Формы государственной поддержки: а) субсидии; б) пособия; в) кредитование

Государственная поддержка – это система мер финансового, экономического и управленческого воздействия, обеспечивающая эффективное функционирование сельского хозяйства.

Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Пособия – регулярная или единовременная денежная выплата, предоставляемая гражданам страны в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами, при рождении ребенка и другое.

[А1]В основе разграничения деятельности федеральных и региональных органов власти по вопросам социальной политики лежат такие фундаментальные принципы федерализма, как обязательное «распределение ролей» во всех общественно значимых сферах между всеми уровнями власти, установление зоны самостоятельных и ответственных действий каждого уровня власти в указанных сферах в соответствии с «распределением ролей». Каждый уровень власти наделяется правами и ресурсами для осуществления самостоятельных и ответственных действий в этих зонах.

[А2]Тем самым создано общероссийское правовое пространство действий органов власти разных уровней в социальной сфере. Главное место отводится регламентации бюджетных финансовых ресурсов. Это сфера внимания в первую очередь федеральных законов о федеральном бюджете, налогового законодательства, других нормативных актов.

[А3]Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы, формируются внебюджетные государственные фонды, определяются условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д.

[А4]Они же обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры, разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие социальной инфраструктуры. Именно региональные органы власти реализуют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения и т.д.

[А5]Это прежде всего администрации, профсоюзы, женские, молодежные объединения и различные формы самоуправления. Негосударственные организации (общественные, благотворительные и др.) также оказывают необходимую помощь как своим членам, так и группам населения, интересы которых они выражают. Все эти организации имеют Уставы или Положения, на основании которых они действуют. Наиболее значимые из них - ветеранские, детские, молодежные, женские, инвалидов и др.

[А6] Например: по оказанию социально-медицинской помощи престарелым, немощным, одиноким; социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья; правовой помощи социально нуждающимся слоям населения. Они также занимаются сбором подержанных предметов обихода и вещей у населения и последующим распределением их нуждающимся

[А7]Их назначение производится адресно, т. е. после проверки органами социальной защиты уровня доходов с учетом имущества обратившегося (другими словами, после проверки его нуждаемости в этой помощи). По этим признакам социальной помощью является ежемесячное пособие на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку ребенка до 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения 18 лет).

Денежные выплаты, которые назначаются безработным, утратившим право на получение пособия по безработице в связи с истечением срока его выплаты. Такие выплаты могут назначаться членам семьи безработного, не достигшим 18 лет (учащимся — 24 лет) и не имеющим самостоятельных источников дохода.

Преимущественное право на получение материальной помощи имеют семьи тех безработных, которые содержат инвалидов, воспитывают несовершеннолетних детей или ребенка-инвалида, являются вынужденными переселенцами и др. При этом во внимание принимается также уровень среднедушевого дохода на каждого члена семьи безработного.

[А8] Субсидия — это безналичная форма расчета с гражданами, предоставляемая при превышении платежей за жилье и коммунальные услуги, потребляемые по социальной норме площади жилья и по нормативам потребления коммунальных услуг сверх установленного субъектами Российской Федерации уровня от совокупного дохода семьи. Максимально допустимая доля на оплату жилья и коммунальных услуг — это предельная величина совокупного семейного бюджета на их оплату, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

[А9]Поэтому многие специалисты не признают ее самостоятельной организационно-правовой формой социального обеспечения, руководствуясь источником финансирования, который является важным, но не единственным признаком для выделения организационно-правовых форм. При характеристике организационно-правовой формы финансовые средства нельзя отделять от оснований и видов обеспечения, а также от круга лиц, входящих в сферу охвата.

Государственная социальная помощь оказывается за счет средств бюджетов различных уровней, но это не значит, что она поглощается государственным социальным обеспечением особых субъектов (различных категорий государственных служащих и др.).

[А10] Социальная реабилитация как технология социальной работы — это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидность, миграцию, безработицу, отбывание наказания в местах лишения свободы и т. д.

[А11]Важной частью социального блока реабилитационной программы являются меры материальной помощи, в т.ч. социальные пенсии и компенсационные выплаты, адресная натуральная поддержка в виде помощи продуктами, одеждой, другими предметами обихода, техническими средствами и тд.

[А12]Мероприятия данного вида проводятся путем социального обслуживания на дому и в условиях учреждений социального обслуживания под патронажем органов социальной защиты населения. Координация различных направлений социальной реабилитации осуществляется специалистами по социальной работе, которые поддерживают связь с органами здравоохранения, образования, занятости, правовыми службами, организуют необходимые консультации, активизируют социальный потенциал семьи, содействуют финансовой и материальной помощи семье.

[А13] Важнейшими и наиболее опасными для субъекта элементами этого процесса являются:

· разрушение привычной системы социальных связей и отношений;

· утрата привычного социального статуса и присущей ему модели статусного поведения и статусного восприятия мира;

· разрушение привычной системы социальной ориентации субъекта;

· снижение или потеря способности самостоятельно и адекватно оценивать себя, свои действия, действия окружающих людей и, как следствие, принимать самостоятельные решения.

[А14] 1) Социально-медицинская - включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.

[А15] 2) Социально-психологическая - предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригруппо-вых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

[А16] 3) Социально-педагогическая - направлена на решение таких задач, как преодоление состояния “педагогической запущенности” (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.

[А17] 4) Профессиональная и трудовая - позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и в последствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.

[А18] 5) Социалъно-средовая - направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.

[А19] 1) Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.

[А20] 2) Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.

[А21] 3) Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.

[А22] 4) Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.

[А23] 5) Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.

[А24]Во время данного вида патронажа специалист по социальной работе наблюдает за клиентом в домашних условиях, изучает быт, взаимоотношения в семье, знакомится с режимом, питанием, особенностями и традициями семьи, узнает о самочувствии клиента в момент проведения патронажа. В случае если требования к социально-гигиеническим, социально-бытовым условиям проживания клиента не выполняются им самим или его членами семьи, специалист по социальной работе и медицинский работник в ненавязчивой форме дают советы-рекомендации, организуют режим сна и бодрствования, адекватный возрастным особенностям клиента. Важно объективно определять общее состояние клиента. Необходимо выяснить, какими навыками самообслуживания он обладает.

[А25] 1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

[А26] 2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

[А27] 3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

[А28] 4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

[А29] 5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

[А30] 6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

[А31]Социальное сопровождение оказывается гражданам, в т.ч. родителям (законным представителям), опекунам, попечителям, признанным нуждающимися в социальном обслуживании и сопровождении:

· замещающим семьям;

· семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

· семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет;

· многодетным семьям;

· малообеспеченным семьям (с низким уровнем дохода);

· семьям, имеющим намерение отказаться от ребенка (в т.ч. от новорожденного);

· семьям с одним родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей;

· семьям, находящимся в социально опасном положении;

· семьям переселенцев, беженцев, мигрантов;

· семьям с несовершеннолетними детьми, в которых один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью;

· семьям, в которых несовершеннолетний ребенок находится в конфликте с законом;

· женщинам с детьми и беременные, находящимся в трудной жизненной ситуации.

[А32] Предоставление информации, необходимой для решения сложной жизненной ситуации (справочные услуги), а именно:

· о видах социальных выплат (если семья или лицо имеет на них право в соответствии с действующим законодательством);

· предоставление контактов служб или учреждений, куда необходимо обратиться за соответствующей помощью, учреждений, предоставляющих услуги, условия получения социальных услуг и т.п.

[А33] Психологические:

· психологическая диагностика, направленная на выявление социально-психологических характеристик личности;

· предоставление консультаций по вопросам психологического здоровья и улучшения взаимоотношений с окружающей средой;

· обсуждение проблем и предоставления советов по решению социальных и психологических проблем, обучение преодолевать трудности и конфликты с окружающими;

· содействие в предотвращении возникновения недоразумений и конфликтов между членами семьи, психологическая коррекция и психологическая реабилитация

[А34] Социально-педагогические:

· планирование совместно с семьей или лицом мер и действий по устранению причин, повлекших сложные жизненные обстоятельства;

· мониторинг выполнения запланированных действий; выявление и содействие развитию разносторонних интересов членов семьи;

· просветительская работа по всестороннему и гармоничному развитию ребенка, особенностям развития семьи и семейных отношений;

· обучение родителей эффективным методам воспитания, мобилизации собственных ресурсов семьи для решения проблем в дальнейшем;

· помощь родителям в решении конфликтных ситуаций семейного воспитания, осуществление мониторинга защиты ребенка от жестокого обращения и насилия;

· педагогическое консультирование по вопросам решения педагогических проблем семьи и ее членов, устройство ребенка в секцию, кружок и т.д.

[А35] Социально-медицинские:

· посредничество в осуществлении профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий;

· консультации по вопросам сохранения и укрепления здоровья;

· формирование идеологии здорового образа жизни и преодоления вредных привычек;

· содействие в поддержке и охране здоровья и т.п.

[А36] Юридические:

· предоставление консультаций по вопросам действующего законодательства, гарантий и льгот;

· осуществление защиты прав и интересов семьи или лица, защита прав ребенка

[А37] Социально-экономические:

· помощь в привлечении дополнительных ресурсов для удовлетворения материальных интересов и потребностей семей или лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах;

· содействие в получении государственных социальных пособий, в предоставлении денежной помощи, а также помощи в виде денежных компенсаций;

· информирование по вопросам трудоустройства и содействие в этом;

· посредничество в оказании гуманитарной помощи и т.п.

[А38] 1) Адаптационный уровень включает реализацию мероприятий сопровождения, направленных на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, приемной, молодой и иной семьи, в течение первого года ее создания.

[А39] 2) Базовый (профилактический) уровень включает реализацию мероприятий сопровождения, направленных на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях.

[А40] 3) Кризисный уровень включает реализацию мероприятий сопровождения, направленных на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям.

[А41] 4) Экстренный уровень включает реализацию мероприятий сопровождения, направленных на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения существующей угрозы для сохранения семьи.

[А42] Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно-необходимого материального и социального положения всех членов общества. Это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и существования личности, различных социальных категорий и групп.

[А43] Социальное обеспечение — организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

[А44] Социальное страхование — это система социальной защиты, задача которой — обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.

[А45] Социальная помощь — это денежная помощь и помощь в натуральной форме, в основном финансируется из бюджета и добровольных пожертвований и платится людям, которые находятся в тяжелом материальном положении, как на основе проверки их дохода и наличия средств к существованию, так и по определенным критериям без проверки дохода. Это означает также, что некоторые слои населения будут пользоваться благами программы помощи, а другие будут исключены из сферы её действия.

[А46] 1) Немецкая модель предусматривает обеспечение социальных прав в соответствии с отчислениями, которые уплатил человек на протяжении всей активной жизни. Для семей с ограниченными возможностями существуют различные государственные программы;

[А47] 2) Английская модель предусматривает предоставление социальной помощи в минимальных размерах независимо от принадлежности к какой-либо категории;

[А48] 3) Корпоративная модель предусматривает предоставление социальной помощи непосредственно от компаний в пользу работника;

[А49] 4) Смешанная модель сочетает в себе различные соотношения признаков иных моделей.

[А50] Государственные формы:

· Доступное здравоохранение;

· Льготы;

· Доступное образование;

· Пенсионное обеспечение;

· Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

· Меры социальной поддержки.

[А51] Не государственные формы:

· Добровольное социальное страхование;

· Благотворительность;

· Частные системы здравоохранения и др.

[А52] Политика соцподдержки и трудоустройства незанятого населения. Сюда можно отнести такие текущие задачи, как совершенствование Министерства труда и соцразвития, включая службу занятости и иные структуры. Разработка их грамотной политики.

[А53] Согласование демографической, миграционной, социальной политики с приоритетами и целями регулирования трудового рынка. Это достигается посредством минимизации оттока классифицированных кадров за границу, ограничения нелегальных и нежелательных форм иммиграции, регулирования доходов (цены на труд), содействия занятости такой категории населения, как зарегистрированные беженцы и вынужденные переселенцы.

[А54] Согласование структурной, внешнеэкономической, финансово-кредитной, инвестиционной политики в целях регулирования трудового рынка. Здесь должны рассматриваться решения по поводу осуществления госзаказов и госзакупок продукции, прежде всего, инфраструктурного, социального, оборонного и экологического назначения, а также госпрограмм инвестиционной направленности, государственных дотаций, кредитов, субсидий и налоговых льгот, которые должны быть направлены на поддержку, развитие производства (в первую очередь, в приоритетных отраслях). Задача исключительной важности – регулирование связей внешнеэкономической ориентированности в интересах повышения занятости.

[А55]На данном уровне также должны разрабатываться и реализовываться программы транспортного, производственного и жилищного строительства, госзакупок продукции предприятий любой формы собственности, предоставления компаниям кредитов, налоговых льгот, дотаций, направленных на поддержку и развитие производства также в приоритетных отраслях. Именно на региональном уровне более эффективны такие способы борьбы с безработицей, которые реализуются посредством стимулирования фермерства, малого и индивидуального бизнеса.

[А56]При разработке этой политики, прежде всего, определяются социальные направления, характеризующиеся низкими показателями качества жизни наибольшего количества жителей региона, а также объемы материальных, финансовых, природных и иных ресурсов, необходимых для их повышения. Сюда также можно отнести создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов населения.

Представляется целесообразным определить нижний предел развития, установив минимальный стандарт. Государственный минимальный социальный стандарт – минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека, установленный законодательством Федерации и региона. Социальные нормы – показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном выражении, в расчете на соответствующую единицу измерения (на одного жителя, на одного учащегося, на одну койку, на одно учреждение соответствующего типа, на 1 кв. м. и так далее); денежное выражение этих норм - финансовые нормы.

[А57] 1) Принцип социальной компенсации призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом. Он предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания.

[А58] 2) Принцип субсидиарности(поддержки), которые предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающей социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем самих граждан.

[А59] 3) Принцип индивидуальной социальной ответственности. Он неразрывно связан с принципом социальной справедливости и требует от индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. При этом общество или государство должны лишь восполнять индивидам и семьям те виды или объемы помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивида или семьи, либо вмешиваться в чрезвычайных, кризисных ситуациях.

[А60] 4) Принцип социального партнерства, в основе которого лежит система трипартизма, то есть участия в переговорах по социально-трудовым вопросам трех сторон: государственной власти, работников и работодателей. Этот принцип определяет равноправие сторон на переговорах при принятии решений, равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.

[А61] 5) Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

[А62] 6) Принцип социальной солидарности, который заключается в том, что современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от более сильных к менее сильным. Это происходит путем перераспределения денежных средств через систему налогов и пособий, и перераспределения социальных ресурсов, то есть доступа к социальным коммуникациям, культуре, здравоохранению, образованию.

[А63] 7) Принцип социальной справедливости. Уравнительный тип справедливости представляет людям одинаковые возможности, что, безусловно, оправдано в ситуации социального старта, в том случае, когда слабость одних индивидов по сравнения с другими, является объективной. Однако, удовлетворение потребностей личности на единообразном уровне снижает мотивацию к труду, творчеству и успеху. Распределительная справедливость воздает индивидам за успех, тем самым стимулируя их к еще большему приложению усилий. Но она ставит в ущемленное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к усиленной деятельности или объективно находится в худших условиях. Теоретическое представление и социальная практика большинства стран демонстрирует как бы постоянные колебания в рамках этих представлений о справедливости, приближаясь то к одному, то к другому полюсу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: