Занятие 25. Заботимся сами о бабушке, маме

       

Х о з я й к а. Расскажу я вам, ребятки, про своих соседей: Марфушеньку да Петрушеньку. Вот и они, познакомьтесь (показывает кукол). Всем они хороши: и ладные, и статные, и красивые, и нарядные. Друг на дружку похожи, оба любят посмеяться, повеселиться, побегать, поиграть. Только вот в чем разница: когда дедушка спит, Марфуша по-прежнему кричит, бегает, ногами топает, а Петруша говорит шепотом и на цыпочках ходит. Как вы думаете, почему Петруша старается тишину не нарушать? Чтобы дедушку не разбудить? Правильно, Петруша жалеет дедушку, заботится о нем, Петруша – мальчик заботливый.

А Марфуша? Спит дедушка, а она все равно шумит. Заплачет Ивашечка в люльке, а ей и дела нет. Несет бабушка корзину тяжелую, а Марфуше и невдомек, что помочь бы надо. А Петруша тут как тут. Ивашечкину люльку покачает (показывает), тяжелую корзину у бабушки возьмет, сам понесет. Он и Мурке молока нальет, и о Марфуше позаботится: то куклу ей смастерит (показывает), то шубку застегнуть поможет.

Вдруг Марфуша заболела: горло болит, голова горит. Пить хочет, а попросить не может, только кашляет. А Петрушу и просить не надо! Он не стал шуметь, кричать да ногами топать, а согрел молоко с медом, Марфушу с ложечки напоил, к голове Марфушиной полотенце мокрое приложил (показывает). Хорошо Марфуше, приятно, а Петруша все хлопочет: чай лекарственный заварил для Марфуши из липового цвета – душистый, полезный. Выпила Марфуша чай и заснула крепко-крепко, сладко-сладко, а пока спала – выздоровела. Проснулась утром и совестно ей стало, обещала она Петруше стать такой же заботливой.

Теперь и Марфуша будет внимательна ко всем.

Вы, ребятки, знаете, как надо заботиться, например, о кошке, о собачке? (Ответы детей.)

Если бабушка заболела, как о ней надо позаботиться? (Ответы детей.)

Как позаботиться о комнатном цветке? (Ответы детей.)

Я вижу, вы поняли, что надо делать. Сейчас хочу рассказать вам сказку о заботливой курочке. (Показать иллюстрации в детской книжке к русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко».)

Так и живут Петушок и курочка, друг о друге заботятся. Теперь и нам пора о ком-нибудь позаботиться. Смотрите, бабушка Нюра у окна сидит, а в окно ветер задувает. Наденька, набрось-ка бабушке на плечи теплый платок. Ты, Сенечка, налей кошке молока, видишь, у нее мисочка пустая. Ванюша, слышишь, цыплята пищат, есть просят. Посыпь им зернышек. Ивашечка заплакал! Как же нам о нем позаботиться? (Ответы детей.) Так и сделаем: люлечку покачаем и тихонько колыбельную споем.

Ванечка уже и не плачет. Спасибо вам, ребятки, за заботу. Я думаю, вы и дома, и в группе найдете, о ком позаботиться. А сейчас, чтобы маленького не разбудить, пойдем «на цыпочках» на прогулку и тихо попрощаемся. До свидания!

 

Занятие 26. Ладушки-ладушки

      

Х о з я й к а. Отгадайте-ка, ребятки, загадку:

 

                 У двух матерей по пяти сыновей,

       Друг на дружку похожи, а именами разные.

         

           Не догадались, что за мамы, что за сыночки? Смотрите! Вот и мамы.

 

                 У двух матерей

         

           (показывает кулачки в платочках)

 

                 По пяти сыновей.

         

           (кулачки разжимает, платочки сброшены, пальцы растопырены)

Что это? (Ответ детей.) Правильно! Посмотрите и вы на свои пальчики. Друг на друга они очень похожи. Какие у них имена?

Этот палец большой, назовем его Большак. (Дети шевелят большим пальцем, гладят его, как и при «знакомстве» с другими пальцами.)

Этот все время указывает (показать), значит Васька-указка.

Этот посередочке, значит Федька-середка. Этого зовут Гришка-сиротка. А это пальчик-крошка, зовут его Митрошка.

 

                 Идут четыре брата

         

           (четыре пальца шевелятся)

 

                 Навстречу старшему.

       Здравствуй, Большак, – говорят,

         

           (пальцы «кланяются», большой палец смыкать с каждым «братом» по очереди)

 

                 Здравствуй, Васька-указка!

       Здравствуй, Федька-середка!

       Здравствуй, Гришка-сиротка!

       Здравствуй, крошка-Митрошка!

       Привет, ладошка!

         

           (быстро сжать и разжать кулачок)

А ваши пальчики хотят поздороваться? Ну-ка, попробуем! (Игра повторяется.)

 

                 Что вы, пальчики, умеете делать?

       Большаку – дрова рубить,

       Ваське-указке – воду носить,

       Федьке-середке – печку топить.

       Гришке-сиротке – кашу варить,

       А крошке Митрошке —

       Песни петь и плясать,

       Родных братьев забавлять.

         

           (легонько подергивать пальцы по очереди)

 

   Потрудились? Пора обедать. Нас сорока-белобока в гости позвала.

 

                 Сорока-сорока

       Кашку варила,

       Деток кормила.

         

           (пальцами, собранными в щепотку, делать круговые движения по ладони другой руки)

 

                 Этому дала (4 раза),

         

           (одной рукой загибать пальцы другой, начиная с большого)

 

                 А этому не дала.

         

           (мизинец выставить вверх)

 

                 Ты воды не носил?

       И дров не пилил?

       Не дадим тебе каши…

         

           (грозить ему пальцем другой руки)

 

                 А он дров напилил

         

           (загнуть грозящий палец)

 

                 Да воды наносил,

         

           (загнуть мизинец)

 

                 И дали ему кашки

         

           (руки «чашечкой»)

 

                 Полную чашку!

         

           (круговыми движениями рук перед лицом показать кашу «с горкой»)

 

   У сороки погостили? Теперь к бабушке на оладушки!

 

                 Ладушки, ладушки!

       Где были? – У бабушки.

         

           (хлопки в ладоши)

 

                 Испекла нам бабушка

       Сладкие оладушки.

         

           (хлопки-«блинчики»)

 

                 Маслом поливала,

       Деткам давала:

       Оле два, Коле два,

       Ване два, Мане два

       Всем дала!

         

           (хлопать двумя ладонями по двум ладошкам каждого ребенка, перечислить всех)

 

                 Шу! Полетели,

         

           (машут кистями рук)

 

                 На головку сели.

         

           (руки на голову)

 

                 Крылышками хлоп-хлоп,

         

           (легонько хлопать пальцами по голове)

 

                 А ребятки топ-топ!

      

           (топать ножками)

 

Русская народная игра «Цапки»

       

Задумали пальчики поиграть. Встали они под мою ладошку, как под крышу. А она вдруг – цап! Ой, какие ловкие пальчики, ни один не попался. Еще поиграем, скажем:

 

                 Под моею крышей

       Собралися мыши,

       Заяц, белка, жаба.

       Цап!

         

           Потом вот так пальчики сложились – коза получилась (показывает тень «козы» на экране).

Вот так сложились – волк получился. Ам! Ам! (Дети пробуют тоже показывать тени.)

Устали наши пальчики, пусть отдохнут, на коленях полежат, а я вам еще тени покажу, только не пальцами, а картинками. (Теневой театр по мотивам любой известной сказки.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: