничество и открытие, сделанное обучаемым самостоятельно или с помощью педагога; за качество и ценность образования в равной степени ответственны оба названных его субъекта, а «производство» и «потребление» находятся здесь в неразрывном единстве;

система профессионального образования следует не только конъюнктуре рынка, но и традициям развития культуры общества, благодаря чему от одного поколения к другому передаются технологии деятельности, культурные нормы и ценности и одновременно инициируются социально-экономические изменения;

факторы, определяющие спрос на профессиональное образование, особенно на высшее, имеют преимущественно неценовой характер; это обусловлено, с одной стороны, стратегическими потребностями народного хозяйства, а с другой – личностными интересами и склонностями обучаемых; и те и другие не поддаются стоимостному исчислению;

образование в большей степени, нежели либеральная экономика, помогает развитию демократии посредством воспитания людей, способных к интеллектуальным усилиям, к компетентным и ответственным действиям в профессиональной, экономической, политической и культурной сферах жизни и тем самым к свободному выбору и реальному влиянию на политическую жизнь общества;

результаты образования, особенно фундаментального, проявляются не сразу; именно разрыв между обучением и получением выгод (индивидуальных и общественных) от него является причиной тенденции к недооценке образования, к недооценке труда преподавателя;

основой современного профессионального образования являются научные исследования; поэтому институт профессионального образования нужно рассматривать как научное сообщество, а не только как структуру, обеспечивающую профессиональную подготовку специалистов, и тем более не как сектор сервиса для сферы образования, развивающийся по законам рыночной экономики.

Переход к рыночным отношениям создает специфическую ситуацию в сфере профессионально-трудовой занятости и в целом на рынке труда. Характерными особенностями этой ситуации являются: отказ государства от распределения выпускников учреждений профессионального образования и предоставление им права свободного трудоустройства; ухудшение условий труда работников и соответственно возрастание уровня неудовлетворенности молодых специалистов такими условиями; изменение структуры занятости и снижение престижности высокоинтеллектуального, творческого труда; смещение трудовой мотивации работников в сторону мотивов более низкого уровня; рост открытой и скрытой безработицы и др.

В этих условиях профессиональная школа ищет пути адаптации к рынку. Прежде всего изменилась структура приема студентов в высшие учебные заведения. Прием на инженерные специальности уменьшается, а на экономические и юридические резко возрастает. Изменилась также профильная структура подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях: увеличился прием студентов на экономические и правовые специальности и несколько уменьшился на технические, сельскохозяйственные и гуманитарные. Кроме того, учреждения среднего профессионального образования традиционно имели узкую профильную направленность (машиностроение, энергетика, строительство, сельское хозяйство и др.), но в последние годы все больше средних специальных учебных заведений становятся многопрофильными. Для создания еще большего разнообразия этих учебных заведений и привлечения обучающихся учреждения профтехобразования всех уровней диверсифицируют, изменяют образовательные программы.

Вместе с тем эти направления приводят к диспропорциям в подготовке специалистов и несоответствию подготовки потребностям экономики в трудовых ресурсах, а это негативно сказывается на состоянии прежде всего высокотехнологичных отраслей производства (например, возникает дефицит высококвалифицированных рабочих-станочников). Реализация обозначенных путей адаптации профессионального образования к рынку не всегда обеспечивается высококвалифицированными кадрами преподавателей, учебно-методическими материалами, оборудованием и инвентарем, а также базой производственных практик. Это в конечном счете ухудшает качество образования, снижает уровень конкурентоспособности выпускников на рынке труда, вызывает рост безработицы.

Неадекватное и поспешное реагирование на стихийно складывающийся рынок вместе с раскрепощением предпринимательской инициативы в сфере образования не свойственны сути, миссии и традициям отечественного профессионального образования. Исторический опыт русской профессиональной школы второй половины XIX – начала XX в. доказывает, что институт профессионального образования может и должен выступать активным субъектом (а не только фактором) становления цивилизованного рынка. Такая возможность сегодня может быть реализована посредством:

сохранения и усиления фундаментальной базы профессионального образования вместе с развитием прикладной, практической направленности образовательной деятельности;

ориентации целей, средств и критериев качества профессионального образования на становление нового типа работника, для которого потребность в творчестве и саморазвитии приобретет если не доминирующий, то безусловно значимый характер;

актуализации воспитания и формирования культуры будущего работника, без чего образование становится «дубинкой в руках дикаря», служит усилению интеллектуального потенциала теневой экономики и криминальных структур;

развития системы непрерывного профессионального образования, подготавливающей индивидов к внесению новшеств в свою жизнь и работу, дающей взрослому человеку возможность смоделировать и осуществить новые проекции своей личности на рыночную среду.

Разумеется, для осуществления обозначенных условий институт профессионального образования должен обладать автономностью и, следовательно, повышенным запасом прочности и реальной (а не только декларируемой) экономической поддержкой со стороны государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: