«Возбудители заболеваний верхних дыхательных путей и раневых инфекций».
1. Стафилококки, их свойства, патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика стафилококковых инфекций.
2. Стрептококки, их свойства, патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика стрептококковых инфекций. Скарлатина и ревматизм.
3. Менингококки, их свойства, патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика менингококковых инфекций.
4. Гонококки, их свойства, патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика гонореи.
5. Возбудители туберкулеза: классификация, свойства. Патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика туберкулеза.
6. Возбудитель лепры: классификация, свойства. Патогенез, лечение и профилактика лепры.
7. Микобактериозы.
8. Возбудитель дифтерии, его свойства, отличие от дифтероидов и ложнодифтерийных бактерий. Патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика дифтерии.
|
|
9. Возбудители коклюша: свойства, патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика коклюша.
10. Свойства легионелл, патогенез, микробиологическая диагностика, лечение и профилактика легионеллеза.
11. Свойства микоплазм, патогенез, микробиологическая диагностика, лечение и профилактика заболеваний, вызываемых микоплазмами.
12. Свойства хламидий, патогенез, микробиологическая диагностика, лечение и профилактика заболеваний, вызываемых хламидиями.
13. Микробиологическая диагностика атипичных пневмоний.
14. Возбудители актиномикозов: свойства, патогенез, микробиологическая диагностика, лечение и профилактика этих инфекций.
15. Возбудители газовой анаэробной инфекции: классификация, свойства. Патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика газовой анаэробной инфекции.
16. Возбудитель столбняка, его свойства, патогенез, профилактика и микробиологическая диагностика столбняка.
Занятие 6 (частный курс)
Тема: Микробиологическая диагностика колиэнтеритов, брюшного тифа и
Паратифов.
Вопросы для устного опроса:
1. Общая характеристика семейства энтеробактерий.
2. Эшерихии. Энтеропатогенные кишечные палочки, их свойства. Патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика колиэнтеритов.
3. Сальмонеллы: общая характеристика.
4. Возбудители брюшного тифа и паратифов, их свойства. Патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика брюшного тифа и паратифов. Серологическая диагностика брюшного тифа и паратифов.
Программа лабораторного занятия:
1. Изучить морфологические и культуральные свойства кишечной палочки, брюшнотифозной и паратифозных бактерий.
|
|
2. Изучить схемы микробиологической диагностики эшерихиозов, брюшного тифа и паратифов, составить протоколы в рабочей тетради.
3. Изучить препараты, применяемые при диагностике, лечении и профилактике эшерихиозов, брюшного тифа и паратифов, составить таблицу в рабочей тетради.
Занятие 7 (частный курс)
Тема: Микробиологическая диагностика пищевых токсикоинфекций и ботулизма.
Вопросы для устного опроса:
1. Характеристика сальмонелл – возбудителей пищевых токсикоинфекций, их антигенная структура. Патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика пищевых токсикоинфекций.
2. Характеристика сальмонелл – возбудителей внутрибольничных инфекций.
3. Характеристика возбудителя ботулизма. Микробиологическая диагностика ботулизма.
4. Протей: свойства, патогенез и микробиологическая диагностика инфекций, вызываемых протеем.
Программа лабораторного занятия:
1. Изучить морфологические и культуральные свойства возбудителей пищевых токсикоинфекций: сальмонелл, протея и клостридий ботулизма.
2. Изучить схемы микробиологической диагностики пищевых токсикоинфекций, вызываемых сальмонеллами и протеем, составить протокол в рабочей тетради.
3. Изучить схемы микробиологической диагностики ботулизма, составить протокол в рабочей тетради.
4. Изучить препараты, применяемые при диагностике, лечении и профилактике пищевых токсикоинфекций и ботулизм, составить таблицу в рабочей тетради.
Занятие 8 (частный курс)
Тема: Микробиологическая диагностика дизентерии и холеры.
Вопросы для устного опроса:
1. Шигеллы: свойства и классификация. Патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика дизентерии.
2. Холерный вибрион: свойства и классификация. Патогенез, клиника, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика холеры.
Программа лабораторного занятия:
1. Изучить морфологические и культуральные свойства шигелл и холерного вибриона.
2. Изучить схемы микробиологической диагностики дизентерии и холеры, составить протокол в рабочей тетради.
3. Изучить препараты, применяемые для диагностики, профилактики и лечения дизентерии и холеры.
Занятие 9 (частный курс)
Тема: Микробиологическая диагностика чумы, сибирской язвы, туляремии и бруцеллеза.
Вопросы для устного опроса:
1. Основные свойства возбудителя сибирской язвы, патогенез и клинические формы заболевания, иммунитет, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика.
2. Дифференциация видов и свойства бруцелл. Патогенез, клиника, эпидемиология, микробиологическая диагностика, лечение и профилактика бруцеллеза.
3. Возбудитель чумы, свойства, патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика чумы.
4. Возбудитель туляремии, свойства, патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика туляремии.
Программа лабораторного занятия:
1. Изучить морфологические и культуральные свойства возбудителей сибирской язвы, чумы, бруцеллеза и туляремии.
2. Изучить схемы микробиологической диагностики сибирской язвы, чумы, бруцеллеза и туляремии, составить протокол в рабочей тетради.
3. Учесть результаты реакции агглютинации Райта, поставленной по схеме:
разведение сыв-ки ингредиенты |
1:50 |
1:100 |
1:200 |
1:400 | Контроль | |
сыворотки | диагностикума | |||||
Физиологический раствор | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Сыворотка больного 1:25 | 0,5→ | → | → | → ↓ | 0,5 | - |
Диагностикум | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 ↓ | - | 0,5 |
Результат | ↓ |
0,5 дез. раствор
|
|
4. Изучить препараты, применяемые при диагностике, лечении и профилактике сибирской язвы, чумы, бруцеллеза и туляремии, составить таблицу в рабочей тетради.
Занятие 10 (частный курс)
Тема: Микробиологическая диагностика заболеваний, вызываемых спирохетами.
Вопросы для устного опроса:
1. Возбудитель сифилиса и его основные свойства. Патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика сифилиса. Реакция Вассермана.
2. Патогенные боррелии. Возбудитель возвратного тифа: его свойства. Патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика возвратного тифа. Болезнь Лайма.
3. Лептоспиры – их свойства. Патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика лептоспироза.
Программа лабораторного занятия:
1. Изучить морфологию спирохет по фотографиям.
2. Изучить схемы микробиологической сифилиса, возвратного тифа и лептоспироза, составить протокол в рабочей тетради.
3. Учесть результаты реакции Вассермана с сывороткой крови больного, поставленной по схеме:
№ пробирки ингредиенты | 1 | 2 | 3 | 4 (гемолитическая система) |
0,85% раствор хлорида натрия, мл | - | - | 0,5 | - |
Сыворотка больного (1:5), мл | 0,5 | 0,5 | 0,5 | - |
Антиген 1 (специфический), мл | 0,5 | - | - | - |
Антиген 2 (неспецифический), мл | - | 0,5 | - | - |
Комплемент, мл | 0,5 | 0,5 | 0,5 | - |
Гемолитическая сыворотка, мл | - | - | - | 2,0 |
Эритроциты барана, мл | - | - | - | 2,0 |
1-3 пробирки поставить в термостат на 45 мин, 4 - поставить в термостат на 15-20 мин | ||||
Гемолитическая система (приготовлена в 4-й пробирке), мл | 1 | 1 | 1 | |
Поставить в термостат на 45 мин | ||||
Результаты |
|
|
4. Изучить бактерийные препараты, применяемые для профилактики и диагностики заболеваний, вызываемых спирохетами.
Занятие 11(частный курс)
Тема: Микробиологическая диагностика заболеваний, вызываемых клебсиеллами,