Занятие 10. Мышка-норушка

       

Х о з я й к а. Что за следочки маленькие по горнице цепочкой тянутся? Куда они ведут? Пойду тихонько, посмотрю осторожно, чтобы гостя моего маленького не спугнуть. Куда следочки ведут? Из-за бочки – к печке, мимо чугунка да под лавку… Из-под лавки – по полу да под сундук. Кто же мог под сундуком уместиться? Не догадались? Конечно, это мышка! Вон ее носик любопытный из-под сундука выглядывает! Как вы думаете, от кого же мышка спряталась, от кого так торопливо убегала, что даже не заметила, как лапки перепачкала? Конечно, от кошки или от кота. Вот он, котик Васенька, с охоты идет, на мышку охотился, да не догнал. Уж очень мышки ловкие да смышленые. Послушайте сказку о том, как мышка кота обманула. (Познакомить детей с литовской народной сказкой «Почему кот моется после еды» или сказкой Е. Шварца «Два клена».)

Конечно, мыши кошек боятся, но когда котик уснет на лежанке (положить игрушечного котика на лежанку), мыши из щелей выбираются и хороводы водят. Давайте и мы, как мышки, встанем в хоровод, а Миша котиком Васькой будет. Ты, Миша, спи пока, а потом нас ловить будешь. (Игра «Мыши водят хоровод».)

Какой котик ловкий, всех мышей разогнал! Даже мою гостью, мышку-малышку, испугал. Успокойся, мышка, это дети играли, а котик Васька крепко спит. Побудь с нами, мы на тебя поглядим, про тебя поговорим. Послушайте загадки.

Маленький шарик под лавкой шарит.

 

                 Под мостом, под мостом

       Ходит барыня с хвостом,

       В щелки глядится,

       А вылезти боится.

         

           Угадали, кто это? Про мышку русские люди такие интересные загадки придумали. Я вам еще и считалку про мышку расскажу, заодно вам посчитаю. На ком остановлюсь, тому мышкой быть в игре. (Считалка «Кубы-кубы-кубака»      [5].)

Тебе, Сенечка, мышкой быть. А тебе, Надюша, кошкой. Вставайте, в кошки-мышки играть будем! (Игра «Кошки-мышки».)

Смотрите-ка, наша мышка носик подняла, заважничала.

– Мышка, мышка, почему ты такая важная?

– А как же мне не важничать? Я ведь репку вытащила!

– Как?! Разве ты одна ее вытащила?

– Ну… Дед, баба, внучка, Жучка да кошка помогли немножко, вот я ее и вытащила!

– Детки, разве так все было? (Ответы детей.) А как? Давайте-ка вспомним! Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут, потянут – вытянули репку!

В каких еще сказках вы, ребятки, мышку встречали? (Ответы детей.)

В сказке «Теремок» мышка раньше всех в поле теремок нашла. А в какой сказке мышка бежала-бежала, да что-то разбила, а все заплакали? (Ответы детей.)

Ребятки, как вы думаете, есть ли от мышки в избе хоть какая-нибудь польза? (Ответы детей.) Эх, нет пользы никакой! Мышка в доме только проказничает: то утащит что-нибудь, то погрызет. Иногда хозяйка даже рассердится:

 

                 Ах, как мыши надоели!

       Все погрызли, все поели!..

         

           Все-таки зла на мышку не держат, ее и называют ласково: мышка-норушка, мышка-попрыгушка, мышка-поскребушка. Но были случаи, когда и мыши пользу приносили. Сейчас я вам расскажу об этом историю, только сначала спрошу:

– Мышка, откуда ты ко мне в избушку прибежала? Раньше тебя здесь не было…

– Из города Мышкина!

– Так и знала! Дети, а город Мышкин и на самом деле существует. Почему его так называли, как вы думаете? Нет, не угадали. Слушайте, а мы с мышкой рассказывать будем.

На том месте, где сейчас город Мышкин стоит, раньше было только чистое поле. Однажды ехал по полю князь с дружиною. Ехали они долго, устали, коней притомили. Решили заночевать в чистом поле. Ночью просыпается князь – что это? Мыши бессовестные по нему так и бегают, так и носят: и по рукам, и по ногам, и по плечам, и по лицу! Вскочил князь рассерженный – и вдруг видит: в изголовье у него змея притаилась, видно, укусить его хотела, да не успела. Понял князь, что неспроста мыши по нему бегали: наверное, они путника спящего разбудить хотели, об опасности предупреждали – просыпайся, мол, а то вовек не проснешься, умрешь от укуса змеиного! Прогнал князь змею, а на мышек сердиться не стал, поблагодарил за то, что жизнь ему спасли. Наутро повелел он своим дружинникам на этом месте храм построить и город заложить. Назвали этот город Мышкин – в память о тех мышках, которые князю жизнь спасли.

В этом городе есть музей мышей. Люди туда приходят на разных мышек посмотреть, полюбоваться. Мыши там из меха, из пуха, из глины, из камня. Есть мыши нарисованные, а есть сшитые. Есть даже валенки-мышки: у них на мысках будто мордочки мышиные. Вот он какой, город Мышкин, откуда ко мне мышка в гости прибежала. Теперь она, видно, в обратный путь собралась, пока кот не проснулся. До свиданья, мышка, весело мы с тобой время провели. Передавай от нас поклон городу Мышкину!

 

Занятие 11. Про лису

       

Х о з я й к а. Посмотрите, ребятки, какая интересная вещь есть у меня в избушке – ларец.

 

                 Весь ларец в веселых красках,

       А в ларце, конечно, сказки!

         

           Про кого эти сказки? Отгадайте!

 

                 Пришла из леса рыжая птичница

       Кур пересчитать.

         

           (Лиса)

Конечно, это лиса. Хитрая она! Скажите, зачем ей кур в курятнике считать? Правильно, не считать она пришла, а воровать! Очень она любит курочкой полакомиться, даже пословица есть про это: «Лиса и во сне кур считает».

Во всех сказках лиса кого-нибудь обмануть пытается: то волка, то медведя, а иногда и людей – кого перехитрит, у кого что-нибудь украдет.

 

                 Лиса-лисонька-лиса,

       Лиса – рыжая краса

       У амбара пробегала,

       Кринку с маслом увидала.

       Стоит кринка в холодке

       В огороде, в уголке.

       Как бы в кринку влезть?

       Как бы масло съесть?

         

           Даже сами сказки про лису бывают хитрые, с обманом, например:

– Рассказать вам про лису?

– А она в лесу!

Вот и сказка кончилась. Как вы думаете, почему? Правильно, это игра слов: лес и лиса. Остроумная сказка, хотя и короткая.

В моем ларце и другие есть. Будем доставать из ларчика разные предметы, называть их и угадывать, из какой они сказки. Не забывайте, что эта сказка должна быть обязательно про лису. (Достает (по выбору) в любом порядке предметы.)

Скалочка (называют сказку «Лисичка со скалочкой», вспоминают, кого лиса в ней обманывала, поют песенку из сказки), рыбка (вспоминают сказку «Лиса и волк», жалеют доверчивого волка, вспоминают пословицу: «Лиса семерых волков проведет»), колобок (называют сказку «Колобок», в которой подчеркивается хитрость лисы, которая сначала хвалила колобок, а потом съела его); гусельки (вспоминают, кто играл возле лисьей норки, выручая петушка из беды, называют сказку «Кот, петух и лиса»).

В каких еще сказках встречается лисичка? (Дети вспоминают сказки «Теремок», «Заюшкина избушка» и т. д. Из ларца достаются иллюстрации к сказкам.)

Вот и сама лисичка (показать богородскую игрушку): сидит возле пенька и на колобок смотрит, глаз не сводит, только хвостиком помахивает. Берегись, колобок, съест тебя лиса!

(Далее можно показать и обыграть любые другие богородские игрушки на «лисью» тему: лиса с петушком, лиса вяжет носочки и т. п.)

Смотрите, уже весь стол занят фигурками лисы и предметами из сказок про нее, а ларчик все еще не пустой. Есть в нем еще одна сказка про лису, в которой лисе на ее хитрость другой хитростью ответили: как аукнулось, так и откликнулись. Догадались, о какой сказке я говорю? Давайте в нее поиграем! Все девочки лисичками будут, а мальчики – журавлями (надевают шапочки-клювы с такими длинными носами). (Разыгрывание одновременно всеми детьми русской народной сказки «Лиса и журавль».)

Как мог поступить журавль, если бы на лису не рассердился? (Ответы детей.) Как бы чувствовала себя лисичка, если бы журавль забыл обиду и щедро угостил ее? Смогли бы они тогда помириться? (Ответы детей.)

Сегодня мы про лису и сказки вспоминали, и игрушки лисьи из ларца доставали, и загадку про рыжую птичницу я вам загадывала. Есть еще про лису разные игры. Давайте петь и играть!

 

Игра «Лиса и волк»

       

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, в середине круга – Лиса и В о л к.

 

                 Волк шел стороной,

         

           (дети идут по кругу, Лиса и Волк прогуливаются внутри круга каждый своей походкой)

 

                 Лиса – улицей.

       Волк пел петухом,

       Лиса – курицей.

       Волк санки купил,

         

           (Лиса бежит (катается в санках) за Волком, взяв его за обе руки)

 

                 Лису в санки посадил,

       Не доехал до села —

       Лиса выскочила!

         

           (дети останавливаются, делают «воротики», Лиса отпускает руки Волка и убегает от него, Волк ее догоняет)

 

   (Игра повторяется несколько раз.)

Х о з я й к а. Смотрите, ребятки, мы про лису вспомнили, а она уже здесь (достает из-за ширмы куклу би-ба-бо).

Л и с а. Я за ширмою сидела, на вас в щелочку глядела. Слышала, как вы меня вспоминали, хитрой называли. Постараюсь хитрить и обманывать поменьше, а веселить вас побольше. Давайте еще поиграем! (Игра «Лиса-лиса».)

Весело играли, давайте с вами дружить! Приходите еще и в сказочный ларец почаще заглядывайте, будем опять лисьи сказки вспоминать. Сейчас мне пора. Видели лису? Она уже в лесу (прячется).

Х о з я й к а. Убежала лиса, и ларец закрылся. До свидания, ребятки, до новых сказок!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: