Предмет, объекты и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

В соответствии со ст.29 Закона о прокуратуре РФ предметом надзора является:

-  соблюдение прав и свобод человека и гражданина,

- соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях,

- соблюдение установленного порядка проведения расследования,

 - законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Правовую основу прокурорского надзора составляют УПК РФ и ведомственные НПА: приказы ГП РФ №137 от 06.09.2007 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» №162 от 02.06.2011 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»; №189 от 27.11.2007 г. «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве». В каждом из них подчеркивается значение правозащитной деятельности прокурора. Они обязаны защищать права и законные интересы участников уголовного судопроизводства, принимать меры к восстановлению нарушенных прав и возмещению причиненного ущерба.

Соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях обеспечивает своевременное раскрытие преступлений и изобличение виновных. Указанный порядок предусмотрен ст.140-146 УПК РФ, а также межведомственным НПА «О едином учете преступлений» (совместный приказ ГП РФ, МВД РФ, МЧС РФ, ФСБ, Минюста, Минэкономразвития, ФСКН от 29.12.2005 г.); ведомственными НПА руководителей органов дознания и предварительного следствия. В ГП РФ это приказ № 277 от 05.09.2011 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».

Порядок предварительного расследования устанавливается нормами УПК РФ. 

Особое внимание следует уделить надзору за законностью принимаемых органами предварительного расследования решений. Имеются в виду прежде всего те из них, которые должны быть согласованы с прокурором или утверждены им. Однако и иные решения проверяются в процессе изучения материалов уголовного дела, ознакомления с копиями решений, направляемых в обязательном порядке  прокурору (протокол о задержании подозреваемого; постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого т.д.). При этом нельзя ограничивать процессуальную самостоятельность следователя, чрезмерная опека может привести к конфликту, повлечь негативные последствия. Что касается самостоятельности дознавателя, она существенно отличается от самостоятельности следователя, поэтому и полномочий у прокурора в этой части значительно больше.

Определяя пределы прокурорского надзора за следствием и дознанием, следует исходить из того, что прокурор не вправе подменять собой не только следователя и дознавателя, но и их руководителей, вторгаться в сферу их компетенции и ответственности. Прокурор не уполномочен выполнять за следователей и дознавателей следственные и иные процессуальные действия, принимать процессуальные решения, как это предусматривалось до 2007 года, включая весь советский период. Четкое разграничение полномочий – основа законности.

Объектами надзора являются органы предварительного следствия (СКР; ФСБ; органов внутренних дел) и дознания (дознаватели органов внутренних дел; пограничных органов ФСБ; ФССП; органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; таможенных органов). Подследственность уголовных дела определяется ст.151 УПК РФ, полномочия следователя, дознавателя, РСО, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания ст.38- 41 УПК РФ.




double arrow
Сейчас читают про: