Х о з я й к а. Здравствуйте, дети! Что случилось? Почему бабушка Нюра (большая кукла) плачет? Догадалась! Смотрите, какой в огороде беспорядок, все овощи разбросаны. Кто это сделал? Бабушка Нюра, ты не знаешь, кто это сделал?
Б а б у ш к а.
Это тот, кто с бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Он копытами стучит,
По-козлиному кричит: Ме-е-е!
Х о з я й к а. Догадались? Да, это козел. Ему бы огород постеречь, а он набезобразничал. Ну-ка, козлик, выходи (выводит игрушку-козлика из-за деревца). Что, стыдно? Все раскидал, а собирать не умеешь? Ребятки, придется нам помочь бабушке Нюре собрать овощи в корзины, но давайте их сначала назовем. Угадайте, что это.
Зеленые телятки лежат возле грядки.
(Огурец)
Желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь.
(Репка)
Красная девица, сидит в темнице, а коса ее на улице.
|
|
(Морковь)
Овощ красный, как сапожки, хоть надевай на ножки!
(Свекла)
Собирать овощи будут… (вызывает детей, проводится игра «Собери овощи». Когда овощи собраны, козлик подбегает и опрокидывает корзинку.)
Ай-ай-ай! Ах, проказник! Да это ты нарочно? Придется тебя к березке привязать.
Привяжу я козлика
К белой березке.
Стой, мой козлик,
Стой, не бодайся.
Белая березка,
Стой, не шатайся!
(Привязывает козлика.)
Гуляй возле березки, а в огороде тебе делать нечего. Недаром говорят: «Пусти козла в огород – капусту не сбережешь». Нам с вами, ребятушки, опять придется за работу приниматься. (Игра повторяется.) Вот спасибо, молодцы! Смотри, бабушка Нюра, ребята беду поправили!
Козлику нашему скучно у березки стоять (шутливо), что, опять бодаться хочешь, упрямец? Знаю я, как тебя проучить. Возьму за рожок и сведу на торжок. Торжок – это место, где торгуют. Продам тебя за три рубля или на пряники обменяю. (Поет русскую народную песенку «Заскочил козлик в огород».)
К о з л и к. Ме-е-е!
Х о з я й к а. Что, не хочешь за рожок да на торжок?
К о з л и к. Простите меня! Обещаю не бодаться, не лягаться, не брыкаться. Буду по воду ходить, буду печку топить, буду кашу варить, творогом лепешки смазывать, песни петь да сказки сказывать!
Х о з я й к а. Так-то оно лучше будет. А про кого сказка? Про козла!
Русская народная сказка «Про козла» («Как у бабушки козел…»)
Х о з я й к а. Вы, ребята, внимательно сказку слушали?
К о з л и к.
|
|
Кто сказку слушал,
Тот меду покушал,
А кто не слушал да зевал,
Тот пустое блюдце облизал!
Х о з я й к а. Вспомните, кто козлу первым в лесу встретился? (Ответ детей.) Кто про зайца загадку знает? (Вспоминают загадки про зайца.) Кто козлику потом повстречался? Вспомним и про лису загадку. Кого больше всех козлик испугался? И про волка загадка есть:
Сероватый, зубоватый,
По лесу рыщет,
Добычу ищет.
К о з л и к. А про козлика все вместе, хором загадку скажем! (Повторяют загадку из начала занятия.)
Х о з я й к а. Молодцы! И козлик тоже молодцом стал, нам с бабушкой да дедушкой хороший будет помощник. Проводи, козлик, ребяток, пожелай им счастливого пути. До свидания, ребятки! (Козлик провожает детей, кланяется, произносит добрые пожелания в дорогу.)
Занятие 3. Веселые гости
Х о з я й к а. Здравствуйте, мои дорогие! Не замерзли? Ветер сегодня холодный, северный, дует-задувает. Посидим рядышком, так теплее! (Раздается стук в дверь.)
Кто там? Пойду, посмотрю! Батюшки, да это мой мешок! Ему в сенях холодно, погреться просится. Заходи, заходи. В этом мешке я овощи храню, а какие – сами отгадайте. (Хозяйка или Мешок загадывают из прошлого занятия загадки про овощи, а в мешке находятся отгадки – муляжи или настоящие овощи.)
М е ш о к. Отогрелся я немного, пойду опять в сени, а то овощи испортятся. (Уходит за ширму, вскоре из-за нее раздаются смех и звон колокольчика.)
Х о з я й к а. Слышите? Кто-то еще к нам в гости спешит. Может, в мешке еще кто-то был, а мы не заметили?
П е т р у ш к а. Это я, Петрушка! Я тоже погреться пришел. Давайте играть!
Х о з я й к а. В какую игру?
– Я знаю веселую игру «Аюшки» (исчезает за ширмой).
– Ну вот, хотел с нами поиграть, а сам пропал. Давайте, его позовем. Петрушка! (Зовут.)
– Аюшки! (Появляется над ширмой.)
– Где ты был?
– У бабушки!
– Что принес?
– Оладушки.
– Где же они?
– Я их под лавочку положил.
– Какой же ты, Петрушка, чудак!
– А вы бы, ребятки, как? (Ответы детей.)
– А-а-а! И я так сделаю. (Исчезает.)
– Опять пропал Петрушка!
– Аюшки!
– Где ты был?
– У бабушки.
– Что принес?
– Сапожки.
– Где же они?
– Я их на тарелку положил!
– Какой ты, Петрушка, чудак!
– А вы бы, ребятки, как? (Ответы детей.)
– А-а-а! И я так сделаю!
– Петрушка!
– Аюшки!
– Где ты был?
– У бабушки.
– Что принес?
– Ведра!
– Где же они?
– Я их на ноги надел. Чуть не упал!
– Какой же ты, Петрушка, чудак!
– А вы бы, ребятки, как? (Ответы детей.)
– В ведра воду наливают? Тогда и я так буду делать!
– Петрушка!
– Аюшки!
– Где ты был?
– У бабушки.
– Что принес?
– Решето.
– Где же оно?
– Я в него воды налил, а она сквозь дырки на меня пролилась, теперь я весь мокрый!
– Мокрый? Тогда беги скорее на печку к дедушке Егору, там и высохнешь, и погреешься! (Пересаживает Петрушку на печку.)
Какие веселые гости! Мешок нас загадками повеселил, Петрушка с нами поиграл да пошутил. Пришла пора сказку рассказывать. (Раздается мычание, появляется бычок – игрушка-самоделка или картинка на фланелеграфе.)
– Кажется еще гость пожаловал! Ты кто?
– Я бычок – смоляной бочок.
– Значит, про тебя и сказку расскажем! (Театр игрушек, картинок и т. п. по мотивам русской народной сказки «Бычок – смоляной бочок». См. цв. ил. 5, а.)