Х о з я й к а. Посмотрите, ребятки, какой я поясок нашла: красный, плетеный, с кисточками! Думала я думала, чей же это поясок? Дедушке коротковат, даже Ванечке маловат, а вот поиграть как раз годится.
С поясочком похожу,
На ребяток погляжу.
Кому дать, кому дать,
(ходит перед детьми, помахивая пояском)
Кому пояс передать?
Лешеньке!
(с поклоном отдает поясок ребенку)
Теперь ты, Лешенька, походи с пояском, а потом кому поклонишься, тому и поясок отдашь. (Игра повторяется несколько раз.)
Слышите? Мяукает кто-то! Да это же мой котик! Васенька, почему ты так жалобно мяукаешь?
К о т и к. Мяу, мяу, я ходил, я гулял, поясочек потерял…
Х о з я й к а. А какой он?
К о т и к. Красный с кисточками.
Х о з я й к а. Не твой ли это поясок? Мы с ним играем.
К о т и к. Мяу, мяу, мой поясок! Как вы с ним играете?
Х о з я й к а. Посмотри!
(Игра повторяется, поясок с поклоном отдают котику, он благодарит детей, хозяйка повязывает ему поясок.)
Какой ты нарядный, котик! Куда ты собрался? Наверное, опять в огород? Помните, ребятки этот стишок?
Выйдет котя в огород —
Всполошится весь народ,
И петух, и курица
С деревенской улицы…
К о т и к. Мяу! Угадали, я как раз к петушку в гости собираюсь (берет узелок).
Х о з я й к а. Вот и хорошо. Что это у тебя в узелке?
К о т и к. Это гостинец. Я же в гости иду. Кто в гости идет, тот гостинец несет.
Х о з я й к а. Правильно, котик, кто в гости идет, тот гостинец несет. Ты у нас умный, добрый.
Ребятки, вы догадались, какой гостинец несет котик петушку? Вспомните прибаутку про доброго котика и сразу догадаетесь.
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Или Петеньке снесть?
Я и сам укушу,
(«кусает»)
Да и Петеньке снесу.
Пирожок, булочка – хорошие гостинцы. До свиданья, котик!
Вот наш котик идет, свой гостинец несет, а мы с вами давайте посмотрим, что дальше будет (переходит к столу с декорациями для сказки «Кот и петух», выступает в роли кота и петуха).
Вот и петушок: хвост с узорами, сапоги со шпорами.
К о т. Здравствуй, Петя-петушок!
П е т у х. Здравствуй, Васенька-дружок! Милости прошу в гости!
Подружились кот с петушком, стали вместе жить.
(Представление настольного театра по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса».)
Х о з я й к а. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец. Еще тот молодец, кто своих друзей из беды выручает, как наш храбрый котик.
Пришла пора прощаться. До свидания, детки!
Занятие 5. Ходит по двору петух
Х о з я й к а. Начнем-ка мы с загадки. Слушайте, ребятки! Кто это?
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Сам рано встает
И другим спать не дает.
Конечно, это петух (показывает игрушку). Хвост у него яркий, будто с разноцветными узорами. Кто покажет, где у петушка шпоры? (Дети показывают, а «хозяйка» продолжает знакомить их с петушком.)
Петушок – петушок,
Покажи свой кожушок!
Кожушок горит огнем.
Сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять…
Невозможно сосчитать!
У моей соседки Аринушки тоже есть петушок (показывает картинки на фланелеграфе: домик, петушок, лес). Только солнышко взойдет – ох, и громко он поет!
– Ку-ка-ре-ку! Солнце взошло!
Ку-ка-ре-ку! Утро пришло!
Просыпайтесь, поднимайтесь,
За работу принимайтесь!
Услышит петушка Арина и сразу встает. От петушка не отстает, тоже песенки поет. (Звучит магнитофонная кассета «Нянюшка».)
А теперь Арина будет петушка хвалить, и мы тоже. (Звучит прибаутка «Петушок-петушок».)
Так громко кричит петушок, что и за лесом его слышно (убирает фигурку петушка за декорацию леса). Мой петушок сегодня почему-то молчит. (Представление настольного театра по мотивам русской народной сказки «Петушок и Машенька».)
Взлетел петушок на ворота,
А петь ему неохота.
Пришел бычок,
А петушок – молчок.
Прибежала овечка,
А петушок – ни словечка.
Прибежала курица,
А петушок все хмурится.
Но вот из дома нашего
Выбежала Машенька,
Улыбнулась петушку,
Он и запел: Ку-ка-ре-ку!
Здравствуй, Машенька-раскрасавица,
Петь для тебя мне очень нравится.
Маша (кукла). Спасибо тебе, петушок. Сейчас поиграй, пожалуйста, с ребятами. (Русская народная игра «Петух».)
Х о з я й к а. Петушок с нами играл, играл и вдруг в домик убежал (прячет игрушку в домик). Как вы думаете, кого он испугался? Да это лиса рыжая! Услышала голос петушка и хочет его утащить. Встала под окошко и поет сладким голосом.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку!
(Показывает плоскостную игрушку петух.)
П е т у х. Ку-ка-ре-ку! Где горох? (Выглядывает, лиса хватает его.)
Х о з я й к а. Выглянул петушок, а лисе того и надо, хвать его за хвост узорчатый! Стой, лиса, отдавай петушка! Вон сколько здесь ребят, мы его в обиду не дадим! Смотрите, вырвался петушок, только без хвоста остался: все перышки у лисы в лапах остались. Бросила она их, фыркнула и ушла. А я перышки подберу, петушка подзову:
– Петя, петушок, иди к ребяткам, они тебя не обидят, хвостик твой поправят! (Все «лечат» хвостик, вставляя перышки в прорези.)
П е т у х. Спасибо вам, ребятки, больше никогда не буду верить лисе-обманщице.
Х о з я й к а. Теперь можно и сказку послушать. Она, конечно, про петушка. (Рассказывает русскую народную сказку «Петух и собака» с показом театра игрушек.)
Вот и сказочке конец, до свиданья, ребятки!