Структура социологии

Социология как наука: объект и предмет. Специфика социологии как науки. Ее отличие от других гуманитарных наук.

Термин "социология" (от лат.societas - общество и греч. logos - наука, учение) введён Огюстом Контом в 30-х гг. XIX в. и означает "наука об обществе".

Объект социологии - общество. Но оно является объектом всех гуманитарных наук, как природа - объект всех естественных наук. Поэтому нужно различать объект и предмет науки. Объектом науки мб целая система, изучаемая рядом наук, а предметом науки является лишь та сторона этой системы, которую изучает только данная наука.

Так, предметом социологии является не общество в целом, а его социальная жизнь, т.е. взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом. Социальные субъекты – люди из социальной группы (племена, слои, классы, этносы, элиты и т.д.), имеющие социальные различия между собой. Социальные различия – различия в социальном статусе. Социальный статус – положение в общественной иерархии, т.е. степень доступа к образованию, власти, богатству и иным благам, уровень престижа.

Социология изучает отношения между молодыми и пожилыми, горожанами и сельчанами, представителями различных национальностей и этносов.

Отличия истории и социологии:

· история изучает прошлое, социология - настоящее

· цель истории - описать, социологии - понять

· история выстраивает события хронологически, социология - логически

Отличие психологии и социологии: психология изучает отдельного человека, социология - большие группы людей.

Отличие философии и социологии: философия базируется на теории, социология имеет прикладной характер.

Значение социологии для других наук заключается в том, что она даёт научно обоснованную теорию об обществе через его структуры, через закономерности их взаимодействия

 

Функции социологии.

Функции социологии отражают её значимость для общества. Многие социологи выделяют такие функции-блоки: познавательный, практический, идеологический, критический, гуманитаристский и др.

Социология осуществляет функцию изучения действительности, накопления знаний, их обобщения и составления общей картины структур и процессов современного общества. Эта ф-ия служит основой для реализации остальных функций.

Познавательный блок функций. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социологических исследований, техники сбора и обработки социологической информации. Познавательная ф-ия включает в себя:

а) информационную функцию (получение первичных данных об индивидах и общностях, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, мотивах, фактах реального и вербального поведения, об общественном мнении и т.д.);

б) теоретическую функцию (выявление новых закономерностей и тенденций, обогащение социологической теории).

Практический блок функций социологии, тесно связанный с познавательным, включает:

*функцию прогнозирования (На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т. п. Появляется возможность определить варианты развития некоторых событий и последствия наступления каждого из них. Такие прогнозы – основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления);

*функцию эффективного социального контроля над социальными процессами;

*функцию оптимизации и коррекции деятельности социальных общностей и людей;

*функцию социальной помощи.

Идеологический блок функций направлен на:

а) познание естественноисторического процесса и выработку перспективных и ближайших целей развития общества;

б) научную и идеологическую дискуссию с иными концепциями;

в) распространение социологических доктрин среди населения;

г) подготовку компетентных специалистов, на глубокое и всестороннее усвоение ими социологических концепций.

Критическая ф-ия социологии призвана предупреждать социальную политику об отклонениях в движении, сигнализировать о возможных негативных социальных явлениях и последствиях. Критическая ф-ия социологии проявляется в том, что социология, с одной стороны, показывает, что можно сохранить, упрочить, развить в социальной жизни, а, с другой стороны, выявляет то, что требует радикальных преобразований. Социология, исследуя общество и его отдельные элементы, ставит им социальный диагноз в целях нахождения эффективных путей восстановления социального здоровья. Социология занимается и профилактикой социальных болезней и дает рекомендации для восстановления социального здоровья общества.

Гуманитаристская ф-ия социологии выражается в разработке целей социального развития, социальных идеалов, программ социоэкономического, социополитического и социокультурного развития общества, технологий, нацеленных на улучшение взаимопонимания людей.

 

Структура социологии.

Имеются разные подходы в характеристике структуры социологии: содержательный, целевой и масштабный.

Содержательная Целевая Масштабная
1.Методология (метасоциология) I. Фундаментальная(академическая) А. Общая социология (мегасоциология)
2. Теория II. Прикладная (ориентированная на клиента): а) Социальная инженерия б) Клиническая социология Б. Макросоциология – частные теории среднего уровня: а) Специальные б) Отраслевые
3. Эмпирия   В. Микросоциология

Содержательный подход подразумевает выделение трёх основных частей: теория, методология, эмпирия. Без этих составляющих социология перестает быть цельной наукой. Конкретные социологические исследования требуют глубоких теоретических обобщений, формирующих законы и категории, а методология представляет собой способы получения знаний, принципы движения от эмпирии к теории и обратно.

Теоретическая социология. В её задачи входит изучение общих законов функционирования и развития общества. Она выявляет взаимосвязи экономики, политики и культуры, взаимодействие различных социальных групп.

Эмпирическая социология – это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов социальной жизни с использованием специальных методов (опрос, наблюдение, эксперимент). Прикладные эмпирические исследования направлены на решение таких практических задач, как:

- выяснение причин, порождающих социальный дискомфорт людей;

- выработка рекомендаций по их устранению;

- разработка методов сбора, обработки и интерпретации полученных социологических данных;

- определение объекта, стратегии и цели исследования;

- осуществление выборки, достижение ее репрезентативности.

Тем самым теория и эмпирия имеют существенные различия. Теоретическая социология включает в себя совокупность гипотез, теорий, моделей, объясняющих процессы развития социальной системы и ее элементов. Эмпирическая социология изучает реальные социальные факты, что является исходной точкой социологического анализа.

Методология – это учение о методе социального познания, система философских, исторических и социальных принципов, обосновывающих пути и способы приращения, построения и применения социологического знания.

Второй подход к рассмотрению структуры социологического знания - целевой. В его рамках выделяется прикладная и фундаментальная социология.

Фундаментальная (базисная)(на Западе - академическая) решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Разрабатываемые теории и концепции отвечают на два вопроса: "что познается?" (объект) и "как познается?" (метод). Основной ее отличительной чертой является то, что главная задача социального познания усматривается в открытии и формулировании универсальных, независимых от времени и места закономерностей поведения человека и социальной организации, в поиске объективной истины.

Прикладная социология (в США - "проблемно ориентированная"/ "ориентированная на клиента") изучает проблемы, связанные с практическим преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Она прямо отвечает на вопрос "для чего?" - для социального развития, для совершенствования социальных отношений, для формирования личности, для реконструкции управления и т.д. Под прикладной социологией западные учеными понимают совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта.

Таким образом, фундаментальная и прикладная социология различаются не по объекту или методу исследования, не только содержанием и характером научной деятельности, а

*по своей цели: решению научных или практических задач, другими словами;

*по своей ориентации: на практическую пользу или на приоритет знания и научный вклад в фундаментальные открытия.

Третий подход - масштабный. Субъекты социальной жизни и типы их связей по степени общности подразделяются на субъекты и связи мегауровня (общества, этносы, суперэтносы, цивилизации), субъекты и связи макроуровня (социальные общности и общественные институты), субъекты и связи микроуровня (отдельные личности). Соответственно, и социологические теории также различаются по уровню обобщения (масштабности):

А.Общая социология (мегасоциология); Б.Макросоциология (macrosociology) – частные теории среднего уровня:

а) Специальные (изучающие крупные социальные общности типа города, церкви, молодежи)

б) Отраслевые (исследующие отдельные сферы, т.е. социальные структуры, институты и процессы);

В.микросоциология (microsociology; занимается социальными контактами лицом к лицу в повседневной жизни и межличностным поведением в малых группах).

По мере познания всего многообразия социальных объектов возникло целое семейство частных социологий среднего уровня. Среди них:

• Э кономическая социология (изучает социальную жизнь в сфере экономики);

Индустриальная социология (социология труда) (нацелена на трудовые отношения людей на предприятии и разрабатывает практические рекомендации по увеличению эффективности производства);

• Социология управления ( изучает "социологическую надстройку" в менеджменте);

Социология семьи

Городская социология (рассматривает социальные процессы, формы и институты урбанизации в их связи с развитием общества в целом);

Социология досуга ( занимается социальным поведением индивидов и групп в свободное время, способами удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, общении, развитии личности и т.д.);

Социология морали ( исследует реальные нравы и их функционирование в обществе, моральные представления и мнения различных групп общества, эволюцию, тенденции развития морального сознания в обществе)

Социология девиантного поведения ( анализирует социальные корни, условия и причины отклоняющегося поведения);

Политическая социология (исследует социальные аспекты политики и политические аспекты общественных явлений);

Социология образования (изучает систему образования как социальный институт, её взаимодействие с обществом);

Социология религии (изучает религиозные институты в их взаимодействии с обществом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: