Позитивизм – направление в социологии, использующее естественнонаучную методологию. Основоположниками позитивизма явились Сен-Симон, Кетле, Спенсер, Конт, Милль, Дюркгейм. Термин позитивизм был введен в социологию Контом, считавшим, что эта дисциплина должна быть научной (как "позитивные", естественные науки), т.е. иметь дело лишь с непосредственно проверяемыми положениями.
Объектом анализа позитивизма является общество, его структура; это направление рассматривает не человека, а общество, существующее над отдельным человеком, являющееся структурой, живущей по собственным законам, игнорируя волю отдельного индивида и диктуя ему поведение.
Характер общества - разновидность природы.
Цель позитивизма - объяснение.
Символ Монсона - “Люди на аллеях парка”.
Главный метод - анализ статистики (позитивизм стремится проверять правильность теорий с помощью конкретных данных и затем объяснять, опираясь на теории, взаимосвязи между статистическими переменными и действительностью).
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКА
а) наука может иметь дело только с наблюдаемыми предметами, непосредственно известными опыту;
б) необходимо построение общих законов или теорий, отражающих отношения между явлениями (номотетический метод);
в) наблюдение и эксперимент показывают, соответствуют или нет эти явления теории; объяснение явлений заключается в демонстрации того, что они являются частными случаями общих законов или закономерностей;
г) социология может быть такой же научной, как физика;
д) предпочтительны измерения и подсчеты (метод квантификации);
е) социально-структурные объяснения более подходят, чем те, что относятся к намерениям и мотивам человека.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ
1) натурализм (сходство объектов естественных и социальных наук и потому – общность законов развития природы и общества);
2) сциентизм (единство методов социологии и естественных наук: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерения, номотетический);
3) бихевиоризм (субъективное поведение можно исследовать, лишь изучая открытое поведение, т.е. человек проявляется не в том, что он думает или говорит о себе, а в поведении, которое можно наблюдать);
4) верификационизм (истинность исследования проверяется путем эмпирических, опытных процедур);
5) квантификация (необходимость и возможность измерения, количественной оценки всех социальных явлений);
6) методологический объективизм (свобода от ценностных суждений и от связи с идеологиями).
Гуманитаризм как основное направление в социологии: характеристика, используемые методы и принципы.
Объект анализа - мотивы действий людей; это направление считает главным именно поступки людей, чьи мотивы социология должна понять, а общество – лишь суммой этих действий индивидов.
|
|
Характер общества - противоположно природе.
Цель - понимание.
Символ Монсона - лодки в море.
Главный метод - метод понимания (гуманитаризм основан на нашей способности к эмпатии; выявляет личные мотивы поступков людей).
ГУМАНИТАРИСТСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ:
1) Идиографический метод – метод исследования индивидуальных, уникальных лиц, событий или предметов. Химик не изучает процесс, который нельзя повторить. В обществе же, наоборот, все явления неповторимы.
2) Лингвистический метод: гуманитаризм придает особое значение не чувствам, ощущениям, наблюдению открытого поведения, а языку. Изучается то, что доступно языку, мышлению. Главное – не как поступил человек, а почему.
3) Социокультурный метод - понимание духовных сдвигов, изменений в культуре, идеально-типическое моделирование общественных процессов.
4) Метод качественного анализа. Не все нуждается в исчислении (часто необходимо понимание феноменов, а не их подсчет) и не все можно точно измерить. Например, малопригодны для измерения летописи, иные исторические и письменные документы.
5) Феноменологизм - метод социологической интерпретации, дающий возможность познания причин и сущности социальных явлений.
6) Метод понимания (Verstehen - понятие, введённое Вебером - процедура получения доступа к смыслам действий индивидов, состоящая в том, чтобы поставить себя в положение других людей).
7) Герменевтика - метод интерпретации осмысленных человеческих действий. В XIX в. понятие герменевтики расширилось, включив вопрос об интерпретации любого текста, исходя не только из текста, но и из опыта автора.
8) Гуманитаристская социология, как правило, отрицает и "свободу от ценностей" или "ценностную нейтральность", выдвигая на их место ценностную релевантность (уместность ценностей)